Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Определение экономической стратегии и промышленная политика).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
Инструменты, институты: Падение ро-ли селективных “прямых" инструменто-в про-мышленно-й по-литики (в первую о-чередь, структурно-й как средства выбо-ро-чно-й о-траслево-й по-ддержки, при со-хранении ее функций как средства денацио-нализации го-сударственно-го- секто-ра). Расширение функций традицио-нно- мало-селективных “ко-свенных” инструменто-в (налогово-й, денежно--кредитно-й, бюджетно-й по-литик) для со-вершенствования инфраструктуры про-мышленно-сти. Хо-тя в стране имеется общенациональное Министерство- про-мышленно-сти, по-чты и связи, призванно-е разрабатывать про-мышленную по-литику (прежде всего- в ее структурно--о-траслевых, инно-вацио-нных и инвестицио-нных аспектах), имеется немало- го-сударственных структур, о-казывающих сво-е регулирующее во-здействие на про-мышленный ро-ст. По-мимо- Министерства эко-но-мики, финансо-в и бюджета, как и во- мно-гих рассматриваемых странах, регулирующего- среду французско-го- про-мышленно-го- развития мето-дами макро-эко-но-мическо-й по-литики, сво-ю ро-ль про-до-лжает играть Генеральный ко-миссариат планиро-вания, перестро-ивший по-сле о-тказа о-т 5-тилетних Планов сво-ю деятельно-сть по-д задачи выявления и разрабо-тки мер решения наибо-лее важных стратегических про-блем развития, затрагивающих в то-м числе про-мышленно-сть. Инно-вацио-нная по-литика вхо-дит в ведение Генерально-го- управления по- научно--техническим исследо-ваниям. Для регулиро-вания структуры рынко-в (ко-нтро-ль за мо-но-по-лиями, слияниями и по-гло-щениями и т.д.) была со-здана в 1977 г. Ко-миссия по- ко-нкуренции. Внешнето-рго-вая по-литика нахо-дится в сильно-й мере в сфере ко-мпетенции Министерства ино-странных дел (в его- внешнеэко-но-мических подразделениях) и материализуется в фо-рме различных инструменто-в содействия экспо-рту (через то-рго-вые миссии, го-сударственно-е страхо-вание внешнето-рго-вых о-пераций и льго-тно-е кредито-вание экспо-ртеро-в) [17].
Страна: Италия
Цели: Развитие научно--техническо-й базы про-мышленно-сти. Укрепление ко-нкурентных по-зиций про-мышленно-сти на уро-вне малых и средних предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Активизация развития государственных предприятий. Акцент на развитии энергетики, как слабо-го- звена про-мышленно-сти.
Инструменты, институты: Рефо-рма институцио-нальных структур (приватизация) и развитие зако-но-дательно-й базы. Стимулиро-вание развития банко-вско-й системы, а также рынко-в то-варо-в и инфо-рмацио-нных услуг в рамках развития эко-но-мическо-й инфраструктуры. Го-сударственные программы по-ддержки малых предприятий через механизмы льго-тных налого-во-й, кредитно-й, амо-ртизацио-нно-й, инно-вацио-нно-й по-литик. Использование бюджетно-й по-литики для по-мо-щи в развитии НИО-КР для мало-го- и среднего- бизнеса. Го-сударственная про-грамма стимулиро-вания энерго-сбережения, финансиро-вания разведки место-ро-ждений энергоресурсов, стро-ительства электро-станций. Специфическо-й черто-й совокупно-сти го-сударственных о-ргано-в, прямо- или ко-свенно- участвующих в разрабо-тке и про-ведении в жизнь мер регулиро-вания развития промышленности, является сло-жно-сть и мно-го-численно-сть элементо-в образующих ее звеньев. К по-следним о-тно-сятся как центральные правительственные институты макро-эко-но-мическо-го- и о-траслево-го- регулирования (министерства финансо-в, про-мышленно-сти и других о-траслей хо-зяйства, центральный Банк Италии и другие финансо-во--кредитные о-рганы), так и мно-го-численные по-луправительственные и иные ко-митеты по- частным про-блемам (регио-нальным, энергетики, мало-го- и среднего- бизнеса и др.), а также сло-жно- структуриро-ванная и мо-щно- развития система участия государства в ключевых (о-со-бенно- инфраструктурных) о-траслях промышленно-сти и сферы услуг. Усло-жненный характер го-сударственно-го- влияния на про-мышленно-сть, с о-дно-й сто-ро-ны, по-зво-ляет о-существлять воздействие на про-мышленно-е развитие по- мно-гим направлениям и стимулиро-вать его-, а, с друго-й, со-здает про-блему межведо-мственных барьеро-в и недо-стато-чно-й ко-о-рдинации механизмо-в про-мышленно-й политики. Важная тенденция но-вейшего- времени - рео-рганизация го-ссекто-ра в сто-ро-ну частично-й денацио-нализации так называемых “авто-но-мных" (смешанных), крупных мно-го-ступенчато- диверсифициро-ванных ко-мпаний и по-вышение ро-ли рыно-чных механизмо-в деятельно-сти со-бственно- государственных предприятий. “Авто-но-мные" ко-мпании про-являют все больше само-сто-ятельно-сти в сфере про-мышленно-й по-литики при ослаблении жестко-й регулирующей ро-ли “о-траслевых" министерств [20].
Страна: Швеция
Цели: Повышение эффективности во всех отраслях промышленности. Модернизация ее технической базы. Создание условий для многообразия форм промышленных предприятий с упором на стимулирование появления новых, наукоемких компаний и малого бизнеса.
Инструменты, институты: Активное использование косвенных методов промышленной политики для развития промышленной инфраструктуры. Дерегулирование и упрощение государственных правил и регламентации ведения бизнеса. Постепенный отказ от поддержки “больных” отраслей. Стимулирование НТП. Помощь малому бизнесу. Повышение эффективности государственных предприятий. Специальные отраслевые и региональные программы. Информационная и консультационная помощь бизнесу. Разработка промышленной политики является одной из главных функций Министерства промышленности, состоящего из четырех отделений проблемной, а не отраслевой специализации. Ее проведением в жизнь по двум главным направлениям (через механизмы крупномасштабного перераспределения доходов для развития на базе бюджетных ассигнований социальной и производственной инфраструктуры и государственного участия в работе крупных компаний, главным образом отраслей производственной инфраструктуры) заняты различные государственные институты в рамках их компетенции: Шведский Инвестиционный Банк (финансирует крупномасштабные промышленные проекты); Шведская экспортно-кредитная корпорация (предоставляет кредиты на экспортные поставки в определенных случаях); Национальное бюро технического развития (инновационная политика); Шведский Институт стандартов (совершенствование стандартов и нормализация); Инженерная Академия (научно-техническая политика); Национальная патентно-регистрационная служба (патентная политика); Национальный институт развития корпораций (программы помощи малому и среднему бизнесу). Характерная особенность шведской промышленной политики в том, что она оформляется в виде законов, рассчитанных на десятилетнюю перспективу [19].
Страна: Норвегия
Цели: Повышение конкурентоспособности промышленности в целом с упором на экспортное развитие нефтегазовой промышленности. Содействие более гармоничному развитию промышленности в региональном разрезе. Повышение эффективности госсектора.
Инструменты, институты: Широкое использование основных методов промышленной политики, в том числе совершенствуемой системы государственных закупок и заказов, ускоренной амортизации, финансирования и проведения НИОКР. Эти меры существенно дополняются косвенными методами воздействия через налоговые и кредитные льготы (для северных районов и малого бизнеса), программированием экономики. Система и механизм регулирования промышленности в Норвегии строятся на активном государственном участии в ряде ключевых производств, обусловливающих функционирование производственной инфраструктуры (транспорт, электроэнергетика, связь), а также эффективную экспортную специализацию на основе нефтегазового комплекса производств. Такое селективное прямое вмешательство государства в промышленную деятельность дополняется мерами косвенного воздействия на частный сектор промышленности через бюджетную, налоговую, финансово-кредитную, протекционистскую таможенную политику, а также широким использованием программирования экономики и программ развития северных районов.
Страна: Южная Корея
Цели: Обеспечение дальнейшего ускоренного роста промышленности на основе новейших достижений НТП и ее интеграции в мировое хозяйство на началах большей, чем прежде, открытости для иностранных капиталов, технологий, ноу-хау. Совершенствование институциональной и организационной структуры промышленности путем наращивания сети средних и малых предприятий. Отказ от необоснованной поддержки "чеболей", отличающихся неэффективным использованием ресурсов.
Инструменты, институты: Реструктуризация крупных фирм в направлении привлечения в них иностранного капитала путем либерализации условий внедрения зарубежных фирм на южнокорейский промышленный рынок. Совершенствование финансово-кредитной системы применительно к интересам развития промышленности. Резкое усиление содействия в развитии малому и среднему бизнесу через инструменты селективной налоговой, кредитной, внешнеэкономической политики, субсидирования подготовки высококвалифицированных специалистов. Разработка промышленной политики входит в компетенцию Министерства торговли и промышленности. Среди инструментов промышленной политики особую роль играют те ее виды, которые связаны с внешнеэкономическими связями (инвестиционная и налоговая политика привлечения иностранного капитала, стимулирование роста и защита от внешней конкуренции национальных производств экспортной ориентации, патентная политика приобретения зарубежных научно-технических инноваций).
Определения приоритетов в рамках экономической политики государства вытекает одновременно из нескольких обстоятельств [15].
Страна: Россия
Определение приоритетов в рамках экономической политики государства вытекает одновременно из нескольких обстоятельств. Прежде всего, это связано с объективной ограниченностью ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, - ограниченностью, которая особенно рельефно проявляется в сравнении с масштабами задач, прежде всего в инвестиционной сфере, которые стоят сегодня перед российской экономикой.
Экономика России, несмотря на относительное благополучие последних лет, благодаря кризису в целом остается слабой и уязвимой. Уровень промышленности визуально можно представить на диаграмме Приложения 1. Уровень применяемых технологий, а значит, и производительность предприятий, и, соответственно, их конкурентоспособность низки в сравнении с показателями компаний-лидеров в соответствующих областях. Особенно это касается тех сфер и отраслей, для которых отсутствуют какие-либо природные преимущества либо их роль для конкурентоспособности конечной продукции слишком низка. Если для первичной переработки сырья у российских предприятий еще могут быть определенные козыри (например, в виде территориальной близости к его источнику или доступа к дешевой энергии, определяющей низкий уровень затрат на переработку), то для продукции технически сложной (например, того же машиностроения) единственным преимуществом является дешевизна квалифицированного труда, да и та исчезает вместе с обученными и получившими опыт еще в советский период квалифицированными кадрами.
Развитие возможностей имеет место, в первую очередь, на предприятиях. Однако оно в значительной степени обусловлено той окружающей средой, в условиях которой действует предприятие, а также рыночными, политическими и технологическими сигналами, макроэкономическими переменами, перспективами роста, состоянием национальной безопасности и правами на материальную и интеллектуальную собственность. Для создания и усиления новых возможностей предприятиям необходимы поступления (финансы, навыки, машины, информация и знания), которые должны соответствовать быстрым техническим переменам и жесткой конкуренции. Таким образом, создание возможностей предприятия требует сложного взаимодействия между различными агентами.
Несколько месяцев назад Организация по промышленному развитию при ОЕЕ ООН (United Nations Industrial Organization, UNIDO) представила очередную версию доклада "Конкуренция через нововведения, инновации и обучение", в котором приведены результаты исследования 87 стран. Россия в этом списке занимает 44-е место. Мы ровно посередине, что неутешительно. (Приложение 2).
Таким образом, необходимость государственного вмешательства в экономику страны становится первостепенным делом и оно должно нести системный характер. Данную систему можно сформулировать в виде 5-ти принципов, которые будут приведены в заключении.
Заключение
И так, принципы управления про-мышленно-й по-литико-й го-сударства мо-жно- уло-жить в пять пункто-в:
1. Приведение прио-ритето-в для по-литическо-го- вмешательства в со-о-тветствие с о-бщим видением. Ресурсы - финансо-вые и чело-веческие - для по-литическо-го- вмешательства неизбежно- о-граничены даже в бо-гатых странах. В бедных странах о-ни о-граничены в еще бо-льшей степени. По-это-му нео-бхо-димо- мо-билизо-вать ресурсы и о-пределить прио-ритеты в со-о-тветствии с о-бщим видением нацио-нально-го- развития и усло-виями ко-нкретно-й страны. В зависимо-сти о-т уро-вня развития внимание, прежде всего-, следует уделять но-во-введениям, специализиро-ванным навыкам и инфраструктуре (в бо-лее развитых странах) или со-зданию ко-мпетенций начально-го- этапа развития, усилению ресурсно-й базы и трудо-емким о-траслям про-мышленно-сти, усо-вершенство-ванию бо-лее мелких предприятий, развитию базисно-й инфраструктуры (в развивающихся странах).
2. Усиление нацио-нальных ресурсо-в с по-мо-щью зарубежных в гло-бально-й цепо-чке со-здания до-бавленно-й сто-имо-сти. Наибо-лее эффективные средства для о-бъединения техно-ло-гических ресурсо-в часто- встречаются на уро-вне цепо-чки со-здания до-бавленно-й сто-имо-сти. Жизненно- нео-бхо-димо- по-нимать приро-ду каждо-й цепо-чки и со-став ее о-сно-вных участнико-в. Но- по-ддержание связей требует со-здания до-по-лнительных местных во-змо-жно-стей. Стратегии связей и усиления о-пять-таки будут варьиро-ваться в зависимо-сти о-т уро-вня про-мышленно-го- развития и нацио-нальных прио-ритето-в. Страны с сильно-й про-мышленно-й и техно-ло-гическо-й базо-й мо-гут в качестве примера взять стратегии, выбранные азиатскими "тиграми". Те, база ко-то-рых слабее, до-лжны испо-льзо-вать бо-лее умеренные стратегии, по-мо-гая ко-мпаниям и группам ко-мпаний связываться с гло-бальными игро-ками и по-степенно- про-двигаться вверх по- цепо-чке со-здания до-бавленно-й сто-имо-сти с по-мо-щью прямых ино-странных инвестиций.
3. Ко-о-рдинация о-бщего- видения, структурных усло-вий и механизмо-в. Стратегия усиления ко-нкуренто-спо-со-бно-сти включает тесную ко-о-рдинацию видения, структурных усло-вий и механизмо-в. Ее о-существление вхо-дит в ко-мпетенцию министерств и правительственных ведо-мств и мо-жет дать эффект, если механизмы четко- разрабо-таны, и те, кто- принимает решения, до-стигли ко-нсенсуса в во-про-се о- прио-ритетах и действиях, а также в случае, ко-гда министры о-бмениваются инфо-рмацией. Фо-рмулиро-вание стратегии и ко-о-рдинация развития про-мышленных механизмо-в на о-фициально-м уро-вне о-со-бенно- нео-бхо-димы то-гда, ко-гда в стране про-исхо-дят крупные по-литические перемены. В тако-й ситуации следует начинать со- значительных структурных изменений. Ко-о-рдинация не о-бязательно- требует со-здания но-во-го- учреждения, но- мо-жет о-существляться группо-й существующих министерств и ведо-мств. О-на будет эффективно-й то-лько- при усло-вии регулярно-го- сбо-ра и анализа данных, ко-то-рые до-лжны о-хватывать про-изво-дство-, то-рго-влю, о-сно-вные механизмы и ведущие учреждения.
4. Приобретение конкурентоспособных навыков, знаний и бюрократических компетенций. Для реализации стратегии потребуются конкурентоспособные навыки, знания и компетентные чиновники. Частный сектор может внести большой вклад в проектирование и осуществление политики, освобождая правительство от многочисленных трудностей, связанных со сбором и анализом данных. Действительно, частный сектор находится в лучшем, чем правительство, положении с точки зрения возможности оценки производительности, технологических и рыночных тенденций на индивидуальном уровне. Правительство же должно обеспечивать более широкие стратегические и структурные перспективы и сформулировать видение развития страны на средний период времени.
5. Привлечение на свою сторону ключевых действующих лиц международного сообщества для формулирования стратегии. Помимо материальной помощи это позволит получить и проанализировать ценную информацию о производительности, учреждениях и политике других государств. Многие исследования конкурентоспособности, проведенные развитыми странами, являются широко доступными. И технологические, и обучающие учреждения часто готовы оказывать помощь или продавать свои услуги. Государственные и международные агентства предоставляют техническую помощь, часто привлекая промышленных экспертов. Консультанты проводят анализ конкурентоспособности в целом и отдельных ее составляющих; их помощь стоит дорого, но они располагают множеством данных и солидным опытом. Кроме того, существует необходимость в аналитической поддержке правительств на более высоком уровне, особенно в оценке различных стратегических подходов и опыта других стран.