Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций
1.1. Классификация источников финансирования деятельности некоммерческих организаций
1.2. Усиление роли фандарайзинга при формировании финансовых ресурсов некоммерческих организаций
2.1. Характеристика деятельности фонда
2.2. Анализ динамики финансовых ресурсов фонда за 2013-2016гг.
2.3. Анализ структуры финансовых ресурсов фонда за 2013-2016гг.
Второй случай – это одно из направлений консалтинговой деятельности, при котором поиск финансирования осуществляется посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как независимые эксперты, так и специализированные фандрайзинговые фирмы.
Основная цель – это разработка стратегии привлечения средств извне, следовательно, задачи фандрайзинга – это подготовка проектов для донорских организаций, социальное партнерство с органами власти, развитие корпоративности, связей с общественностью.
Тем не менее, работа благотворителей с НКО может быть обоюдно выгодной, самый простой пример – это повышение престижа и деловой репутации организации-спонсора в глазах общественности. В связи с этим перспективы существования и активной жизнедеятельности российских некоммерческих организаций в настоящее время во многом зависят от степени изучения и овладения их лидерами и членами технологией сбора средств или фандрайзинга, то есть конкретными шагами (путями) или инструментами сбора средств и ресурсов в целом[5].
Согласно данным социологического исследования «Правовые инициативы некоммерческих организаций России» можно выделить 7 основных источников фандрайзинга (Рис. 2):
Рис. 2. Источники фандрайзинга
1. Члены совета. Все кампании фандрайзинга проистекают по инициативе совета организации, в связи с чем сами члены совета выступают спонсорами первой волны, своей инициативой стимулируя общую деятельность по фандрайзингу.
2. Физические лица. Представляет собой основный источник фандрайзинга в США. Большинство программ фандрайзинга получает 70-80% денег от физических лиц. Они являются наиболее щедрыми и покладистыми благотворителями. В отличие от предприятий, правительственных агентств и организаций, физические лица могут принимать решения мгновенно. В России данный уровень значительно ниже.
3. Предпринимательские структуры. Есть 3 типа целей, которые предприятия, участвующие в благотворительности, могут ставить перед собой:
– Безвозмездное пожертвование, которое для предприятия не несет какой-либо прямой и даже косвенной выгоды в форме PR. Таким образом, предприятие не рассчитывает на расширение рекламы через пожертвования. В подавляющем большинстве к таким предприятиям относятся крупные корпорации, для которых суммы вкладов на фоне общего бюджета являются незначительными.
– Вклад в благотворительность коррелируется с повышением имиджа предприятия в общественных кругах. Предприятие сосредотачивается на вкладе, направленном на повышение его имиджа, чтобы его образ в глазах общественности стал более ярким и известным. Поэтому чаще спонсируются мероприятия или программы, которые каким-то образом связаны с названием фирмы.
– Получение дохода от спонсорства – это скорее сделка, чем благотворительный дар. Как правило, некоммерческая организация продает, рекламирует и продвигает бизнес-продукты или услуги и получает взносы, вычитающиеся из дохода. Несмотря на реальную прибыль предприятия участника, данный вид фандрайзинга считается ненадежным, т. к. предприятие может выйти из бизнеса в любое время, ведь, несмотря на кажущуюся легкость организовать сбор средств бывает трудным делом для некоммерческих организаций.
4. Частные фонды. Являются важным источником средств, как от отдельных лиц, так и от семей. Они часто работают более свободно, чем фонд сообщества, откликаются более быстро. Некоторые следуют официальным инструкциям, а некоторые спонсируют на основе знакомства.
5. Фонды сообществ. Эти средства часто направлены на повышение качества жизни общества и совершают действия, которые распространяются из одного города в другой штат или страну. Как правило, они дают деньги некоммерческим организациям из прибыли, полученной от пожертвований. Иногда они получают проценты с пожертвований или вложений. Однако такой тип фанд-райзинга занимает много времени, поэтому на практике реализуется редко.
6. Правительство. Местное, государственное или федеральное самоуправление тоже жертвует деньги на некоммерческие организации. Федеральные пожертвования реализуются в рамках грантовой деятельности, которая предусматривает четкие цели и индикаторы их выполнения. Как показывает практика, чем ниже уровень, чем больше требуется времени и затрат для рассмотрения и принятия решений на выделение средств.
7. Другие формы:
– Членские взносы.
– Почести – это один из эффективных инструментов фандрайзинга. Доноры, которые дали определенное количество денег, становятся друзьями организации, а самые преданные сторонники – учредителями или благодетелями.
Не смотря на определенные трудности по внедрению фандрайзинга в практику российского предпринимательства, на лицо – существенные сдвиги, что является подтверждением формирования цивилизованного гражданского общества, одной из характеристик которого является конструктивное, эффективное и действенное сотрудничество трех секторов: государственного, коммерческого и общественного. Именно оно формирует социальное партнерство, основу которого составляют глубокое понимание важности решаемых социальных проблем, возможность взаимодополнения ресурсов и определенные интересы партнеров, их доверие друг к другу.
2. Анализ источников формирования и использования финансовых ресурсов в деятельности благотворительного детского фонда «Виктория»
2.1. Характеристика деятельности фонда
Благотворительный детский фонд «Виктория» создан семьёй Николая Александровича Цветкова 12 ноября 2004 года
С 2004 года Благотворительный детский фонд «Виктория» реализует собственные благотворительные программы в сфере защиты детства, работая по направлениям, связанным с профилактикой социального сиротства, семейным устройством детей-сирот, улучшением качества жизни и социализацией воспитанников детских домов. Фонд сотрудничает с органами государственной власти, представителями бизнес-сообщества, общественными организациями, известными экспертами в разработке социальных технологий и эффективных механизмов семейного устройства и оказания услуг детям.
Миссия Фонда: Сохранять, возвращать, создавать опору детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействовать проявлению родительской любви и заботы в семьях, физическому, духовному и интеллектуальному раз витию детей для обретения ими душевной гармонии, веры в жизнь и в себя.
В 2007 году была разработана и утверждена стратегия Фонда на 2007-2015 годы, в которой определены приоритетные направления деятельности Фонда. Основные результаты деятельности Благотворительного детского фонда «Виктория» приведены в Приложении 1.
С момента создания Фонд занимался улучшением социально-бытовых условий жизни детей-сирот: осуществлял ремонтные работы, оснащал детские и спортивные площадки, закупал необходимое оборудование и мебель, обеспечивал учреждения транспортом, обустраивал комнаты развития, социальные профессиональные мастерские и комнаты психологической разгрузки. Помощь оказывалась наиболее нуждающимся и отдалённым детским учреждениям. Общий объём финансирования 270,7 млн. рублей.
Кроме того, с 2004 года Фонд занимался комплексным развитием одарённых детей, проводил интеллектуальные олимпиады, направленные на выявление талантов детей, начиная с младшего школьного возраста, осуществлял программы по профессиональной ориентации и социальной адаптации старшеклассников, а также поддерживал выпускников детских домов – студентов. Общий объём финансирования 622,9 млн. рублей.
Начиная с 2005 года, Фонд проводил комплекс мероприятий по информированию населения о семейных формах устройства детей-сирот, а также занимался сопровождением приёмных семей из 29 регионов РФ, организовывая ежегодные выездные школы и семинары. В 2014 году в городе Вологде на средства Учредителя БДФ «Виктория» Николая Александровича Цветкова была построена Детская деревня «SOS», в которой на 1 января 2015 года в семейных условиях проживает 32 ребёнка. Общий объём финансирования 282 млн. рублей.
В 2006 году Фонд организовывал межрегиональные семинары по обучению специалистов центров и служб семейного устройства, занимался повышением профессиональных компетенций психологов и педагогов детских учреждений, обеспечивал их специальной литературой, оборудованием, диагностическим инструментарием и методическими материалами. Общее количество специалистов 2 380 человек.
В 2008 году Совет директоров Фонда принял решение о запуске благотворительной программы «Добровольцы», которая давала возможность людям, неравнодушным к судьбе детей-сирот, реализовать себя в качестве их добровольных помощников и наставников. Фонд организовывал и проводил комплексные мероприятия по подготовке и повышению компетенций добровольцев, консультировал добровольцев и координаторов добровольческой деятельности, обеспечивал методическими материалами корпоративное и молодежное добровольчество. Общий объём финансирования 33,6 млн. рублей.
За 10 лет работы Фонд получил 7 государственных наград и знаков общественного признания. В адрес Фонда также поступило около 500 отзывов и благодарностей от благополучателей и партнёров. В 2009 - 2010 годы Благотворительный детский фонд «Виктория» дважды становился победителем конкурса «Национальная общественная награда в области добровольчества» в номинации «Добровольчество в некоммерческих неправительственных органи- зациях (НКО)». В 2014 г. Благотворительный детский фонд «Виктория» был награждён в трёх номинациях VI Всероссийского конкурса годовых отчётов некоммерческих организаций «Точка отсчёта»
С 2014 года приоритетным направлением Фонда стала профилактика социального сиротства. В рамках программы Фонд осуществляет психолого-педагогическую, социальную и юридическую поддержку семей в трудной жизненной ситуации, проводит развивающие занятия для детей, решает насущные бытовые и материальные проблемы семей. Фонд привлекает добровольцев из компаний Конгломерата, а также делится накопленным опытом с представителями некоммерческих организаций из 11 регионов РФ. Передача опыта осуществляется при поддержке Министерства экономического развития РФ. Общий объём финансирования 39,7 млн. рублей.
С 2014 года Фонд занимается подготовкой приёмных родителей, а также готовит детей из детских учреждений к проживанию в семье, сопровождает приёмные семьи и занимается профилактикой возвратов детей в приёмных семьях. С 2014 года Фонд стал уполномоченной организацией Департамента социальной защиты населения города Москвы по подготовке кандидатов в приёмные родители, на базе Фонда была открыта «Школа принимающих семей «Арбат», по окончании которой кандидаты получают Свидетельство, необходимое для предоставления в органы опеки. Кроме очных занятий для родителей были подготовлены циклы видео-лекций. Всего состоялось 8 выпусков школ, в семьи было взято 37 детей. Общий объём финансирования 51,4 млн. рублей.
С 2014 года в Фонде разработано 4 пилотных дистанционных курса по профилактике сиротства и семейным формам устройства. В пилотном проекте участвовали специалисты органов опеки и попечительства города Калининграда, Калининградской и Московской областей. В настоящее время на основе полученных от слушателей отзывов и рекомендаций экспертов Фонд ведет работу по дальнейшему внедрению и усовершенствованию дистанционного обучения. Общее количество специалистов 100 человек.
На базе Фонда создана психологическая служба, в которую вошли компетентные психологи, специалисты по детско- родительским отношениям и семейной психологии. Групповые и индивидуальные тренинги для детей и родителей, постоянные консультации и персональный подход дают очень хороший результат в работе как с семьей группы риска, так и с приёмной семьей. Психологи Фонда не только оказывают поддержку благополучателям, но и разрабатывают инструментарий, позволяющий определить первые признаки кризиса в семье. Особое внимание в Службе уделяется тонкой и сложной теме – теме чувств. В декабре 2016 года был снят первый учебный фильм «Осторожно! Чувства…», рассказывающий о скрытых переживаниях и душевных травмах детей. Фильм позволяет увидеть то, что скрыто от приёмных родителей: переживания горя и потери родной семьи.
В рамках совместной благотворительной программы с Банком УРАЛСИБ «Достойный дом детям» Фонд создаёт социальные квартиры в детских учреждениях. Эта деятельность была направлена на социализацию будущих выпускников детских домов и их подготовку к самостоятельной жизни. Социальные квартиры помогают ребятам получить необходимые бытовые навыки, так как там они живут самостоятельно, в условиях приближенных к домашним. В 2014-2016 годах было создано 9 социальных квартир в детских домах 4 регионов России. Особенно активно эта работа велась в 2015 году.