Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Специфика обиды и интернет-зависимости в подростковом возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы. Современный мир подвержен информационной глобализации. Жизнь вне компьютерных технологии трудно себе представить. Внимание к проблеме интернет-зависимости, особенно подростками, сейчас возросло. Связано это в первую очередь с малоизученностью данного феномена. Возникает несколько вопросов: является ли наличие определённых черт личности фактором, провоцирующим формирование интернет-зависимости; интернет-зависимость влияет на эмоциональные состояния; влияет ли интернет зависимость на способы выражения эмоциональных состояний. Аддикция, т.е. навязчивая потребность человека в конкретном виде деятельности. На сегодняшний день фиксируется новый вид аддикции – зависимость от компьютера, мобильных телефонов и Интернета.

Подростковый и юношеский возраст является одним из самых бурных периодов, в которых меняется множество факторов жизни. Существующая реальность резко отличается своей требовательностью по сравнению с детским возрастом. У подростка появляется желание сепарироваться от родителей, а также проявить свою «взрослость» или же, наоборот, проявить инфантилизм, укрыться от действительности в мире компьютерной графики. Интернет предоставляет такие возможности, позволяя создать в социальных сетях тот образ, который подросток хочет представить миру. Чрезмерное количество времени, проводимое в сети, может привести к компьютерной зависимости. Интернет-зависимость – это один их признаков отклоняющегося поведения, может представлять угрозу для общественного и личного благополучия. У многих молодых людей есть необходимость использовать интернет для учебы, а впоследствии и работы. Интернет-пространство предлагает много информации и развлечений, которые дарят самые разные эмоции, часто вызывая этим зависимость. Личность, склонная к интернет-аддикции все больше предпочитает оставаться в виртуальной реальности, деформируя при этом реальные отношения, что будет влиять на проявление эмоциональных состояний, а также на умение распознавать эмоциональные состояния других людей. Часто реальные отношения сложно даются подросткам, но также и с подростками трудно строить отношения их родителям, учителям, одноклассникам.

Исходя из сказанного, можно говорить о высокой актуальности темы данного исследования: необходимо рассмотреть невербальное проявление обиды подростков, склонных к интернет-аддикции.

Цель исследования: изучить особенности невербального проявления обиды у подростков, склонных к Интернет-аддикции.


Объект исследования: подростки в возрасте 15-17 лет в количестве 40 человек, склонные к интернет-аддикции.

Предмет исследования: аддиктивность, невербальные проявления обиды.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между наличием аддикции у личности и невербальным проявлением обиды.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть научные подходы к понятиям «невербальные проявления обиды», «эмоциональное состояние обиды»;
  2. Рассмотреть особенности интернет-аддикции и психологические свойства интернет-зависимой личности;
  3. Определить невербальные проявления агрессии у подростков с интернет зависимостью;
  4. Изучить связь между интернет-зависимостью и невербальным проявлением эмоционального состояния обиды у подростков в возрасте 15-17 лет.

Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы анализ научной литературы по теме работы, психологическое исследование, метод математической обработки данных, интерпретационные методы.

Методики исследования:

  1. Тест на интернет-аддикцию (зависимое поведение) для подростков (в модификации Коныгиной И.А.) (Никитина, Ю. Егоров, 2005 год);
  2. Опросник состояния агрессии у подростков и старшеклассников (Баса – Дарки) в адаптации Рогова Е.И.;

База исследования: Общее количество испытуемых 20 человек.

Организация и этапы исследования:

Первый этап – изучение социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, теоретический анализ понятий.

Второй этап – определение базы исследования, формирование выборки, подбор методического инструментария.

Третий этап – проведение психологической диагностики испытуемых.

Четвертый этап – обобщение и анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования.

В работе поднята проблема невербального проявления эмоционального состояния обиды, которое зависит от многих факторов и подвержено негативным влияниям извне. На этой основе в исследовании заявлено о возможном влиянии интернет-аддикции на невербальное проявление обиды. В связи с этим исследование посвящено конкретным возрастным границам: подростковому возрасту 15-17 лет. Психофизиология изучает роль всей совокупности билогических свойств, и прежде всего свойств нервной системы, в детерминации психической деятельности и устойчивых индивидуально-психологических различий. Таким образом, данная работа выявляет особый факт: наличия и негативного влияния интернет-зависимости на невербальное проявление особых эмоциональных состояний: обиды.


Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы в качестве основы для разработки методических рекомендаций, в работе практического психолога и социального педагога образовательных учреждений, в написании научно-исследовательской статьи.

1. Невербальные проявления обиды при интернет-аддикции

1.1. Характеристика термина «аддикция» и свойств интернет-зависимой личности

Термин «аддикция» означает высокую степень зависимости. В современном мире неминуемо в глобальном масштабе происходит информатизация общества. Такие изменения охватывают все сферы общества. Подросток изначально включен в процесс и чем старше становится, тем больше вырастает необходимость включаться в процесс освоения компьютера и Интернета. На данный момент среди опасных зависимостей, выделяют наркозависимость, алкогольную, а также интернет-зависимость, которая выражается не только в форме зависимости от компьютера, но и от мобильного телефона.

Компьютера зависимость стала объектом изучения в конце прошлого века в США. Связь проводимого человеком времени за компьютером или в мобильном телефоне на сегодняшний день приобретает патологический характер, который проявляется в игромании, зависимости от социальных сетей. Количество часов, проводимых в сети, становится очень большим, что влечет за собой негативное влияние на различные стороны жизни человека, а также изменениям личности, особенно в подростковом и юношеском возрасте.

Интернет-аддикция – это состояние, при котором возникает сильное желание, характеризуемое как навязчивое, подключиться к Интернету, выйти в сеть, а также невозможность выйти из сети и отключиться от Интернете. Статус данного состояния пока находится на уровне рассмотрения и не включается в официальную классификацию заболеваний DSM-IV.

Понятию интернет-зависимости дал старт И.Голдберг в 1994 году. И.Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:

̶ использование интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;


̶ использование интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу. [ 2 ]

В это же время психиатр К.Янг занялась вопросом изучения Интернет-зависимости. На основе своих работ ею был составлен опросник, который позволял выявить степень зависимости от нахождения/ненахождения в Интернете. По исследованиям, проведенных автором было выявлено, что данное расстройство весьма распространено. Чуть позже стали выходить монографии, посвященные данной проблематике.

Очевидно, что избежать использования компьютера и интернета невозможно в современном мире. Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими изменениями. Рост толерантности означает привыкание и необходимость во все большем количестве дозы, будь то еще одна сигарета или еще один час в сети. Но в случае с интернет - зависимостью никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова не существует. Поэтому характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить интернет-зависимость как навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и психологическими симптомами. Выделяют несколько типов интернет-аддикции: веб-серфиг, который характеризуется бесцельным «лазанием» по всемирной интернет-паутине; социальные сети, которые позволяют найти собеседников со всего мира и с разными интересами, добавляя их в друзья; игровая зависимость, которая позволяет не только сыграть в интересную игру, но также в некоторых случаях потратить или выиграть деньги, а также пообщаться с единомышленниками; навязчивая финансовая потребность, например в форме интернет-шоппинга; киберсексуальная зависимость.

Статистика так распределяет сетевые услуги по частоте интернет-зависимости: чаты — 36,68 %; многопользовательские игры — 28 %; телеконференции по сети — 15,33 %; электронная почта — 12,5 %; развлекательные сайты — 7,5 %; иные сетевые протоколы (ftp, gopher и пр.) — 2 %.

Если проводить анализ статистики в ключе нашей работы, то можно смело заявить, что контингент подростков 15-17 лет попадает в самые распространенные сетевые услуги, а именно чаты и многопользовательские игры. Мотивы использования именно социальных сетей вполне объяснимы. У каждого подростка есть свои потребности, в том числе в получении внимания. Запостить новую фотографию или цитату и ты получаешь «лайки». Чем чаще и больше такого внимания, тем больше растет потребность в нем. Игры, позволяющий с одной стороны, уйти в виртуальную реальность, отдохнуть, с другой стороны, постепенно «затягивают». Играя в онлайн игры человек даже выстраивает распорядок своего дня так, чтобы выйти в игру в определенное время, забывая о делах и реальной жизни. Игры созданы таким образом, чтобы привлечь к процессу, даже когда он уже не доставляет настоящего удовольствия. [15, с.35]


Рассмотрим определение компьютерной зависимости с теоретических позиций и предложим разные варианты трактовок этого понятия. Следует уточнить, что в психологии понятия компьютерной и Интернет-зависимости рассматриваются в совокупности, поскольку компьютер является техническим средством, позволяющим и выйти в Интернет с разными целями, и начать серьезную работу, и устроить отдых.

В работах отечественных психологов отмечается, что интернет-зависимость – это тот случай, где «объектом зависимости становится поведенческий паттерн». [11, c. 65]. Ивлева А.Н. отмечает: «особое значение здесь имеет чувство безопасности и осознание своей анонимности» [16, с. 22]. Самое главное качество и ощущение, которое дает интернет– отсутствие давления со стороны общества. Человек с одной стороны получает необходимое общение, чувство принадлежности единому пространству, но в с другой стороны, все происходящее в сети не воспринимается как нечто реальное. Эмоции, которое вызывает интернет-общение достаточно сильные, но в тоже время проходят быстрее, чем в реальности. Такое описание состояния во многом напоминает картину, описываемую наркозависимым. Но такое состояние связано с личностными особенностями человека. Еще одним вариантом приобретения Интернет-зависимости может стать личность, которая более ведома по своей природе, обладает слабой волей. Как высказался по поводу неустойчивости характера А.Е. Личко, «рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью … Все дурное словно липнет к ним. … в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, наркотики...» [20, с.101].

Таким образом, Интернет-зависимость – это патологическое пристрастие человека к работе за компьютером и в киберпространстве. Однако стремление уйти от реальности педагоги ставят, как и психологи, на первое место среди отличительных черт Интернет-зависимости. Одной из главных центральных особенностей интернет-зависимого подростка является чувствительность к опасности, тревожность, как следствие этого, обусловленное бегство от «суровой» реальности. Восприятие личностью подростка с интернет-зависимым поведением самого себя характеризуется ощущением чувства беспомощности, неспособности справиться с жизненными неудачами, сниженной самооценкой (уровень которой, к слову, заметно повышается после «успехов» в киберпространстве), избегания ответственности и в целом реальности, как проявления общей инфантильности личности. В ситуации затруднения общения всегда можно выйти из сети, произошла ссора можно «исключить из друзей» или заблокировать контакт, совершенно не заботясь о последствиях таких скоропалительных решений и производимом эффекте (хотя не исключено, что на вызов эмоций у другого человека и идет расчет). Зависимость приводит к множеству проблем, начиная от страхов и заканчивая расстройствами.