Файл: контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Судебный контроль оперативно-розыскной).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях модернизации Российского государства все большее значение приобретает четкое функционирование механизмов контроля и надзора во всех сферах жизни общества. Контрольная и надзорная формы юридической деятельности придают необходимый динамизм происходящим в стране преобразованиям, становятся одним из решающих факторов углубления реального демократизма, построения правового государства.

Малоэффективные контроль и надзор (либо их отсутствие) нередко становятся причиной нарушения прав и свобод граждан, влекут значительный ущерб, не позволяют претворять в жизнь намеченное, тормозят реформы. В частности, важен контроль за оперативно-розыскной деятельностью (далее - ОРД), которая осуществляется на принципах конспирации, а её задачи решаются с использованием преимущественно негласных возможностей и мероприятий, в т.ч. ограничивающих права и свободы человека и гражданина.

Статья 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД») определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об ОРД», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В качестве гарантий законности ОРД выступают судебный контроль и прокурорский надзор за ОРД. Гарантом законности при ее осуществлении также является ведомственный контроль.

Целью настоящей работы является изучение контроля и надзора за ОРД.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

  • Проанализировать правовые основы и значение контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
  • Изучить контроль за оперативно-розыскной деятельностью и его виды.
  • Изучить судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

Объект исследования – оперативно-розыскная деятельность.

Предмет исследования – контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

Структура курсовой работы состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1 Правовые основы и значение контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью

Оперативно-розыскная деятельность относится к исключительно эффективному виду правоохранительной деятельности, позволяющей своевременно выявлять замышляемые и подготавливаемые преступления, раскрывать наиболее опасные преступления, совершенные в условиях неочевидности, решать другие ответственные задачи по борьбе с преступностью. Однако в силу ее преимущественно негласного характера возрастает риск вторжения должностных лиц оперативных аппаратов в охраняемые законом конституционные права и свободы личности. Конспиративность осуществляемых оперативными аппаратами оперативно-розыскных мероприятий не позволяет своевременно обнаружить факт их проведения как отдельными гражданами, так и должностными лицами, осуществляющими контрольные и надзорные функции за законностью в оперативно-розыскной деятельности.

Широкие возможности оперативно-розыскной деятельности по вторжению в частную жизнь, другие охраняемые законом права и интересы физических и юридических лиц, ограниченность контроля и надзора в силу ее конспиративного характера вызывают необходимость обстоятельной правовой регламентации контроля и надзора за рассматриваемым видом правоохранительной деятельности. В связи с этим в ФЗ «Об ОРД» содержится комплекс норм, предусматривающих основания, виды и особенности контроля и надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Так, контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют:

  1. Президент Российской Федерации
  2. Федеральное Собрание Российской Федерации.
  3. Правительство Российской Федерации.
  4. Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ведомственный контроль).
  5. Суд (судебный контроль).

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Юридические основания контроля и надзора определяются содержанием гл. VI «Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью», а также ст. 3 «Принципы оперативно-розыскной деятельности», ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» и другими статьями ФЗ «Об ОРД», иными федеральными законами и ведомственными нормативными актами.

В организационном отношении, наряду с плановыми проверками законности в сфере оперативно-розыскной деятельности в форме контроля и надзора, исходными (поводами) для реализации их оснований являются:


  1. Запрещения:
  • осуществлять оперативно-розыскную деятельность для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом;
  • проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
  • принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
  • разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан (за исключением предусмотренных федеральным законом случаев);
  • подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);
  • фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности;
  1. обжалование действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, лицом, полагающим, что такие действия привели к нарушению его прав и свобод.

Формы и методы (приемы) контроля и надзора определяются соответствующим законодательством и подзаконными (в том числе ведомственными) нормативными актами с учетом специфики органов, их осуществляющих.

Таким образом, контроль и надзор в оперативно-розыскной деятельности представляет собой основанный на законе и подзаконных нормативных актах комплекс организационных мер и проверочных действий, осуществляемых должностными лицами государственных контрольных и надзорных органов в пределах своих полномочий путем определения соответствия реализуемых оперативными аппаратами прав и обязанностей требованиям нормативных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность в целях обеспечения законности, а также соблюдения прав и свобод личности в рассматриваемой сфере правоприменения.

Глава 2 Контроль за оперативно-розыскной деятельностью и его виды

Как уже отмечалось, виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью устанавливаются в ФЗ «Об ОРД». Из содержания норм названного Закона можно выделить три вида контроля:


1) общий контроль;

2) ведомственный контроль;

3) судебный контроль.

Общий контроль и его особенности определяются ст. 20 ФЗ «Об ОРД». Эта же статья называет и подвиды общего контроля, включающие в себя:

– президентский контроль;

– парламентский контроль;

– правительственный контроль

Основная особенность перечисленных подвидов общего контроля состоит в установлении регламентации основ оперативно-розыскной деятельности и общих положений контроля и надзора за ней.

Президентский контроль основывается на полномочиях Президента Российской Федерации, который, являясь главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, определяет основные направления внутренней и внешней политики, обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России, обеспечивает взаимодействие органов государственной власти, в том числе в сфере борьбы с преступностью. Формируя и возглавляя Совет Безопасности Российской Федерации, Президент определяет политику государства в сфере защиты общества и личности от внешних и внутренних угроз, укрепления правопорядка, включая борьбу с преступностью с использованием оперативно-розыскных возможностей.

Президентский контроль за оперативно-розыскной деятельностью предполагает:

– личный контроль со стороны Президента Российской Федерации;

– контроль в организационно-управленческой сфере оперативно-розыскной деятельности со стороны Главного контрольного управления (ГКУ) Администрации Президента Российской Федерации;

– полный контроль за оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов и спецслужб по поручению Президента Российской Федерации. Осуществляется исключительно сотрудниками специализированного подразделения ГКУ из числа специально прикомандированных к нему сотрудников МВД России и ФСБ России, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Парламентский контроль представляет собой право «представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать у них отчета о своей деятельности…», он «призван не только обеспечить соблюдение и исполнение принятых им законов, но и осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти, представлять и защищать интересы населения всей страны». Парламентский контроль выражается в деятельности депутатского корпуса Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному, финансовому и иному обеспечению сферы оперативно-розыскной деятельности, включая обеспечение режима законности в работе оперативных аппаратов правоохранительных органов и спецслужб.


К формам контроля принято деятельность членов Федерации и Думы Российской , а именно:

– работу, связанную формированием законодательства, правовые и основы оперативно- деятельности, включая (изменения и ) в ФЗ « ОРД»;

– участие формировании и федерального бюджета, статьи по средств ведомствам, оперативно-розыскную ;

– парламентские слушания вопросам, касающимся -розыскной деятельности;

– Счетной палаты проверке исполнения средств, выделенных финансовое обеспечение -розыскной деятельности;

– в работе и комитетов, вопросы оперативно- деятельности;

– проведение расследований и запросы, касающиеся -розыскной деятельности.

контроль определяется положением Правительства Федерации как органа исполнительной . В связи этим Правительство Федерации реализует полномочий, касающихся организации оперативно- деятельности, в :

– непосредственно разрабатывает представляет в Думу Российской проект федерального , предусматривающего расходы оперативно-розыскную ;

– обеспечивает исполнение бюджета, включая расходы на -розыскную деятельность, Государственной Думе о его ;

– организует и реализацию мер обеспечению законности, и свобод , охране собственности общественного порядка, с преступностью использованием оперативно- возможностей;

– осуществляет полномочия, возложенные него Конституцией Федерации, федеральными и указами Российской Федерации, с использованием оперативно-розыскного .

Вторую группу за оперативно- деятельностью составляет контроль. Ведомственный представляет собой руководителей правоохранительных , наделенных оперативно- полномочиями, а руководителей их аппаратов по и непосредственному внутренних проверок законности в подчиненных должностных , непосредственно реализующих -розыскные меры, целях эффективного стоящих перед задач, обеспечения и свобод .

Субъектами ведомственного являются:

– руководители , осуществляющих оперативно- деятельность. К таких руководителей руководители органов, в ст. 13 «Об ОРД» наделенных оперативно- полномочиями;

– руководители аппаратов, непосредственно оперативно-розыскную ;

– должностные лица подразделений, наделенных функциями (организационно-, контрольно-ревизионные, безопасности и .). Контролирующие полномочия лица осуществляют соответствии с в этих планами или указанию руководителя , осуществляющего оперативно- деятельность.

Основной повседневный контроль оперативно-розыскной возлагается на органов, осуществляющих -розыскную деятельность, руководителей оперативных , т. к. на них обязанность по оперативно-розыскной , и они ответственность за законности в - розыскной деятельности.