Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Определение экономической стратегии и промышленная политика).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
По мере осознания государством важности поддержания в условиях нарастания роли научно-технического прогресса рациональных, прогрессивных и эффективных национальных структурных пропорций в промышленности (как на отраслевом, так и на уровне размеров предприятий и форм собственности) стали играть относительно более важную роль "прямые" средства исправления и улучшения структуры промышленности, в том числе в направлении поощрения наукоемких, конкурентоспособных производств, сектора малого и среднего бизнеса (важного проводника технического прогресса). Эти методы были привязаны к конкретным направлениям технического прогресса, к дополнению частных НИОКР государственными, к трансферту технологий от государства отраслевому частному бизнесу, к методам ускоренной амортизации. В то же самое время следует признать, что государственная помощь в ускорении модернизации промышленности и внедрении достижений научно-технического прогресса уже в самом начале содержала в себе не только микроэкономическое (прямое) воздействие (поскольку помощь была привязана конкретно к промышленности, ее отдельным отраслям и фирмам), но и элементы макроэкономического порядка (воздействие на среду, а через нее на промышленность) [13, c.21]. Дело в том, что спектр государственных НИОКР, зачастую, затрагивал широкие, стратегические научно-технические темы (энергетика, биотехнология, информатика и др.), которые оказывали благотворное влияние на условия модернизации промышленности как целого, а не выборочно и узко отдельные фирмы.
Государство в рамках прямого воздействия на промышленность часто уделяло внимание проблеме территориальной несбалансированности ее развития, региональным диспропорциям. Это отразилось в разработке государственных программ районного развития промышленных предприятий для преодоления социальной напряженности в слаборазвитых в индустриальном отношении зонах тех или иных стран (например, в Италии в Меццоджорно - на юге страны, некоторые районы Уэльса и Шотландии в Великобритании).
Особый случай активного прямого воздействия государства на промышленность представляют собой методы индикативного планирования, получившие большое развитие во Франции, в рамках идеологии "левых правительств" о необходимости коррекции стихийных сил рынка применительно к промышленному развитию. Эти методы нельзя отождествлять с внерыночным директивным планированием, применявшимся в социалистических странах, именно потому, что они подразумевали воздействие на рынок. Опыт показал, что прогнозирование в рамках индикативного планирования - важный фактор в ориентировании национального промышленного бизнеса в его деятельности на будущее и в формировании предсказуемой среды для его деятельности, хотя сам процесс прогнозирования требует совершенствования для повышения точности и степени доверительности.
Важный аспект прямой государственной промышленной политики - патентное регулирование и стандартизация продукции отраслей промышленности, так как он задает тон процессу ее модернизации и устанавливает стандарты качества продукции, к которым вынуждены стремиться промышленные компании.
Рассматривая группу косвенных методов регулирования, следует отметить, что они не являются каким-либо "откровением" в практике государства, продуктом новейших лет. Безусловно, макроэкономические методы в экономической политике промышленно-развитых государств имеют достаточно длительную историю развития. Вопрос в том, что как средство решения проблем чисто промышленного уровня они стали играть все более возрастающую роль в последнее время, дополняя и даже в чем-то подменяя прямые методы государственного регулирования промышленного роста в условиях зрелого рыночного хозяйства. Они стали отражением перехода во многих странах к идеологии государства как гаранта здоровой и благоприятствующей конкурентоспособности национальных промышленных субъектов среды в широком смысле [10, c.6]. Под эту задачу частично переориентируются и те методы, которые традиционно рассматривались, как "прямые". Сюда относятся методы государственной научно-технической политики, методы формирования конкурентоспособной структуры промышленности, механизмы индикативного планирования.
В странах ОЭСР, начиная с 80-х годов ХХ века и наиболее активно в 90-х годах начала разрабатываться новая концепция национальной промышленной политики, главные направления которой сводятся к следующим:
1. признается важным осуществить кардинальный переход от единой государственной промышленной политики к национальной промышленной политике, при которой равноправными участниками ее разработки и реализации выступают государство, бизнес, научные и общественные организации и институты;
2. главным считается переход от отраслевой промышленной политики к политике конкурентоспособной промышленности (From “industrial policy” to “industrial competitiveness policy”);
3. новую промышленную политику детерминирует переход к инновационной экономике (“knowledge-based economy”), в которой производство, распределение и использование знаний и информации признаются главными условиями устойчивого экономического роста;
4. в экономическом росте традиционные ресурсоемкие отрасли промышленности (“physical-resource-based industries”) имеют убывающее значение, возрастает роль наукоемких, высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью;
Промышленная политика более не фокусируется на отдельных отраслях промышленности и государственных субсидиях им, поскольку в индустриально развитых рыночных странах пришло осознание того, что ожидаемого эффекта от выборочной поддержки "отраслей-победителей" достичь не удается и что предоставление селективной помощи становится дорогим удовольствием в условиях политики ограниченных бюджетов.
Глава 2. Анализ основных целей и инструментов современной государственной промышленной политики главных промышленно-развитых стран и России
Главно-е внимание го-сударства со-средо-то-чивается на фо-рмиро-вании тако-й предпринимательско-й среды, ко-то-рая по-вышает во-змо-жно-сти фирм быть инно-вацио-нными, гибкими и ко-нкуренто-спо-со-бными. Рефо-рма институцио-нально-й среды бизнеса, по-вышающая активно-сть ко-нкуренции и по-о-щряющая фирмы, внедряющиеся на но-вых рынках или со-здаваемые на них зано-во- - о-дин из главных прио-ритето-в но-во-й про-мышленно-й по-литики, по-ско-льку в усло-виях гло-бализации макро-эко-но-мическая по-литика оказывает все бо-льшее влияние на результативно-сть про-мышленно-й по-литики.
Страна: США
Цели: О-фициально- не фо-рмулируются. Нео-фициально- про-сматривается линия на со-действие ро-сту ко-нкуренто-спо-со-бно-сти про-мышленно-сти, отвоевание внутреннего- и экспансия на внешних рынках про-мышленных товаро-в. Усиление равно-мерно-сти развития про-мышленно-сти в региональном разрезе.
Инструменты, институты: Преимущественно- традицио-нные для США “ко-свенные”, мало-селективные мето-ды: нало-го-вая, денежно--кредитная, экспортная по-литики. Из со-бственно- про-мышленно--по-литических инструменто-в - главным о-бразо-м инно-вацио-нная, инвестицио-нная и структурная (антитресто-вская) по-литика. Децентрализация функций государственно-го- регулиро-вания в направлении по-вышения ро-ли властей штато-в через механизм зако-но-дательства и федеральные про-граммы расширения по-лно-мо-чий местных о-ргано-в управления.
Единый ко-о-рдинирующий про-мышленную по-литику о-рган фо-рмально- отсутствует. Частные функции про-мышленно-й по-литики о-существляют аппарат Президента (о-бщие принципы эко-но-мическо-й по-литики); Ко-нгресс (федеральные зако-ны и бюджет, регио-нально--о-траслевая по-литика); Федеральная Резервная Система, Министерство- финансо-в, Нало-го-во-е управление (кредитно--денежная и нало-го-вая по-литика); Министерство- юстиции, Федеральная то-рго-вая ко-миссия (структурная по-литика в части антитресто-вско-го- регулиро-вания); Министерство- то-рго-вли (внешнеэко-но-мическая, тамо-женная, структурная по-литики); Министерства о-бо-ро-ны и энергетики (во-енно--про-мышленная по-литика, го-сударственные закупки, инновацио-нная по-литика); Нацио-нальный научный фо-нд, НАСА, Министерства сельско-го- хо-зяйства и здраво-о-хранения (научно--техническая по-литика); администрации штато-в (регио-нальная по-литика).
Страна: Япо-ния
Цели: Экспо-ртно--о-риентиро-ванно-е развитие науко-емких про-изво-дств при снижении ро-ли традицио-нных базо-вых о-траслей в рамках о-бщей политики либерализации эко-но-мики.
Инструмент: Со-четание до-стато-чно- активных фо-рм селективно-й собственно--про-мышленно-й по-литики (структурно-й и инно-вацио-нно-й) с возрастающими по- значению в перспективе “ко-свенными" мето-дами (бюджетно-й, нало-го-во-й, денежно--кредитно-й, экспо-ртно-й). Главный “архитекто-р" про-мышленно-й по-литики - Министерство- внешней то-рго-вли и про-мышленно-сти (МВТП), а ныне Министерство- эко-но-мики, то-рго-вли и промышленно-сти (МЭТП), главными про-во-дниками ко-то-ро-й являются его- про-мышленные о-тделы и ко-нсультативный о-рган при это-м министерстве - Совет по- структуре эко-но-мики (Синко-син). Главный инструмент МЭТП - структурная по-литика (селективные о-траслевые про-граммы и регулиро-вание структуры про-мышленно-сти). К структурно-й по-литике о-тно-сится также деятельно-сть зако-но-дательных о-ргано-в в о-бласти антимо-но-по-льно-го- законодательства. Инно-вацио-нная по-литика - функция “о-траслевых" министерств, курирующих различные группы о-траслей про-мышленно-сти (МЭТП, министерство- со-циально-го- о-беспечения, министерство- сельско-го-, лесно-го- и рыбно-го- хо-зяйства). Разрабо-тка и про-ведение макроэкономических видо-в про-мышленно-й по-литики (денежно--кредитно-й, нало-го-во-й, бюджетно-й) являются ко-ллективно-й ко-мпетенцией Банка (центрально-го-) Япо-нии, министерства финансо-в и МЭТП. Внешнеэкономическая по-литика также ко-ллективный “про-дукт” ряда ведомств: министерства ино-странных дел, министерства финансо-в и МВТП, о-пирающихся в сво-ей деятельно-сти на крупные го-сударственные кредитные структуры (Экспо-ртно--импо-ртный банк, Банк развития).
Страна: Германия
Цели: По-вышение ко-нкуренто-спо-со-бно-сти про-мышленно-сти в цело-м, осо-бенно- на передо-вых, науко-емких направлениях развития, в усло-виях интеграции и либерализации рынко-в в ЕС, а также испо-льзо-вание потенциала земель.
Инструменты, институты: Во-зврат к преимущественно- “ко-свенным” инструментам регулиро-вания эко-но-мическо-й среды через во-здействие на инфраструктуру (бюджетная, нало-го-вая, денежно--кредитная по-литика) при сохранении существенно-й ро-ли инно-вацио-нно-й и инвестицио-нно-й по-литик. В о-бласти структурно-й по-литики - в о-сно-вно-м денацио-нализация инфраструктурных о-траслей эко-но-мики. Про-мышленная по-литика страны - ко-ллективная функция ведущих го-сударственных институто-в в о-бласти регулиро-вания наро-дно-го- хо-зяйства, в первую о-чередь министерства экономики (структурная, инно-вацио-нная и регио-нально--о-траслевая по-литика) и министерства финансо-в (селективная кредитная и амо-ртизацио-нная политика). Федеральные зако-но-дательные о-рганы через аккумуляцию все большей части нацио-нальных нало-го-вых по-ступлений и бюджетную политику о-казывают сильно-е влияние на регио-нальную по-литику инвестиций в про-мышленную инфраструктуру, про-во-дниками ко-то-ро-й являются власти земель и о-бщин (испо-льзуют как земельные нало-го-вые поступления, так и о-тчисления из федерально-го- бюджета). Во-зрастает значение таких го-сударственных институто-в ко-свенно-й про-мышленно-й политики, как Со-вет эко-но-мических эксперто-в при федерально-м правительстве (макро-эко-но-мическая стратегия), Центральный эмиссио-нный банк и фо-рмально- независимый о-т го-сударства центральный Немецкий федеральный банк (денежно--кредитная по-литика), Со-вет эксперто-в при министерстве внутренних дел (про-гно-зиро-вание регио-нально-го- структурного- развития), Межминистерский ко-митет регио-нально-й структуры и Межминистерский ко-митет регио-нально-й эко-но-мическо-й по-литики (региональная по-литика).
Страна: Велико-британия
Цели: Дальнейшая перестро-йка структуры про-мышленно-сти на направлениях мо-дернизации, либерализации и ро-ста ко-нкуренто--способности. О-дно-временно- завуалиро-ванная линия на сдерживание до-ступа ко-нкуренто-в на внутренние рынки, о-жидающееся в усло-виях либерализации рынко-в ЕС.
Инструменты, институты: Усиление “дрейфа" в сто-ро-ну макроэкономическо-го- регулиро-вания ро-ста про-мышленно-сти (денежно--кредитная, нало-го-вая по-литика), со-здания эффективно-й эко-но-мическо-й инфраструктуры (бюджетная по-литика), денацио-нализации. Со-храняет сво-е значение по-о-щрение НТП через инно-вацио-нную и инвестицио-нную политику. Веро-ятно- со-хранение ро-ли тамо-женно-й по-литики, как инструмента “защиты" уязвимых нацио-нальных про-изво-дств. Специфика страны - о-тсутствие о-бщенацио-нально-го- министерства про-мышленно-сти, хотя в Англии, Шо-тландии, Уэльсе, Северно-й Ирландии имеются сво-и департаменты по- делам про-мышленно-сти, занятые разрабо-тко-й промышленно-й по-литики для со-о-тветствующих террито-рий, в то-м числе в Англии - Министерство- то-рго-вли и про-мышленно-сти. Эта черта придает особо-е значение Министерству финансо-в Велико-британии (премьер-министр фо-рмально- во-зглавляет его-), по-ско-льку о-бщего-сударственно-е регулиро-вание про-мышленно-го- развития о-существляется в рамках едино-го- государственного- бюджета, системы нало-го-в и ассигно-ваний. Функции и организацио-нная структура Министерства то-рго-вли и про-мышленно-сти неодно-кратно- менялись в со-о-тветствии с эко-но-мическо-й фило-со-фией находящего-ся у власти правительства (например в нем были в 1979 г. ликвидиро-ваны, а в начале 90-х гг. вно-вь со-зданы о-траслевые группы - инструменты про-ведения о-траслево-й по-литики). В 1992 г. было- ликвидировано- Нацио-нально-е управление эко-но-мическо-го- развития, созданно-е в сво-е время для разрабо-тки в частно-сти про-мышленно-й стратегии. В разрабо-тке про-мышленно-й по-литики велика ро-ль многочисленных по-луправительственных и частных о-траслевых организаций, ло-ббирующих “сво-и" о-трасли. Министерство- финансо-в проводит макро-эко-но-мическую по-литику ро-ста про-мышленно-сти; важную ро-ль играет го-сударственно-е про-граммиро-вание правительственных расходов в фо-рме альтернативных про-грамм с о-ценко-й их эффективно-сти по- критерию “затраты - эффект” [21].
Страна: Франция
Цели: Перехо-д о-т по-литики регулиро-вания про-мышленно-й структуры и удерживания по-зиций на традицио-нных (внеевро-пейских) рынках французских то-варо-в к со-действию интеграции нацио-нально-й промышленности в высо-ко-ко-нкурентную среду рынко-в ЕС.