Файл: контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Судебный контроль оперативно-розыскной).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 5
отличие от видов контроля оперативно-розыскной ведомственный контроль, правило, включает свое содержание эффективности планируемых проведенных оперативно- мероприятий по и раскрытию , а также по совершенствованию и тактики -розыскной работы. соответствии со . 22 ФЗ «Об » ведомственный контроль на обеспечение при организации проведении оперативно- мероприятий. Однако с проверкой в оперативно- деятельности оказание помощи должностным оперативных аппаратов другой главной ведомственного контроля оперативно-розыскной . В связи этим редакцию правовой нормы бы расширить включения в содержание оказание помощи нижестоящим аппаратам в повышения результативности ими задач.
3 Судебный контроль оперативно-розыскной
Установление прямого контроля за и обоснованностью осуществляемых действий решений, создающих ограничения прав свобод граждан, знаковым событием жизни нашей
Судебный контроль особое место контроле за -розыскной деятельностью. и особенность контроля определяется , что суд независимым органом , разрешающим в с законом интересов в . При этом не проводит плановых проверок иных, кроме , сферах деятельности. контроль имеет исключительно при такого конфликта обращения одной его сторон судебный орган. контроль, в от иных контроля и надзора, не быть инициативным стороны самого . Особенностью судебного является и , что основной задачей является прав и личности в оперативно-розыскной .
Особое положение в обществе следующие особенности контроля за -розыскной деятельностью:
1) контроль направлен обеспечение прав свобод личности осуществлении оперативно- деятельности;
2) судебный осуществляется только наличии предусмотренных оснований, а :
– необходимости проведения аппаратом оперативно- мероприятий, ограничивающих права и человека и на тайну , телефонных переговоров, , телеграфных и сообщений, передаваемых сетям электрической почтовой связи, также право неприкосновенность жилища. юридическую силу основание приобретает при наличии о признаках , совершаемого или противоправного деяния, которому производство следствия обязательно; , подготавливающих, совершающих совершивших противоправное , по которому предварительного следствия ; событиях или (бездействии), создающих государственной, военной, или экологической Российской Федерации;
– или мнимого органом, осуществляющим -розыскную деятельность, закона в оперативно-розыскной ;
3) поводами осуществления контроля являются:
– в суд аппарата для судебного решения проведении оперативно- мероприятий, ограничивающих права и граждан;
– поступление суд жалобы нарушении оперативным требований закона осуществлении оперативно- деятельности.
Предоставленные аппаратом в материалы на судебного решения проведении оперативно- мероприятий, ограничивающих права и человека и , рассматриваются судьей и незамедлительно месту проведения мероприятий или месту нахождения , ходатайствующего об проведении. При судья не отказать в таких материалов случае их .
По требованию ему могут также иные , касающиеся оснований проведения оперативно- мероприятия, за данных о , внедренных в преступные группы, штатных негласных органов, осуществляющих -розыскную деятельность, о лицах, им содействие конфиденциальной основе, организации и проведения оперативно- мероприятий.
Рассмотрев оперативным аппаратом - риалы и наличие законных на проведение -розыскного мероприятия, конституционные права свободы личности, выносит решение про- ведении мероприятия. В отсутствия оснований про- ведение -розыскного мероприятия отказывает в проведении, о выносит мотивированное . При необходимости срока действия решения о оперативно-розыскного оперативный аппарат представляет судье , на основании в общем принимается новое решение.
В отказа судьи проведении оперативно- мероприятия, ограничивающего права и личности, орган, оперативно-розыскную , вправе обратиться этому же в вышестоящий . Рассмотрение оперативных вышестоящим судом в себя контроль за в оперативно- деятельности, так контроль вышестоящего за рассмотрением материалов нижестоящими .
Поступление в жалоб на действия должностных оперативных аппаратов ч. 4 ст. 5 «Об ОРД». соответствии с правовой нормой , виновность которого совершении преступления доказана и располагает фактами проведения в его оперативно- мероприятий, вправе от органа, оперативно-розыскную , сведения о о нем . В случае в пре- запрашиваемых сведений вправе обжаловать отказ в порядке. При дела в обязанность доказывания отказа в лицу сведений на орган, оперативно- розыскную .
Для обеспечения и всесторонности дела орган, оперативно-розыскную , обязан предоставить по его оперативно-служебные , содержащие информацию сведениях, в которых заявителю отказано. Исключение сведения о -конфидентах. В признания необоснованным органа, осуществляющего -розыскную деятельность, отказе в необходимых сведений судья может соответствующий орган запрашиваемые сведения .
Кроме того, субъектов оперативно- деятельности в мере распространяются ст. 46 Конституции Федерации о , что решения действия (или ) органов государственной и должностных , включая органы, оперативно-розыскную , могут быть в суд. соответствии с . 1 названной конституционной каждому гарантируется защита его и свобод.
4. Прокурорский надзор оперативно-розыскной
Прокуратура Российской представляет собой федеральную централизованную органов, осуществляющих имени Российской надзор за Конституции Российской и исполнением , действующих на Российской Федерации. основных направлений надзора предусматривается «надзор за законов органами, оперативно-розыскную , дознание и следствие».
В со ст. 21 «Об ОРД» надзор за ФЗ «Об » осуществляют Генеральный Российской Федерации уполномоченные им . В связи тем, что прокурорского надзора сфере оперативно- деятельности сопряжено обращением к -служебным документам, сведения, составляющие тайну, на прокуроров в порядке оформляется к совершенно сведениям или особой важности. приказа с уполномоченных прокуроров лиц, ответственных ведение делопроизводства документам оперативно- деятельности, направляется сведения руководителям , осуществляющих оперативно- деятельность, а руководителю вышестоящей .
Особенности прокурорского за оперативно- деятельностью определяются Генеральной прокуратуры Федерации от 15 2011 г. № 33 «Об прокурорского надзора исполнением законов осуществлении оперативно- деятельности». В со ст. 4 приказа предмет надзора призван законные гарантии прав человека гражданина на частной жизни, и семейную , защиту чести доброго имени, жилища и переписки, телефонных , почтовых отправлений, и иных , а также и законных юридических лиц, установленного порядка заявлений и о совершенных готовящихся преступлениях установленных законом при осуществлении -розыскной деятельности, законность при оперативно-розыскных , в том тех, на которых разрешение судом, принятии лицами решений, результатов оперативно- деятельности следователю, следственного органа, дознания и . При этом уполномоченных прокуроров равной степени способствовать как гарантий соблюдения и свобод и гражданина, при проведении -розыскных мероприятий, и выполнению оперативно-розыскной по выявлению, , пресечению и преступлений, изобличению и розыску , скрывающихся от дознания, следствия суда либо от уголовного , а также без вести граждан.
В с ч. 2 . 21 Федерального закона « прокуратуре Российской » при осуществлении за исполнением органы прокуратуры подменяют иные органы. Предмет надзора ограничен соблюдением Конституции Федерации и законов. Надзор исполнением подзаконных актов (приказов, , указаний и . п.) является ведомственного контроля. связи с вопросы организации, , методов и осуществления оперативно- деятельности в прокурорского надзора входят.
При проверок, согласно Генерального прокурора Федерации, уполномоченные должны обращать :
– на законность обоснованность решений производстве или оперативно-розыскных , а также результатов оперативно- деятельности;
– обязательность и заведения оперативного учета, постановки и с оперативного лиц, в которых проводятся -розыскные мероприятия;
– оперативно-розыскных целям и оперативно-розыскной , а также применения информационных и технических , наносящих ущерб и здоровью и причиняющих окружающей среде;
– полномочий у , осуществляющих оперативно- деятельность;
– возможность только тех -розыскных мероприятий, которых определяется законом;
– наличие для проведения -розыскных мероприятий, том числе проведение которых дано судом;
– условий и проведения оперативно- мероприятий;
– своевременность судей органами, оперативно-розыскную , о проведении разрешения судьи случаях, не отлагательства и привести к тяжкого преступления, также при данных о и действиях, угрозу государственной, , экономической или безопасности государства, -розыскных мероприятий, права граждан тайну переписки, переговоров, почтовых, и иных , передаваемых по электрической и связи, а права на жилища;
– законность граждан к на конфиденциальной и соблюдения добровольного согласия органами, осуществляющими -розыскную деятельность.
для проведения проверки исполнения «Об ОРД» :
а) обращения , юридических и лиц;
б) изучения материалов дел о преступлениях или информации о реагировании на следователя, руководителя органа, органа или определение по уголовным , находящимся в производстве, а ненадлежащее исполнение и поручений прокурора;
в) план прокурорских , а также вышестоящего прокурора;
) другие случаи, учетом состояния в этой правоохранительной деятельности отсутствия положительных по выявлению , совершаемых или преступлений, при преступлений, розыске или подозреваемых уголовным делам лиц, без пропавших.
Возможности надзора за привлечения граждан сотрудничеству на основе ограничены принципа конспирации оперативно- розыскной . В соответствии ч. 2 ст. 12 «Об ОРД» о лицах, или оказывавших органам, осуществляющим -розыскную деятельность, конспиративной основе, оглашаться исключительно их согласия письменной форме. составляют только привлечения этих к уголовной или поступившие них официальные (обращения).
При надзора за -розыскной деятельностью вправе требовать руководителей, осуществляющих -розыскную деятельность, им подлинных -служебных документов, основанием для дел оперативного , а также оперативно-розыскных и их .
Оперативно-служебные (оперативные материалы) осуществлении органами России оперативно- мероприятий в контрразведывательной деятельности истребоваться только случаях проведения в порядке по поступившим прокуратуру материалам, и обращениям , свидетельствующим о этими органами Российской Федерации. ходе надзорных в Службе разведки Российской и в внешней разведки обороны Российской изучаются только оперативно-служебные , которые связаны обеспечением собственной указанных органов.
с оперативными по конкретным оперативного учета также имеет к ведомственным актам, регламентирующим и тактику -розыскной деятельности. такие нормативные предметом прокурорского не охватываются, являются средством и толкования норм ФЗ « ОРД». Без к ведомственным актам, детализирующим ФЗ «Об », невозможно надлежащее прокурорского надзора законностью в оперативно-розыскной , а также обоснованных указаний проведении или оперативно- розыскных по имеющимся .
Представление прокурору о лицах, в организованные группы, о негласных сотрудниках , осуществляющих оперативно- деятельность, а о лицах, содействие этим на конфиденциальной , допустимо исключительно согласия названных . Исключение составляют случаи привлечения лиц к ответственности.
При проверок законности -розыскных мероприятий, на основании следователя, руководителя органа, органа , начальника подразделения , дознавателя или суда по делам, находящимся их производстве, на положениях . 21 УПК РФ, в каждом случае рассматривается проведения дополнительных -розыскных мероприятий, на раскрытие и выявление к нему .
В ходе дел оперативного и других - служебных материалов наличие в документов, свидетельствующих укрытии преступлений, освобождении от преследования (заявлений , протоколов следственных , официальных документов т. п.).
ходе и результатам проведения , а также восстановлении нарушенных и свобод и устранении нарушений закона, должностными лицами , осуществляющих оперативно- деятельность, прокурор :
а) знакомиться подлинными оперативно- документами, включая оперативного учета, о проведении -розыскных мероприятий использованием оперативно- средств, учетно- документацию и нормативные правовые , регламентирующие порядок оперативно-розыскных , а также оперативно-служебные , необходимые для надзора за -розыскной деятельностью;