Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля (Структура финансового контроля в РФ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования понятия и задач государственного финансового контроля России
1.2. Основные методы государственного финансового контроля
2. Структура финансового контроля в РФ
2.1. Государственный финансовый контроль
2.2. Негосударственный финансовый контроль
3. Оценка эффективности государственного финансового контроля на практике
3.1. Специфика организации государственного финансового контроля на примере Счетной палаты РФ
Введение
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими причинами. Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но, пожалуй, основные изменения происходят в экономике.
Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).
Финансовый контроль есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля. Формирование институциональных основ финансового контроля государства базируется на подходе к хозяйственной власти государства как к некоторому пучку экономических отношений. В состав последнего входят отношения по обеспечению текущих общественных потребностей, перспективных общественных потребностей, а также отношения, возникающие в процессе деятельности государства как хозяйствующего субъекта.
Применение такого институционального подхода позволяет выделить три основополагающих института финансового контроля государства. Первый из указанных институтов принадлежит одновременно двум ветвям государственной власти; его миссия заключается в обеспечении эффективного государственного контроля над денежными фондами и потоками бюджетного характера. На сегодняшний день он представлен деятельностью и структурами Министерства финансов и Счетной палаты.
Второй основополагающий институт финансового контроля государства носит инвестиционно-финансовый характер. Его миссия заключается в обеспечении эффективного государственного контроля над денежными фондами и потоками государственных инвестиций. Идейные, организационные и материальные предпосылки такого института отчасти содержатся в деятельности ФКЦБ. Однако концептуально данный институт выходит далеко за пределы наличных возможностей, полномочий и обязанностей ФКЦБ.
Третий основополагающий институт финансового контроля государства представляет собой независимый аудит. Государство как хозяйствующий субъект нуждается в независимом аудите в целях обеспечения достоверности финансовой отчетности государственных унитарных предприятий, а также предприятий, в капитале которых государство владеет долями или пакетами акций.
Основные институты финансового контроля государства образуют общую базу для формирования и развития производных институтов финансового контроля государства. Миссия, стратегия и характер развития производных институтов заданы основными институтами финансового контроля государства
Однако такое самостоятельное и первостепенное по своей значимости научное направление, как исследование институциональных основ финансового контроля государства, ещё не получило необходимого развития. Постиндустриальный мир заставляет критически переосмысливать научные представления прошлого, относящиеся к финансовому контролю; утверждающаяся в теории и практике новая финансовая картина мира вызывает к жизни качественно новые подходы к формированию, структуризации и развитию основополагающих институтов финансового контроля государства.
Объект исследования - финансовый контроль в РФ.
Предмет исследования - роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России.
Цель курсовой работы – исследовать понятие и задачи государственного финансового контроля в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть содержание и основные направления финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности.
- выявить изменения в структуре финансового контроля при переходе к рынку.
- проанализировать основные методы государственного финансового контроля.
- ознакомиться с негосударственным финансовым контролем;
- оценить роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития.
При написании исследования были применены следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме изменения структуры финансового контроля в условиях перехода к рынку.
Практическая значимость работы заключается в актуальности тематики и востребованности исследования в современных условиях.
Структура исследования определяется поставленной целью и задачами, в соответствии с этим работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
1. Теоретические аспекты исследования понятия и задач государственного финансового контроля России
1.1. Содержание, понятие и основные направления финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
- строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
- неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором упор делается на аналитическую сторону финансового контроля. В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль[1].
Государственный финансовый контроль комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.
Государственный финансовый контроль призван отслеживав стоимостные пропорции распределения валового национальной продукта. Он распространяется на все каналы движения денежные ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский)[2].
Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля – максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать;
- государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.
Финансовый контроль есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля.
Финансовый контроль современного государства исходит как из традиционных, устоявшихся принципов, норм, стандартов, процедур и структур осуществления данного вида государственной деятельности, так и из новых реалий общественно-хозяйственных отношений, сложившихся в последние десятилетия ХХ века:
- последовательной либерализации экономики и социальной сферы, требующей применения качественно новых, тонких инструментов государственного регулирования;
- динамичного развития слоя т.н. виртуальных общественных отношений, в основе которых – процессы движения социальной информации;
- интенсивного развития публичных процессов и структур, деятельность которых переплетается с деятельностью современного социального государства.
Институциональные основы формирования финансового контроля государства устанавливаются на основе реализации подходов новой институциональной теории. Смысловое ядро данной теории – институты, упорядочивают взаимодействие между субъектами, позволяя разрешить противоречия, возникшие вследствие ограниченности ресурсов; тем самым институты определяют главные результаты хозяйственной системы и магистральное направление ее развития. В основе хозяйственной системы – два фундаментальных института.
Первый из них – институт собственности – описан Р. Коузом с помощью «пучка прав (отношений)».
Второй институт – власть. Осуществляя ее, государство реализует некоторый пучок взаимосвязанных отношений, лежащих в основе институтов его финансового контроля[3]. В составе указанного выше пучка – по крайней мере, три вида отношений, связанных с:
- государственным финансовым обеспечением и регулированием текущих социальных потребностей;
- государственным финансовым обеспечением и регулированием перспективных социальных потребностей;
- функционированием государства как заинтересованного участника рыночных отношений (в лице принадлежащих государству или контролируемых им хозяйствующих субъектов)
Материальным воплощением и объектом этих взаимосвязанных отношений соответственно выступают:
- текущий государственный бюджет и внебюджетные фонды неинвестиционного характера;
- принадлежащий государству и контролируемый им функционирующий капитал.
Основные функции и институты финансового контроля государства формируются и развиваются на базе трех взаимосвязанных отношений пучка государственной власти. При этом в понятие института финансового контроля государства вкладывается следующий экономический смысл:
- институт финансового контроля есть упорядочивающаяся, планомерно организующая соответствующие финансовые отношения структура, деятельность которой связана с получением, обработкой анализом и оценкой финансовой информации о состоянии и перспективах развития финансовых фондов и потоков;
- институт финансового контроля выходит из идеальных целей, заложенных в нормативной базе отношений, в целеполагающих директивах исполнительной власти, а также из сравнительного анализа реальных альтернатив, заданных текущим состоянием и перспективами развития финансовых отношений;
- институт финансового контроля не ограничивается констатацией отклонений реального хода финансовых процессов от сформулированных в государственных нормативных актах и директивах идеальных целей, а создает предпосылки для согласованной коррекции сформулированных ранее целей и реального движения финансовых процессов.[4]
Система и принципы финансового контроля. Система финансового контроля в развитых западных странах в целом однотипна и включает следующие элементы:
- ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства - общий контроль за расходованием государственных средств;
- налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству или министерству финансов, контролирующее поступление в казну налоговых доходов;
- контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
- негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;
- службы внутреннего контроля, основная задача которых снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.