Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля (Структура финансового контроля в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее эффективно осуществлялся ведомственный контроль в Министерстве социальной защиты населения, опеки и попечительства и в Министерство образования и науки, где наибольший объем проверенных средств, выявленных финансовых нарушений и сумм возмещённых выявленных финансовых нарушений в расчете на 1 подведомственное учреждение.

В Министерстве социальной защиты, опеки и попечительства – проверено 16 799,5 млн.руб. в расчете на 1 подведомственное учреждение, сумма выявленных финансовых нарушений в расчете на 1 учреждение составляла 34,6 млн. руб., сумма возмещённых выявленных финансовых нарушений в расчете на 1 учреждение составила 11,3 млн. руб. Аналогичные показатели в Министерстве образования и науки составили соответственно 1 543,8 млн. руб., 6,5 млн. руб. и 0,4 млн. руб.

В таблице 1 представим Министерства и учреждения, где наименее эффективно осуществлялся ведомственный контроль.

Таблица 1

Наименее эффективный ведомственный контроль

Министерство

Объем проверенных средств, млн. руб.

Министерство лесного хозяйства

138709,3

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды

21919,0

Министерство транспорта и дорожного хозяйства

49022,2

Информационно-аналитическое управление

118062,2

Наименее эффективно осуществлялся ведомственный контроль в Министерство лесного хозяйства (объём проверенных средств – 138 709,3 млн. руб.), Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (объём проверенных средств – 21 919,0 млн. руб.), Министерство транспорта и дорожного хозяйства (объём проверенных средств – 49 022,2 млн. руб.) и информационно – аналитическом управлении (объём проверенных средств – 118 062,2 млн. руб.) специалистами которых в 2015 году финансовые нарушения не выявлены. Кроме того, сумма возмещённых выявленных финансовых нарушений в Министерстве здравоохранения составила за 2015 год только 0,1 млн. руб. (при сумме выявленных финансовых нарушений – 27 368,5 млн. руб.)

Функции по контролю в сфере размещения заказов осуществлялись отделом проверок государственных заказов на основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).

Деятельность отдела направлена на достижение следующих целей:


  1. Обеспечение контроля за соблюдением заказчиками, органом, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных нужд РФ, конкурсными, котировочными или едиными комиссиями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов в целях эффективного использования бюджетных средств, а также - эффективного и качественного размещения заказов.
  2. Совершенствование деятельности государственных, муниципальных заказчиков, уполномоченного органа, конкурсных, котировочных или единых комиссий в сфере размещения заказов.
  3. Профилактика административных правонарушений в сфере размещения заказов.
  4. Защита прав и законных интересов участников размещения заказов.

По итогам контрольных мероприятий за 2015г. проверено 864 заказа на сумму 801,2 млн. рублей, в том числе в ходе:

  • проверок - 558 заказов на сумму 514,9 млн. рублей;
  • мониторинга НМЦ контракта – 75 заказов на сумму 42,9 млн. рублей;
  • рассмотрения обращений о согласовании – 99 заказов на сумму 185,7 млн. рублей;
  • анализа уведомлений – 132 заказа на сумму 57,7 млн. рублей.

Выявлено 501 нарушение законодательства о размещении заказов.

Динамика проверенных заказов в 2014 году представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Динамика проверенных заказов в 2014 году

Динамика проверенных заказов в 2015 году представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика проверенных заказов в 2015 году

В 2015 году проведено 34 проверки государственных и муниципальных заказчиков, в том числе 22 плановые проверки, 12 внеплановых. Плановые проверки проводились в соответствии с планом проверок, размещенным на общероссийском официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.гu.

Внеплановые проверки проводились на основании поручений президента РФ (Министерство здравоохранения, Министерство лесного хозяйства), а также на основании поступившей информации о допущенных заказчиками административных правонарушениях.

В ходе проверок проверено 558 заказов на сумму 514,9 млн. рублей.

Выявлено 421 нарушение законодательства о размещении заказов.

В таблице 2 представлена общая информация о количестве проведенных проверок в течении 2014-2015 гг.

Таблица 2

Динамика проведенных проверок в 2014-2015 гг


№ п/п

Показатель

2014 год

2015год

Динамика изменений

Количество

Сумма

(млн. руб.)

Количество

Сумма (млн.руб.)

Количество

Сумма (млн.руб.)

1

Проведено проверок

21

742,2

34

514,9

13

- 227,1

2

Проверено заказов

844

742,2

558

514,9

- 286

- 227,1

3

Заказы, размещенные

с нарушениями 94-ФЗ

324

328

4

По сравнению с 2014г. количество проверок возросло на 62% (13 проверок), количество проверенных заказов снизилось на 34% (на 286 заказов). Объем проверенных заказов в стоимостном выражении (сумма проверенных заказов) снизился на сумму 227,1 млн. рублей, т.е. на 30,6% к уровню 2014года.

В таблице 3 представим количество выявленных нарушений.

Таблица 3

Количество выявленных нарушений

Показатель

2014 год

2015 год

Динамика изменений

Количество

Сумма

(млн. руб.)

Количество

Сумма (млн.руб.)

Количество

Сумма (млн.руб.)

Выявлено нарушений

619

421

- 198

Среднее количество нарушений в 1 заказе

2

1,3

- 0,7

В 2015 году проведено 29 проверок государственных заказчиков (ИОГВ с учетом подведомственных учреждений) или 85,3% от общего количества проверенных заказчиков.

В ходе проверок государственных заказчиков выявлено 308 административных правонарушений, что составляет 77,0% от числа нарушений, допущенных государственными заказчиками.

Типичные нарушения, выявленные в ходе проверок

  1. В нарушение ч. 3 ст. 18 Закона о размещении заказов сведения о заключении, исполнении, расторжении контрактов несвоевременно размещались на общероссийском официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.гu (далее – официальный сайт).
  2. В нарушение п. 1 ч. 3 ст. 41.6, п.п. «б» п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме по заказам на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт отсутствовало требование о содержании в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме согласия участника размещения заказов на выполнение работ с указанием конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
  3. В нарушение ч.1 ст. 45 Закона о размещении заказов извещения о проведении запросов котировок и проекты контрактов размещались на официальном сайте с нарушением установленных сроков.
  4. В нарушение требований ст. 47 Закона о размещении заказов:

победителями в проведении запросов котировок признавались участники размещения заказов, котировочные заявки которых не отвечали требованиям, установленным в извещении о проведении запросов котировок (ч. 2 ст. 47);

рассматривались, не отклонялись котировочные заявки, не соответствующие требованиям, установленным в извещениях о проведении запросов котировок (ч. 3 ст. 47).

  1. В нарушение п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов договоры на поставку одноимённых товаров, выполнение одноимённых работ, оказание одноимённых услуг заключались на сумму более 100 млн. рублей в квартал.
  2. В нарушение ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов в ходе исполнения контрактов (договоров) изменялись условия исполнения (вид, объем, цена поставляемого товара).
  3. В нарушение п.13 ст.43 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок не содержит сведений о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
  4. В отдельных положениях документов по заказам, размещенным путем проведения торгов, запроса котировок (извещений, документации, форм котировочных заявок, проектов контрактов, заключенных контрактов) имели место противоречия, технические ошибки, неточности.

В отчетном периоде возбуждено 98 дел об административных правонарушениях по статьям 7.29, 7.30, 7.32 КоАП Российской Федерации, из них рассмотрено 96 дел (2 дела рассмотрены в январе 2014 года). По результатам рассмотрения дел вынесено 16 постановлений о взыскании штрафов с должностных лиц заказчиков по ч. 1 ст. 7.29, ч. 2 ст. 7.29, ч. 2 ст. 7.30, ч. 4.2 ст. 7.30, ч. 2 ст. 7.32 КоАП Российской Федерации. В 8 случаях постановления о взыскании штрафов с должностных лиц заказчиков были оспорены в судебном порядке, в том числе в судах 1 инстанции - 6, в суде - 2. По решению суда от 27.02.2015г. прекращено 1 дело по малозначительности. Предъявлено к взысканию штрафов на сумму 416 млн. рублей, уплачено в отчетном периоде штрафов на сумму 326 млн. рублей.

В ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях прекращено по малозначительности 82 дела.

По результатам проверок к дисциплинарной ответственности привлечены 34 должностных лица заказчиков, в том числе объявлено 2 предупреждения, 18 замечаний, 6 выговоров, наложено материальное взыскание на 8 должностных лиц.

Заключение

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.


Еще в 1998 году был создан Министерство государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа было вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.

В настоящее время в Минфине активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской Федерации. Однако, на сегодня остается еще целый ряд проблем, требующий их скорейшего разрешения.

Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия.

Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

Еще одним важным вопросом, на мой взгляд является отсутствие закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении нарушителей финансового законодательства. Ведь без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей финансового законодательства, невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед ним задач.

В работе представлены особенности проведения проверок и ревизий Счетной палатой РФ.

Установлено, что снижение количества и объема проверенных заказов произошло по следующим причинам.

  1. Как показывает практика, заказчики с большим количеством заказов допускают меньше нарушений законодательства, чем заказчики, размещающие 1- 5 заказов в год. Заказчики с малым объемом бюджетных средств, выделяемых на закупки, предпочитают заключать договоры до 100,0 млн. рублей с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), нередко забывая об одноименности товаров (работ, услуг). Нарушения законодательства о размещении заказов в документации, извещениях влекут за собой увеличение числа жалоб, тем самым затягивая процесс размещения заказов. Способ размещения заказов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения процедур ведет к неэффективному использованию бюджетных средств и (или) внебюджетных источников, и является наиболее коррупционным способом размещения заказов. Поэтому в план проверок на 2016г. были включены и заказчики с небольшим количеством заказов, объемом выделяемых бюджетных средств.
  2. Заказчики с большим объемом заказов размещают много аналогичных заказов. Например, учреждения здравоохранения размещают десятки заказов на закупку лекарственных средств или продуктов питания. Нарушения, допущенные в документации, извещениях по аналогичным заказам, повторяются. Проверять большое количество подобных заказов нецелесообразно.
  3. Внеплановые проверки проводились на основании поступившей информации об административных правонарушениях, допущенных государственными, муниципальными заказчиками при размещении конкретных заказов. В ходе таких проверок проверялось 2-3 заказа.