Файл: Правовые основы организации нотариата (Разграничение компетенций нотариальными органами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Нотариальная деятельность является одним из важнейших регуляторов жизни гражданского общества. Нотариус – это юрист специально уполномоченный на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копии документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, а также некоторые другие действия, которые различаются в разных странах.

От качества работы нотариальных органов зависит нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В настоящее время нотариат является объектом пристального внимания. За последние десятилетия коренным образом изменились статус, функции и порядок деятельности нотариата.

Нотариат все более активно позиционируется в качестве корпоративного сообщества частнопрактикующих лиц свободной профессии, имеющих гражданскую самостоятельность, высокую степень самоуправления при ограниченном административном контроле со стороны государства, активно оказывающих гражданам и организациям необходимые юридические услуги за соразмерную плату. Состояние законодательства о нотариате и нотариальной деятельности, однако, во многом не соответствует тенденциям, которые характерны для современного общества.

Сосуществование государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой, неопределенность в разграничении полномочий между нотариальными палатами и органами управления юстицией, нечеткое определение законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов по регулированию организации системы нотариата, неполнота правовой регламентации участия нотариата в защите конституционных прав и свобод человека и гражданина – далеко не полный перечень конституционно – правовых проблем в современной России, требующих научного разрешения. Все это создает проблемы в реализации нотариальной защиты и прав граждан и является актуальной темой для исследования.

Объектом исследования являются общественные правовые основы организации, складывающиеся в сфере в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые и теоретические аспекты формирования и функционирования института нотариата, теоретические исследования организационно-правовых основ нотариата.


Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
— дать общую характеристику правовых основ нотариата в Российской Федерации;
— проанализировать особенности нотариальной формы защиты и охраны права и охраняемых законом интересов.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Правовые основы организации нотариальной деятельности

1.1 Понятие и юридическая природа нотариата

Нотариат как объект научного исследования представляет собой важнейший феномен, требующий к себе пристального внимания в юридической науке. Это обусловлено такими обстоятельствами, как необходимость выяснения понятия и правовой природы нотариата, его места в системе правовых институтов и отраслей права, основополагающих функций, соотношения с институтами власти и гражданского общества. Понятие нотариата является весьма неоднозначным. По мнению Ю.Н.Власова и В.В.Калинина, под нотариатом следует понимать, во-первых, правовой институт, во-вторых, «систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации».

В отличие от указанных авторов, Е.Э.Денисова усматривает три значения анализируемого термина: будучи солидарной с пониманием нотариата как системы органов и должностных лиц, она считает нотариат не правовым институтом, а отраслью законодательства. Кроме того, Е.Э.Денисова вводит третье значение термина в качестве учебного курса или дисциплины. Понимание нотариата как правового института сопряжено с выявлением предмета регулятивного воздействия законодателя на общественные отношения, а также методов, целей, задач и функций подобной регламентации. В связи с этим представляется неполным толкование нотариуса как правового института, призванного «обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий»,

Некоторые авторы интерпретируют институциональное содержание понятия нотариуса в узком правовом смысле, но в более широком социально-правовом измерении. Однако этот подход по существу объединяет понимание нотариуса как юридического института и как взаимосвязанной системы нотариусов и их объединений, что, на наш взгляд, затрудняет выявление истинной природы нотариусов как социально-правового явления. Интерпретация нотариуса как системы нотариальных органов относительно полно раскрыта в трудах О.В. Романовская и Г.Б. Романовский, который квалифицирует эти органы как административные, но с особым статусом, поскольку нотариус «не выполняет управленческие функции, а решает социальные проблемы». Более того, как И.В. справедливо указывает Москаленко, что нотариуса нельзя отождествлять с органами, осуществляющими нотариальную деятельность, с самой нотариальной деятельностью. Однако понимание нотариусов как системы государственных органов и должностных лиц представляется неоднозначным ввиду двойственного характера нотариальной деятельности.


Нотариус является одновременно представителем гражданского общества и носителем публично-правовых полномочий. Уникальность нотариального института «заключается в том, что он имеет дуалистический характер, функционирующий на границе частной и публичной сфер». В связи с этим невозможно однозначно охарактеризовать статус нотариусов и нотариуса в целом как элементы механизма публичной власти (что подразумевает статус государственного органа или государственного должностного лица) или структурных единиц гражданского общества (которые отделены от государственной власти и не могут квалифицироваться как государственные органы или соответствующие должностные лица). Примечательно, что каждая из упомянутых сторон (государственных и частных) в деятельности нотариусов относительно полно исследована в юридической науке, и редко, когда некоторые авторы ставят под сомнение, с одной точки зрения, выполнение нотариусом « публичная власть государства », а с другой - его неразрывная связь с гражданским обществом. Однако именно на пути объединения этих конкурирующих принципов возникают трудности при определении понятия и сущности нотариальной конторы современной России. Наиболее ярким примером неоднозначности такой связи является следующее определение, предложенное Н.И. Комаровым: «Нотариат является частью государственной правоохранительной системы, но в то же время является юридическим лицом гражданского общества, которое часто характеризуется как орган превентивного, досудебного правосудия». По нашему мнению, нотариус не полностью соблюдает признаки государственных органов и, более того, не может квалифицироваться как« юридическое лицо гражданского общества »из-за правовой неопределенности последнего срока.

При определенных обстоятельствах (например, в советское время) нотариус может быть классифицирован как система государственных органов. Концепция «органа» гражданского общества и, прежде всего, «юридического органа» гражданского общества представляется весьма прискорбной. В определении правовой природы нотариусов функциональный анализ играет полезную роль. Государственные обязанности нотариуса - это, прежде всего, защита закона и осуществление временного правосудия, которое в целом можно охарактеризовать как правоохранительные и судебные функции. Заслуживает внимания тот факт, что Е.Е. Предложенная Денисовой классификация публичных функций нотариуса: автор выделяет социальные (превентивные, превентивные, правоохранительные, правоохранительные, налоговые) и информационные (правовые, позитивные, защитные, судебные) функции нотариуса.


Однако эта классификация не идеальна из-за близости социальных и содержательных функций, а также их определенного переплетения в процессе прямой нотариальной деятельности. Для частной сферы необходимо включить функции нотариуса в качестве юридических услуг гражданам и организациям, объясняя им возможности использования правовых норм в определенных интересах и избегая различий между субъектами потенциального правового спора. В рамках действующей модели нотариуса не только следует поручать нотариусам функции сертификации, но сегодня задача «оказания всесторонней юридической помощи всем участникам, заинтересованным в гражданском обороте», становится все более актуальной. , частные нотариусы, по сравнению с государственными нотариусами, в значительной степени основаны на общественном доверии. Достижение этого доверия невозможно, если нотариус полностью сосредоточен на выполнении государственных функций. Функциональный анализ конституционно-правовой природы нотариуса позволяет изучить проблемы нотариуса.

Представление нотариата как системы государственных органов и государственных должностных лиц, с одной стороны, может объясняться количественным преобладанием публично-правовых функций, однако частные функции в результате могут оказаться упущенными. Кроме того, частнопрактикующий характер деятельности большинства нотариусов свидетельствует скорее о передаче государством отдельных его функций структурным единицам гражданского общества, нежели о государственном статусе латинского нотариата как такового. Конституционное право выработало неоднозначные подходы к пониманию сущности государственных органов и представителей. По словам Авакяна, государственный орган - это коллектив граждан или гражданин, уполномоченный государством выполнять свои функции. В то же время государственный орган наделен властью государства, формируется и действует в установленном порядке, занимает свое место в единой системе государственных органов. При таком определении нотариусы могут быть классифицированы как государственные органы в том смысле, что они выполняют государственные функции и наделены государственной властью. Однако неясно, может ли только государственный орган выполнять государственные функции или уполномочен выполнять явно негосударственные функции. Имеет ли государственное агентство право предоставлять общественные услуги за напрямую оплачиваемые сборы, минуя бюджетную систему.


Немаловажное значение имеет также вопрос о месте нотариальных органов в системе органов государства с учетом нормативного содержания статьи 10 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (поскольку нотариальные конторы явно не относятся ни к одной из "классических" ветвей власти). По этой причине С.А. Авакьян совершенно точно указывает, что нотариат - это "специально учрежденные государственные органы, некоторые государственные служащие и занимающиеся частной практикой граждане- профессионалы", уполномоченные совершать нотариальные действия. При такой правовой конструкции частнопрактикующие нотариусы явно выпадают из категории государственных должностных лиц, а частные нотариальные конторы - из категории государственных органов, несмотря на то, что они выполняют отдельные публичные функции от имени государства.

Однако это мнение разделяют не все авторы. Многие научные работы характеризуются классификацией всех нотариусов и нотариусов по категориям должностных лиц и государственных органов без соответствующей дифференциации и независимо от того, является ли нотариус частным или нет. Однако такие подходы заслуживают критического осмысления, поскольку не только государственные служащие, но и «фрилансеры» могут быть носителями государственной власти. Латинская нотариальная система характеризуется не только нотариусом, который выполняет общественную функцию, полученную государством как частичка его власти, но также и организацией работы нотариуса как внештатного лица.

В этом смысле толкование устава частного нотариуса как государственного должностного лица явно противоречит его истинному конституционному и правовому характеру, поскольку частный нотариус самостоятельно планирует и организует свою деятельность, он несет бремя расходов на содержание нотариальная контора, штатные и нотариальные архивы. Что касается государственного контроля за деятельностью частных нотариусов, то этот контроль следует понимать не как внутренний административный контроль, а главным образом как внешний государственный контроль за деятельностью частной нотариальной подсистемы. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в институциональном смысле нотариус представляет собой систему государственных и частных нотариусов, а также их ассоциаций, которые выполняют правоохранительные и юрисдикционные функции от имени государства в сочетании с предоставлением частная юридическая помощь гражданам и организациям.