Файл: Трудовые конфликты в организации: типовые причины и методы профилактики (Анализ деятельности предприятия «Бэст-недвижимость» и его трудовых конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании анализа причин увольнения работников из компании, можно сделать вывод о том, что в организации повышенная конфликтность, которая вынуждает сотрудников искать другое место работы.

В ООО «Бэст-недвижимость» бывают как межгрупповые, так и личностные конфликты. Примером межгруппового конфликта в ООО «Бэст-недвижимость» может стать следующий конфликт: несколько специалистов, занятых выполнением одного задания, обладают разным уровнем профессиональной квалификации. В этом случае специалисты более высокой квалификации недовольны тем, что более слабые сотрудники тормозят выполнение работы, а последним не нравится то, что от них требуют невозможного. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях привела к конфликту. Вероятность конфликтов в организации возрастает по мере ее разрастания, когда она разбивается на специализированные подразделения. Кроме того, у менеджеров и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей. Даже если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной, о том, как это сделать, люди могут иметь самые разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее.

Конфликты часто обусловливают создание ассоциаций и коалиций внутри групп, благодаря чему обеспечивается взаимодействие между членами всего объединения, уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов группы.

Среди субъективных причин конфликтов в звене «руководитель – подчиненный» выделяют управленческие и личностные причины.

Управленческие причины: необоснованные, неоптимальные и ошибочные решения; излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства; недостаточная профессиональная подготовка руководителей; низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звена; неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных; нарушения в системе стимулирования труда. Межличностные конфликты также имеют место в организации. Для того, чтобы лучше понять их причины, был проведен опрос сотрудников о психологическом климате в организации и причинах конфликтности в коллективе.

При анализе организации трудового процесса в ООО «Бэст-недвижимость» было выявлено отсутствие должностных инструкций каждого из сотрудников. Разработаны только Положения об отделах и службах, в которых определены ключевые задачи служб, при этом распределение обязанностей внутри служб между специалистами отсутствует. Это обстоятельство не позволяет четко разграничить функции специалистов, распределение конкретной работы производится руководителем, при этом наиболее сложная работа распределяется одним и тем же грамотным специалистам, при этом молодые специалисты не могут проявить себя, считают себя не оцененными по достоинству, а профессионалы считают, что они «тащат» на себе всю работу, не получая за это достойной оплаты. Даже между ключевыми специалистами одного профессионального уровня возникают обиды, так как каждый считает, что больше других перегружен работой.


В ходе подготовки настоящей работы с согласия директора предприятия, было проведено добровольное анонимное анкетирование работников, в котором приняли участие 23 сотрудника. Всем участникам было предложено ответить на несколько вопросов, выбрав один, наиболее характеризующий процесс работы в ООО «Бэст-недвижимость»

Оцените загруженность коллег. Ответы на этот вопрос представлены на диаграмме (рисунок 6).

Рисунок 6 - Оценка сотрудниками распределения обязанностей

Ответы сотрудников подтверждают выводы о причинах возникающих конфликтов: большинство работников (64%) считают, что они перегружены работой, в то время, как остальные работают не достаточно.

Следующий вопрос касался процесса принятия решений в фирме (рисунок 7). Что на Ваш взгляд вызывает наибольшую конфликтность в повседневном общении сотрудников?

Рисунок 7 - Причины конфликтности среди сотрудников

Из полученных данных следует, что наибольшую конфликтность вызывает отсутствие закрепленных обязанностей за каждым сотрудником (43%), отсутствие правил поведения персонала, анкетируемые поставили на второе место (37%), каждый пятый считает, что конфликтность вызывает чрезмерный контроль со стороны руководителей различного уровня.

Насколько Вы согласны с существующем порядком работы?

Результаты ответов на этот вопрос приведены на рисунке 8.

Рисунок 8 - Результат опроса о процессе работы

Результаты опроса показывают, что большинство сотрудников желали бы большей самостоятельности в работе (35%), 46% желают и считают себя достаточно компетентными, чтобы самостоятельно принимать некоторые решения, и только каждый пятый сотрудник (19%) не хотел бы брать ответственность на себя и доволен тем, что решение принимает кто-то другой.

Следующий вопрос касался отношений в коллективе:

Как вы себя чувствуете в коллективе? (допускается более 1 ответа)

Ответы сотрудников ООО «Бэст-недвижимость» представлены на рисунке 9.

Анализ ответов об отношениях в коллективе свидетельствует, что коллектив не чувствует себя командой, только каждый пятый чувствует себя в коллективе хорошо, а 13% вообще все равно какой коллектив его окружает.

Рисунок 9 - Результаты ответов сотрудников об отношениях в коллективе фирмы


Последним вопросом стал вопрос об улучшении процесса управления.

Что необходимо изменить, чтобы работа была более успешна, конфликтность понизилась? (допускается более 1 ответа)

Результаты ответов приведены на рисунке 10.

Рисунок 10 - Результаты ответов на вопрос об улучшении процесса управлении в ООО «Бэст-недвижимость»

Ответы показывают, что большая часть сотрудников (62%) считает, что для улучшения управления и снижения конфликтности в ООО «Бэст-недвижимость» следует нормативно закрепить должностные обязанности за каждым из сотрудников, разработав должностные инструкции сотрудников, более половины сотрудников (55%) считают, что необходимо больше внимания уделить повышению корпоративности, созданию команды. Большое количество ответов набрали ответы о большей самостоятельности сотрудников (46%) и о повышении стимулирования опытных работников (41%), последнее говорит о том, что в фирме менее половины считают себя таковыми.

3. Методы профилактики трудовых конфликтов на предприятии

3.1 Предложения по устранению конфликтных ситуаций

Таким образом, исследования показало, что на предприятии необходимо внедрить систему мероприятий по устранению конфликтных ситуаций.

1) Снижение конфликтности при принятии управленческих решений.

В процессе принятия решений невозможно добиться успеха, если право принимать решения принадлежит только одному человеку. Желание решить и сделать все самому ограничивает ваши возможности. Проблему решения задач за пределами своих физических возможностей следует искать в делегировании полномочий. Переходя к методу делегирования полномочий, директор ООО «Бэст-недвижимость» не только определит сроки исполнения, качество и объемы работы, но и конечные результаты, наделяя заместителей ответственностью за полную реализацию управленческого решения. Сегодня в ООО «Бэст-недвижимость» директор переживает ответственность за принятые решения в одиночку, он может допускать в результате этого ошибки в управленческом цикле из–за сильного стрессового состояния: груз ответственности оказывается тяжел. Но тогда, когда он чувствует сопереживание этой ответственности своими сотрудниками, ее груз значительно облегчается. Работники помогают ему и психологически, и реально выполнять работу, заданную его управленческим решением. Следовательно, необходимо пересмотреть круг обязанностей опытных сотрудников ООО «Бэст-недвижимость» и дать им больше самостоятельности в решении оперативных вопросов.


2) Разработка должностных инструкций и закрепление основных функций. Без правильных и грамотно составленных должностных инструкций просто невозможно эффективное управление персоналом, причем, вне зависимости от размеров организации. От качества ее решения во многом зависит и качество реализации других, смежных задач. В конечном итоге это должно приводить к оптимизации выполняемых работ и, как следствие – к оптимизации профессионально-квалификационной структуры персонала.

3) совершенствование корпоративной культуры предприятия.

Для формирования корпоративной культуры существует пока еще малораспространенный в России, но весьма эффективный инструмент – корпоративные правила. Дать возможность каждому сотруднику ООО «Бэст-недвижимость» иметь под рукой основные правила работы компании позволит не только каждому из них больше знать о своей организации, почувствовать себя её частью, но и откроет некоторым реальный путь к развитию, так как расширит представления работников о имеющихся в компании возможностях роста, развития и возможно, заработка. Корпоративные правила должны вместить в себя все аспекты работы. Также на предприятии следует внедрить систему мер по улучшению внутреннего морально-психологического климата и повышения корпоративного духа.

Таблица 5 - Стоимость мероприятий по совершенствованию организационной культуры, (руб.)

Мероприятие

Стоимость

1. Предоставление сотрудникам туристических путевок.

85500 руб.

2.Проведение корпоративных мероприятий

49800 руб.

3.Поощрение рождаемости

28000 руб.

4.Предоставление возможности обучения

56000 руб.

5.Возможность продвижения на руководящие должности

24500 руб.

6.Статусные поощрения лучших работников

16200 руб.

7. Покупка атрибутики для корпоративных мероприятий

35000 руб.

Итого:

295000 руб.

При этом необходим постепенный переход к без конфликтному, без переговорного рассмотрения всех спорных вопросов, возникающих на предприятии, для чего должна быть широко развита демократия.

4) С целью повышения материальной заинтересованности работников предлагается система оплаты труда, основанная на применении критерия эффективности труда. Суть предлагаемой системы заключается в том, что заработная плата работников состоит из двух частей: постоянной и переменной. Постоянная часть зарплаты представляет собой фиксированную (оклад, тарифная ставка), а переменная часть – надбавку, размер которой зависит не только от результатов труда отдельного работника, но и от результатов труда коллектива, в котором он работает, и доли его участия в общих результатах коллектива.


Таблица 6 - Перечень показателей увеличения и снижения КТУ, (балл)

№ п/п

Показатели

Величина

повышения

(понижения) КТУ

А

Б

1

Показатели, повышающие КТУ

1.1

Проявление инициативы в работе, связанной с внедрением в новой техники, технологии, передовых методов организации труда, прогрессивных материалов, совершенствование управления и хозяйственного расчета, участие в изобретательской работе

0,3

1.2

Досрочное и качественное выполнение особо важных заданий

0,2

1.3

Участие в работе по повышению квалификации рабочих линейных специалистов и других работников

0,1

1.4

Выполнение наряду со своими обязанностями обязанностей работника, отсутствующего по болезни, в отпуске и т. п.

0,5

1.5

Наставничество в отношении ИТР — молодых специалистов

0,1

1.6

Объявление благодарности в приказе, занесение на Доску почета, награждение Почетной грамотой

0,1

2

Показатели, понижающие КТУ

2.1

Нарушение установленного распорядка рабочего дня (опоздание, самовольный уход с работы) и т. д.

0,2

2.2

Нарушение установленных сроков сдачи отчетности и выполнения порученных заданий

0,3

2.3

Несвоевременное доведение инструктивных материалов (заданий) до исполнителей

0,1

2.4

Ложная информация

0,2

2.5

Невыполнение распоряжении руководства

0,2

2.6

Некачественное, несвоевременное выполнение производственных заданий, безынициативность в работе

0,2

Особенность предлагаемой системы оплаты заключается в том, что она не только стимулирует труд самих работников, но и обеспечивает для руководства предприятия возможность оперативного управления и стабилизации необходимой эффективности труда работников при неконтролируемых изменениях доходов предприятия. Премия должна начисляться путем распределения приработка по коэффициентам трудового участия (КТУ). Сумма приработка – это остаток фонда заработной платы (ФЗП) после начисления основной и других видов заработной платы. КТУ представляет собой обобщенную оценку трудового вклада коллектива и отдельных работников в общие результаты работы организации.