Файл: Признание гражданина безвестно отсутствующим и признание его умершим (Общая характеристика института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим
Общая характеристика института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим
Основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим
Основания и порядок признания гражданина умершим
Глава 2. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим
2.1. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
2.2. Правовые последствия признания гражданина умершим
Глава 3. Последствия явки гражданина, признанного отсутствующим или объявленного умершим
Указанная норма является принципиально новой для российского гражданского законодательства, так как охрана имущественных интересов граждан, признанных безвестно отсутствующими, ранее (в советский период) осуществлялась с помощью института опеки. Однако опека над имуществом безвестно отсутствующего гражданина обеспечивала надлежащую охрану его имущественных интересов только в прежних экономических условиях. Эффективность опеки над имуществом безвестно отсутствующего гражданина подверглась переоценке законодателем в условиях развития частной собственности. Активное участие граждан в имущественных отношениях объективно вызвало необходимость в правовых нормах, обеспечивающих охрану и защиту имущественных прав граждан от возможных правонарушений. Такими нормами, в частности, являются правила о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим. [18]
В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Такое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и действует на основании договора доверительного управления, заключенного с органом опеки и попечительства. [15]
Следует отметить, что орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения последних сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.
Доверительный управляющий действует от своего имени в интересах безвестно отсутствующего. Он заключает сделки от своего имени, указывая, что действует в качестве доверительного управляющего; имеет право на предусмотренное договором вознаграждение, а также на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества безвестно отсутствующего.
В соответствии со ст. 1013 ГК РФ предметами доверительного управления могут быть:
- предприятия и другие имущественные комплексы;
- отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу;
- ценные бумаги;
- права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами;
- исключительные права;
- деньги в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1013 ГК РФ);
- другое имущество. [18]
Все перечисленные виды имущества могут быть предметом договора доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина.
Из имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим:
- выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующее лицо обязано содержать;
- погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего лица;
- прекращается доверенность, выданная безвестно отсутствующим (ст. 188 ГК РФ). [14]
Договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим получил самостоятельную правовую регламентацию вследствие ряда присущих ему особенностей.
Так, управление имуществом безвестно отсутствующего гражданина учреждается органом опеки и попечительства; направлено не только на сохранение или приумножение имущества в интересах безвестно отсутствующего, но и на погашение обязательств кредиторов, а также на удовлетворение интересов тех лиц, которых безвестно отсутствующий обязан содержать; связано с установлением на основании решения суда безвестного отсутствия гражданина. Однако договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, не получил широкого распространения, что обусловлено проблемами теоретического и практического характера. [15]
В качестве основной причины следует назвать отсутствие единого понимания правовой природы, характерных признаков, структуры, а также условий реализации как договора доверительного управления в целом, так и такой его разновидности, как договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим.
Указанная проблема породила другую проблему, выражающуюся в недостаточности или противоречивости нормативно-правового регулирования договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим. Так, ГК РФ не в полной мере регулирует соответствующие отношения, а других нормативных актов не существует, хотя даже в п. 3 ст. 43 ГК РФ предусмотрено принятие специального закона, определяющего иные, чем в пп.1 и 2 ст. 43 ГК РФ, последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. [9]
В свою очередь несовершенство законодательства, регулирующего договорные отношения по доверительному управлению имуществом безвестно отсутствующего, привело к возникновению проблем его толкования и применения. Так, в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом и что может служить критерием определения этой необходимости. Такой критерий присутствует в п. 1 ст. 38 ГК РФ, где говорится, что доверительное управление имуществом подопечного при необходимости постоянного управления осуществляется только в отношении недвижимого и ценного движимого имущества, а в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление, опекун или попечитель сохраняет свои полномочия. [10] Данная норма увязывает необходимость постоянного управления с видами имущества, а кроме того - и это важно - четко определяет правовой режим имущества, не переданного в доверительное управление.
В отличие от этого формулировки ст. 43 ГК РФ представляются недостаточно определенными. Неясным остается не только вопрос о том, что является критерием необходимости постоянного управления, но и вопрос о правовом режиме имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует. Ответ на этот вопрос важен, так как с ним связано определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего. [7]
В связи с тем, что доверительный управляющий вправе без предварительного согласия органа опеки и попечительства совершать сделки, влекущие за собой уменьшение имущества безвестно отсутствующего гражданина, что может повлечь за собой нарушение его интересов, целесообразно к договору доверительного управления имуществом применять правило абз. 1 п. 2 ст. 37 ГК РФ, согласно которому такое согласие является обязательным. [18]
Соответствующее дополнение необходимо включить в п. 1 ст. 43 ГК РФ, изложив его следующим образом: «Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом безвестно отсутствующего на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктом 2 статьи 37 настоящего Кодекса». [14]
Общее правило п. 3 ст. 1022 ГК РФ, согласно которому долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества, и лишь в случае его недостаточности взыскание может быть обращено сначала на имущество доверительного управляющего, а затем на имущество учредителя управления, неприменимо к договору доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, так как учредитель управления (орган опеки и попечительства) не является собственником. [16]
Следует внести дополнение в п. 3 ст. 1022 ГК РФ, сформулировав его так: «Долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, а при недостаточности и его имущества на имущество учредителя управления, не переданное в доверительное управление, если иное не вытекает из сущности отношений по доверительному управлению имуществом». [9]
Заключенный договор о доверительном управлении имуществом подопечного является срочным договором. Его действие прекращается по общему правилу со дня прекращения опеки или попечительства. Одностороннее досрочное расторжение договора допускается только в случаях, прямо указанных в законе. К ним, в частности, относится смерть гражданина, являющегося выгодоприобретателем (т.е. подопечного), смерть гражданина, являющегося доверительным управляющим, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Во-вторых, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.
В-третьих, согласно ст. 188 ГК РФ прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим. Действие доверенности прекращается в связи с прекращением существования одного из участников отношений представительства. Со смертью гражданина представительство прекращается автоматически, так как отсутствует уполномоченное лицо или лицо, от имени которого должны совершаться юридические действия. То же правило действует в случае признания лица безвестно отсутствующим. [11]
Кроме того, прекращается договор поручения (ст. 977 ГК РФ), договор комиссии (ст. 1002 ГК РФ), агентский договор (ст. 1010 ГК РФ) и др.
В-четвертых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган загса (п. 2 ст. 19 СК РФ).
Расторжение брака может быть рассмотрено без извещения ответчика. Однако назначенный недееспособному лицу опекун должен быть извещен о времени и месте судебного заседания с тем, чтобы он в интересах опекаемого мог принять участие в судебном разбирательстве, особенно тогда, когда при расторжении брака решаются вопросы имущественных отношений супругов. Если при расторжении брака с лицом, признанным безвестно отсутствующим, возникает спор об имуществе, являющемся общей совместной собственностью супругов, то к участию в деле привлекается лицо, с которым органы опеки и попечительства заключили договор о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим. [9]
В соответствии с Семейным Кодексом РФ ( далее по тексту СК РФ) усыновление детей, чьи родители признаны безвестно отсутствующими, производится без согласия последних. В данном случае по существу имеет место утрата родительских прав у безвестно отсутствующего. Существенным является то, что возможность их восстановления в случае явки или обнаружения безвестно отсутствующего в законе не предусмотрена. [18]
Приведенные аргументы не позволяют признать удачным суждение о том, что при признании лица безвестно отсутствующим действие правоотношения приостанавливается. Оно может быть изменено, прекращено в зависимости от характера этого правоотношения, намерения заинтересованного лица и соответствующих положений закона.
Согласно п. 3 ст. 43 ГК РФ последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные ее нормами, определяются законом. Во взаимоотношениях между признанным безвестно отсутствующим гражданином и работодателем эти последствия проявляются в прекращении заключенного ими трудового договора по п. 6 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Формальным основанием для оформления прекращения трудового договора является решение суда, вступившее в законную силу. Несмотря на то, что дела о признании гражданина безвестно отсутствующим являются делами особого производства, каких-либо изъятий по вступлению в законную силу решений суда о признании гражданина безвестно отсутствующим ГПК РФ не предусматривает: как следует из ч. 1 ст. 209 ГПК РФ, указанные решения суда вступают в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование, если они не были обжалованы (то есть в соответствии со ст. 338 ГПК РФ по истечении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме), в случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции. [15]
В том случае, если дело о признании гражданина безвестно отсутствующим было возбуждено по заявлению работодателя, его кадровая служба будет осведомлена о принятом решении суда и совместно с юридической службой сможет определить дату вступления данного решения в законную силу.
Если же дело было возбуждено другими заинтересованными лицами, то работодатель должен быть осведомлен о том, что судом готовится судебное разбирательство по заявлению о признании работника безвестно отсутствующим, и сотрудники кадровой службы могут получить информацию о принятом судом решении непосредственно; если же представители работодателя не были привлечены для выяснения обстоятельств и даты прекращения работником явки на работу, то узнать о решении суда о признании гражданина безвестно отсутствующим кадровая служба может от органа опеки и попечительства и (или) лица, которому имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, передано в доверительное управление, а также от родственников гражданина и лиц, находящихся на его иждивении. [10]