Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля (Структура финансового контроля в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации -бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. за финансовой деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия[13].

Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так называемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Контроль со стороны коммерческих банков. Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка - важный элемент управления кредитным риском[14].

Аудиторский контроль. Это новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х годов. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.

Основные задачи аудиторского контроля:

  • установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации;
  • проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации (включая Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала.

3. Оценка эффективности государственного финансового контроля на практике

3.1. Специфика организации государственного финансового контроля на примере Счетной палаты РФ

Специфика работы предъявляет повышенные требования к профессиональным качествам государственных гражданских служащих и профессиональных аудиторов Счетной палаты РФ. В соответствии с требованиями законодательства о государственной гражданской службе все гражданские служащие Счетной палаты РФ имеют высшее образование, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов, опыт работы по специальности), соответствующий замещаемой должности гражданской службы.

Счетная палата Российской Федерации – постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию Российской Федерации. Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

Задачи и функции, возложенные действующим законодательством на Счетную палату, делают ее одним из ключевых элементов системы общественного контроля за расходованием национальных ресурсов, а также инструментом согласования краткосрочных социально-экономических решений, дающих «быстрый эффект», с долгосрочными интересами общества и стратегическими целями общественного развития. Этим определяется миссия Счетной палаты и стратегия ее деятельности.


Миссия Счетной палаты – контроль управления и распоряжения государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации.

  • Штатная численность Счетной палаты РФ 426 единиц, в том числе государственных служащих 426 ед. Все гражданские служащие имеют высшее образование.

Средний возраст госслужащих не превышает 40 лет. Средний стаж госслужбы не превышает 10 лет.

За 2016 год повышение квалификации прошли 312 госслужащих, профессиональную переподготовку прошел 421 госслужащий.

В 2016 году за эффективную и безупречную гражданскую службу в отношении четырех гражданских служащих Счетной палаты РФ были применены различные виды награждения и поощрения.

В ходе оформления отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, с гражданскими служащими Счетной палаты РФ:

  1. Подготовлено 166 проектов приказов по личному составу (оформление приема на госслужбу, назначение на должности, увольнение с государственной гражданской службы, предоставление отпусков (в том числе по уходу за ребенком до 3-х лет, по беременности и родам), по установлению надбавок за стаж госслужбы; по присвоению классных чинов и установлении окладов за классный чин; направлению в командировки; премированию госслужащих; возложению обязанностей временно отсутствующих работников).
  2. Оформлены и ведутся трудовые книжки и вкладыши в них (внесены записи о приеме на госслужбу, о назначении на должности, о присвоении классных чинов, о поощрениях и награждениях), ведется журнал учета трудовых книжек.
  3. В 2016 году расторгнут один служебный контракт и один служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы заключен.
  4. Оформлено и ведутся в 426 личных дел гражданских служащих, ведется журнал учета личных дел.
  5. Оформлено 426 личных карточек государственных служащих (форма № Т-2ГС (МС), утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1).
  6. Ведется реестр государственных гражданских служащих Счетной палаты РФ, сведения реестра ежегодно актуализируются.

За 2016 год Счетной палатой РФ был реализован комплекс мероприятий в рамках развития государственной гражданской службы и работы по противодействию коррупции.

В 2016 году проведены два заседания конкурсной комиссии Счетной палаты РФ с целью определения победителя на замещение вакантной должности и формирования кадрового резерва и два заседания аттестационной комиссии Счетной палаты РФ с целью определения соответствия государственных гражданских служащих Счетной палаты РФ замещаемым должностям государственной гражданской службы в РФ на основе оценки их профессиональной служебной деятельности. Аттестации подлежали 414 гражданских служащих, по ее результатам трое гражданских служащих зачислены в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста.

По итогам указанных процедур сформирован кадровый резерв Счетной палаты РФ по следующим должностям:

- начальник отделов финансового контроля, отдела проверок государственных заказов, отдела организационно-правового и финансового обеспечения;

- заместитель начальника отдела финансового контроля в отраслях экономики;

- консультант отдела проверок государственных заказов;

- ведущий специалист-эксперт отдела организационно-правового и финансового обеспечения.

Разработан и утвержден план проведения аттестации гражданских служащих Счетной палаты РФ на 2017 год, проведение заседаний аттестационной комиссии запланировано на март и на сентябрь 2017 года.

Проведено одно заседание аттестационной комиссии нта по проведению квалификационного экзамена с целью присвоения первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы, классные чины по которой присваиваются по результатам проведения квалификационного экзамена.

Проведен анализ потребности государственных гражданских служащих Министерствоа в дополнительном профессиональном образовании, на основании которого утверждена Программа профессионального развития государственных гражданских служащих Счетной палаты РФ на 2013-2015 годы.

С целью установления этических норм, правил профессионального поведения государственных гражданских служащих Счетной палаты РФ для достойного выполнения ими своего служебного долга утвержден Этический кодекс государственных гражданских служащих Счетной палаты РФ.

В целях реализации комплекса мероприятий по профилактике и противодействию коррупции разработана и утверждена Памятка для государственных гражданских служащих Счетной палаты РФ об уголовной ответственности, установленной в Российской Федерации за взяточничество.


3.2. Особенности проведения проверок и ревизий

Ежеквартально проводится анализ отчетов исполнительных органов государственной власти – главных распорядителей бюджетных средств о проведенных проверках финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений.

Анализ представленных отчетов показал:

  1. В 17 исполнительных органах государственной власти из 17 проводились проверки в подведомственных учреждениях в 2015 году. Не выполнили планы контрольных мероприятий:

- Министерство образования и науки - на 18% (не выполнено 2 проверки из 11 запланированных);

- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды – на 33% (не выполнена 1 проверка из 3 запланированных);

  1. Специалистами, осуществляющими ведомственный финансовый контроль, проведено 116 ревизий (проверок), из них:

- плановых 75 проверок (96% от планового количества проверок -78),

- внеплановых 41 проверка.

8 исполнительных органов государственной власти выявили финансовые нарушения при проведении проверок, 9 – не выявили.

  1. Объем проверенных финансовых средств составил 3 221 312,3 млн. руб., что на 1 474 768,3 млн. руб.(на 84,4%) больше объема проверенных средств 2014 года. В 3,0 раза увеличился объем проверенных средств бюджета, в 6,9 раза уменьшился объем проверенных средств федерального бюджета. В целом объем проверенных средств составил 17,6% от объема предусмотренных исполнительным органам государственной власти ассигнований на 2015 год.
  2. Общий объем выявленных финансовых нарушений составил 31 161,2 млн. руб. (0,97% от объема проверенных средств), из них возмещены 866,2 млн. руб. К дисциплинарной ответственности привлечено 5 должностных лиц в ИОГВ.
  3. Анализ выявленных финансовых нарушений по видам нарушений показывает, что в сравнении с 2014 годом нарушений выявлено больше на 11 412,8 млн. руб. При этом в 2015 году на 17 062,9 млн. руб. (в 32 раза) уменьшился объем выявленного неэффективного использования бюджетных средств по сравнению с предыдущим годом, объем выявленного нецелевого использования бюджетных средств уменьшился на 179,9 млн. руб.(в 12 раз). Основной объем финансовых нарушений в сумме 27 368,5 млн. руб. или 87,8 % от общей суммы нарушений выявлен специалистами Министерства здравоохранения.
  4. Наибольший удельный вес составляли такие нарушения как «Другие финансовые нарушения» – 97,8%: