Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Экспериментальное изучение влияния самооценки, как личностной характеристики, на выбор профессии).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
1.2 Личностные характеристики как фактор выбора профессии
1.3 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Введение
В современном мире актуально и остро встает вопрос о психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не сиюминутный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Сложность его в том, что сейчас существует более 40 тысяч профессий, при этом около 500 из них каждый год исчезают и практически столько же появляется новых. Выбор профессии осложнен ещё и тем, что профориентация всовременных условиях всё ещё не может достичь своих главных целей – формирование у учащихся самоопределения в профессии, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному работнику.
На выбор профессии обычно влияют внешние условия (мнение со стороны) и личностные особенности. Главным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; применяется в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.Отрицательные последствия необоснованного выбора профессии начинают сказываться уже в период обучения в профессиональных учебных заведениях. По данным ВНИИ профессионального технического образования около 40% учащихся 1-го курса ПТУ не довольны выбранной профессией, 10-12% хотели бы вернуться в школу, 40-60% старшекурсников ВУЗов не желают работать по выбранной специальности. Исследования показывают, что только 10% старшеклассников адекватно оценивают свои возможности. В большинстве случаев мотивами выбора профессии являются: 25% учащихся выбирают профессию по совету друзей;
17% по совету родителей;
9% руководствуются случайными факторами (например, территориальной близостью учебного заведения);
10% учащихся выбирают профессию под влиянием СМИ;
остальные руководствуются интересом к содержанию труда.
По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности.
Целью моей работы является изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Объектом исследования будет являться процесс выбора профессии.
После изучения работы отечественных и зарубежных психологов можно выделить ряд следующих личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии это: темперамент, характер, интересы, склонности, приспособляемость, общительность и другие. Непосредственно личностные характеристики и будут являться предметом изучения моей работы.
Изучая теоретический материал, я предположила, что самооценка, какличностная характеристика, будет главным образом влиять на выбор профессии. Для достижения цели работы и проверки выдвинутой гипотезы мноюпредложены ряд конкретных задач:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью изучитьвлияние личностных характеристик на выбор профессии;
2. провести эксперимент с целью выявить самооценку учащихся, как личностнуюхарактеристику, которая влияет на выбор профессии;
3. проанализировать влияние самооценки на выбор профессии;
4. разработать рекомендации для выбирающих профессию.
Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
Выбор профессии - это социальный процесс, в ходе которого индивиды последовательно осознают наличие в обществеве профессионального разделения труда и конкретных видов трудовой деятельности - профессий и специальностей, путей и способов приобретения знаний и навыков, необходимых для этой деятельности, и реальных возможностей их использования. Выбор профессии включает профессиональную ориентацию, а также выбор связанного с профессией социального положения.[15]
Существуют различные варианты определения понятия "выбора профессии", однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект наделены огромным выбором характеристик, чем сказывается неоднозначность явления выбора профессии. «Жизнь прожить – не поле перейти», - говорит народная мудрость. И эту мудрость можно понять, как обычное, «не лишнее» указание на особую сложность и затрудненность выбора профессии, построение жизненного пути, неполную предсказуемость возможных событий.В общемпо итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. В итоге заключительного цикла профессионального самоопределения школьникам (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов).Всё это окутано юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно.Самоопределение – это не простой, многоступенчатый процесс развития человека, структурными частями которого являются разные виды самоопределения – личностное, социальное, профессиональное и др.Главным и важным результатом деятельности самоопределения является и осознание того, что «я сам» выбрал профессию (а не так, что «меня заставили»).[6,3]
Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет наибольшее значение. Существует достаточноеколличествопсихологических исследований, направленных на ситуации выбора профессии:
1) Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора профессии:
- выбор профессии как осуществление в плане решения достаточно сформированных способностей и интересов;
- выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более профессиональный выбор.
2) Подобный подход реализован в исследованиях В.Джайде. он выделяетследующие типы профессионального выбора:
- характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом –безразличностью;
- при уверенной решительности и самостоятельности имеются лишь малодифференцированные склонности;
- подросток способен сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы достаточно ярким склонностям и способностям. .[13]
3) Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где предлогаютсяследующие типы:
- заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении
профессиональных главных качеств;
- заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении
профессионального плана;
- заниженная самооценка, выраженные интересы, затруднения в построениипрофессионального плана, высокая требовательность к себе;
- завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении
профессионального плана, ориентация на материальный статус;
- завышенная самооценка, выраженные склонности, трудности в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностью ею овладеть.[6]
Практически все теории профессионального развития имеют своей цельюпредсказание следующего: направление профессионального выбора, планирование карьерных планов и др. Рассмотрим некоторые направления.
1) Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х годов американским
психотерапевтом Э.Берном, объясняет процесс выбора профессии и
профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве.
В сценарной теории говорится , что сравнительно небольшое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (выбор профессии, брак, воспитание детей и т.д.) люди пользуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в детстве (до 6-го возраста) под влиянием родителей и определенным поведением человека. Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, руководствующийся неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии.
2) Теория профессионального развития Д.Сьюпера.
По мнению Д.Сьюпера, индивидуальные предпочтения и типы карьер можнорассматривать, как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Данные утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Профессиональная Я- концепция может быть также получена путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или путем принятия действительной профессии испытуемого за утверждение его Я-концепции. В итоге многочисленные профессиональные выборы могут быть в разной степени совместимы с личностными Я-концепциями. Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли.
3) Типологическая теория Дж.Холланда.
Теория профессионального выбора американского исследователя Холланда, развиваемая с начала 70-х годов, выдвигает положение, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался.
В западной культуре можно отметить 6 типов личности: реалистический,исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский,конвенциальный.
Каждый тип –предмет типичного взаимодействия междумногообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность выучивается предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию пределенных способностей, обусловят внутренний выбор определенной профессии.
4) Теория компромисса с реальностью Э.Гинзберга.
В своей теории Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выборпрофессии – это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а втечении длительного времени. Этот процесс включает в себя серию«промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, т.к. оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей.[11]
Выбор профессии – социально заданное явление, определяемое, прежде всего, социальными характеристиками профессии.[10]
Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как одному изважнейших событий в целостном жизненном определении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я»человека, определяя течение его жизни. Такой подход построен на учете широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, позволяя сделать акцент на временном аспекте – на прошлом и будущем человека. Такой подход также акцентирует внимание на активность субъекта в процессе выбора профессии, который и определяет, какие факторы доминируют в этот ответственный период жизни. Анализируя выбор профессии как систему субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии – того, что выбирают и субъекта – выбирающего. Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:- социально-экономический (краткая история профессии, её роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);
- производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);
- санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере
освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);
- психофизический (требования профессии к особенностям психических процессови свойствам личности).
Е.А. Климов предлогаетвосемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:
1) позиция старших, семьи:
Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы.Бывает, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто препятствуют установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Исследования показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их поддержку при поступлении в какое-либо учебное заведение;
2) позиция сверстников:
дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении;
3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классногоруководителя и т.д.):
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;
4) личные профессиональные и жизненные планы:
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;
5) способности и их проявления:
способности, достижения, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и во всех других видах общественно ценной активности;
6) притязание на общественное признание;
7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;
8) склонности.[4]
Выбор профессиональной деятельности отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы.[6]