Файл: Понятие и задачи государственного финансового контроля (Структура финансового контроля в РФ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования понятия и задач государственного финансового контроля России
1.2. Основные методы государственного финансового контроля
2. Структура финансового контроля в РФ
2.1. Государственный финансовый контроль
2.2. Негосударственный финансовый контроль
3. Оценка эффективности государственного финансового контроля на практике
3.1. Специфика организации государственного финансового контроля на примере Счетной палаты РФ
Наиболее эффективно осуществлялся ведомственный контроль в Министерстве социальной защиты населения, опеки и попечительства и в Министерство образования и науки, где наибольший объем проверенных средств, выявленных финансовых нарушений и сумм возмещённых выявленных финансовых нарушений в расчете на 1 подведомственное учреждение.
В Министерстве социальной защиты, опеки и попечительства – проверено 16 799,5 млн.руб. в расчете на 1 подведомственное учреждение, сумма выявленных финансовых нарушений в расчете на 1 учреждение составляла 34,6 млн. руб., сумма возмещённых выявленных финансовых нарушений в расчете на 1 учреждение составила 11,3 млн. руб. Аналогичные показатели в Министерстве образования и науки составили соответственно 1 543,8 млн. руб., 6,5 млн. руб. и 0,4 млн. руб.
В таблице 1 представим Министерства и учреждения, где наименее эффективно осуществлялся ведомственный контроль.
Таблица 1
Наименее эффективный ведомственный контроль
Министерство |
Объем проверенных средств, млн. руб. |
Министерство лесного хозяйства |
138709,3 |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды |
21919,0 |
Министерство транспорта и дорожного хозяйства |
49022,2 |
Информационно-аналитическое управление |
118062,2 |
Наименее эффективно осуществлялся ведомственный контроль в Министерство лесного хозяйства (объём проверенных средств – 138 709,3 млн. руб.), Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (объём проверенных средств – 21 919,0 млн. руб.), Министерство транспорта и дорожного хозяйства (объём проверенных средств – 49 022,2 млн. руб.) и информационно – аналитическом управлении (объём проверенных средств – 118 062,2 млн. руб.) специалистами которых в 2015 году финансовые нарушения не выявлены. Кроме того, сумма возмещённых выявленных финансовых нарушений в Министерстве здравоохранения составила за 2015 год только 0,1 млн. руб. (при сумме выявленных финансовых нарушений – 27 368,5 млн. руб.)
Функции по контролю в сфере размещения заказов осуществлялись отделом проверок государственных заказов на основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).
Деятельность отдела направлена на достижение следующих целей:
- Обеспечение контроля за соблюдением заказчиками, органом, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных нужд РФ, конкурсными, котировочными или едиными комиссиями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов в целях эффективного использования бюджетных средств, а также - эффективного и качественного размещения заказов.
- Совершенствование деятельности государственных, муниципальных заказчиков, уполномоченного органа, конкурсных, котировочных или единых комиссий в сфере размещения заказов.
- Профилактика административных правонарушений в сфере размещения заказов.
- Защита прав и законных интересов участников размещения заказов.
По итогам контрольных мероприятий за 2015г. проверено 864 заказа на сумму 801,2 млн. рублей, в том числе в ходе:
- проверок - 558 заказов на сумму 514,9 млн. рублей;
- мониторинга НМЦ контракта – 75 заказов на сумму 42,9 млн. рублей;
- рассмотрения обращений о согласовании – 99 заказов на сумму 185,7 млн. рублей;
- анализа уведомлений – 132 заказа на сумму 57,7 млн. рублей.
Выявлено 501 нарушение законодательства о размещении заказов.
Динамика проверенных заказов в 2014 году представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика проверенных заказов в 2014 году
Динамика проверенных заказов в 2015 году представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика проверенных заказов в 2015 году
В 2015 году проведено 34 проверки государственных и муниципальных заказчиков, в том числе 22 плановые проверки, 12 внеплановых. Плановые проверки проводились в соответствии с планом проверок, размещенным на общероссийском официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.гu.
Внеплановые проверки проводились на основании поручений президента РФ (Министерство здравоохранения, Министерство лесного хозяйства), а также на основании поступившей информации о допущенных заказчиками административных правонарушениях.
В ходе проверок проверено 558 заказов на сумму 514,9 млн. рублей.
Выявлено 421 нарушение законодательства о размещении заказов.
В таблице 2 представлена общая информация о количестве проведенных проверок в течении 2014-2015 гг.
Таблица 2
Динамика проведенных проверок в 2014-2015 гг
№ п/п |
Показатель |
2014 год |
2015год |
Динамика изменений |
|||
Количество |
Сумма (млн. руб.) |
Количество |
Сумма (млн.руб.) |
Количество |
Сумма (млн.руб.) |
||
1 |
Проведено проверок |
21 |
742,2 |
34 |
514,9 |
13 |
- 227,1 |
2 |
Проверено заказов |
844 |
742,2 |
558 |
514,9 |
- 286 |
- 227,1 |
3 |
Заказы, размещенные с нарушениями 94-ФЗ |
324 |
328 |
4 |
По сравнению с 2014г. количество проверок возросло на 62% (13 проверок), количество проверенных заказов снизилось на 34% (на 286 заказов). Объем проверенных заказов в стоимостном выражении (сумма проверенных заказов) снизился на сумму 227,1 млн. рублей, т.е. на 30,6% к уровню 2014года.
В таблице 3 представим количество выявленных нарушений.
Таблица 3
Количество выявленных нарушений
Показатель |
2014 год |
2015 год |
Динамика изменений |
|||
Количество |
Сумма (млн. руб.) |
Количество |
Сумма (млн.руб.) |
Количество |
Сумма (млн.руб.) |
|
Выявлено нарушений |
619 |
421 |
- 198 |
|||
Среднее количество нарушений в 1 заказе |
2 |
1,3 |
- 0,7 |
В 2015 году проведено 29 проверок государственных заказчиков (ИОГВ с учетом подведомственных учреждений) или 85,3% от общего количества проверенных заказчиков.
В ходе проверок государственных заказчиков выявлено 308 административных правонарушений, что составляет 77,0% от числа нарушений, допущенных государственными заказчиками.
Типичные нарушения, выявленные в ходе проверок
- В нарушение ч. 3 ст. 18 Закона о размещении заказов сведения о заключении, исполнении, расторжении контрактов несвоевременно размещались на общероссийском официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.гu (далее – официальный сайт).
- В нарушение п. 1 ч. 3 ст. 41.6, п.п. «б» п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме по заказам на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт отсутствовало требование о содержании в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме согласия участника размещения заказов на выполнение работ с указанием конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
- В нарушение ч.1 ст. 45 Закона о размещении заказов извещения о проведении запросов котировок и проекты контрактов размещались на официальном сайте с нарушением установленных сроков.
- В нарушение требований ст. 47 Закона о размещении заказов:
победителями в проведении запросов котировок признавались участники размещения заказов, котировочные заявки которых не отвечали требованиям, установленным в извещении о проведении запросов котировок (ч. 2 ст. 47);
рассматривались, не отклонялись котировочные заявки, не соответствующие требованиям, установленным в извещениях о проведении запросов котировок (ч. 3 ст. 47).
- В нарушение п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов договоры на поставку одноимённых товаров, выполнение одноимённых работ, оказание одноимённых услуг заключались на сумму более 100 млн. рублей в квартал.
- В нарушение ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов в ходе исполнения контрактов (договоров) изменялись условия исполнения (вид, объем, цена поставляемого товара).
- В нарушение п.13 ст.43 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок не содержит сведений о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
- В отдельных положениях документов по заказам, размещенным путем проведения торгов, запроса котировок (извещений, документации, форм котировочных заявок, проектов контрактов, заключенных контрактов) имели место противоречия, технические ошибки, неточности.
В отчетном периоде возбуждено 98 дел об административных правонарушениях по статьям 7.29, 7.30, 7.32 КоАП Российской Федерации, из них рассмотрено 96 дел (2 дела рассмотрены в январе 2014 года). По результатам рассмотрения дел вынесено 16 постановлений о взыскании штрафов с должностных лиц заказчиков по ч. 1 ст. 7.29, ч. 2 ст. 7.29, ч. 2 ст. 7.30, ч. 4.2 ст. 7.30, ч. 2 ст. 7.32 КоАП Российской Федерации. В 8 случаях постановления о взыскании штрафов с должностных лиц заказчиков были оспорены в судебном порядке, в том числе в судах 1 инстанции - 6, в суде - 2. По решению суда от 27.02.2015г. прекращено 1 дело по малозначительности. Предъявлено к взысканию штрафов на сумму 416 млн. рублей, уплачено в отчетном периоде штрафов на сумму 326 млн. рублей.
В ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях прекращено по малозначительности 82 дела.
По результатам проверок к дисциплинарной ответственности привлечены 34 должностных лица заказчиков, в том числе объявлено 2 предупреждения, 18 замечаний, 6 выговоров, наложено материальное взыскание на 8 должностных лиц.
Заключение
Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.
Еще в 1998 году был создан Министерство государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа было вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.
В настоящее время в Минфине активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской Федерации. Однако, на сегодня остается еще целый ряд проблем, требующий их скорейшего разрешения.
Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия.
Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.
Еще одним важным вопросом, на мой взгляд является отсутствие закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении нарушителей финансового законодательства. Ведь без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей финансового законодательства, невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед ним задач.
В работе представлены особенности проведения проверок и ревизий Счетной палатой РФ.
Установлено, что снижение количества и объема проверенных заказов произошло по следующим причинам.
- Как показывает практика, заказчики с большим количеством заказов допускают меньше нарушений законодательства, чем заказчики, размещающие 1- 5 заказов в год. Заказчики с малым объемом бюджетных средств, выделяемых на закупки, предпочитают заключать договоры до 100,0 млн. рублей с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), нередко забывая об одноименности товаров (работ, услуг). Нарушения законодательства о размещении заказов в документации, извещениях влекут за собой увеличение числа жалоб, тем самым затягивая процесс размещения заказов. Способ размещения заказов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения процедур ведет к неэффективному использованию бюджетных средств и (или) внебюджетных источников, и является наиболее коррупционным способом размещения заказов. Поэтому в план проверок на 2016г. были включены и заказчики с небольшим количеством заказов, объемом выделяемых бюджетных средств.
- Заказчики с большим объемом заказов размещают много аналогичных заказов. Например, учреждения здравоохранения размещают десятки заказов на закупку лекарственных средств или продуктов питания. Нарушения, допущенные в документации, извещениях по аналогичным заказам, повторяются. Проверять большое количество подобных заказов нецелесообразно.
- Внеплановые проверки проводились на основании поступившей информации об административных правонарушениях, допущенных государственными, муниципальными заказчиками при размещении конкретных заказов. В ходе таких проверок проверялось 2-3 заказа.