Файл: Рыночное и государственное регулирование международных кредитных отношений (Экономическое содержание международного кредита).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам). Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептно-авальных операций превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное средство.
Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов.
Хотя ГАТТ, преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. В 70-х годах в ведущих странах разрыв между ставками по экспортным и иным кредитам достигал 1,5-2 пункта. Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. Преференциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и валютных ограничениях в стране.
Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специализированных банков - обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который является важным средством конкуренции наряду с ценой, качеством и услугами, и тем самым стимулировать национальный экспорт. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт.
Экспортно-импортный банк (ЭИБ) США создан в феврале 1934 г. для кредитования торговли с СССР. Однако стремление США использовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты долгов царского и Временного правительств привели к прекращению его деятельности. На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй ЭИБ для обслуживания торговли с Кубой, а в мае 1936 г. оба банка были объединены. До второй мировой войны ЭИБ не играл существенной роли. После войны его полномочия были расширены. В 1945 г. ему было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные, гарантийные (кроме эмиссии ценных бумаг и инвестиций в капитал акционерных компаний) с целью стимулирования экспорта американских товаров и услуг. ЭИБ США является государственным банком. Совет директоров банка включает президента, первого вице-президента и трех директоров, назначаемых президентом США с согласия Сената. ЭИБ предоставляет покупателям американских товаров кредиты на более длительный срок, чем конкуренты США. ЭИБ выступает от имени американского правительства. Поэтому кредитные соглашения подписываются и гарантируются правительством страны-заемщика. Предоставление кредита обусловлено, как правило, обязательной закупкой товаров в США ("связанные" кредиты). Установлен лимит акционерного капитала ЭИБ (1 млрд. долл.) и заимствований у Министерства финансов под обязательства банка (не более 6 млрд долл. единовременно). В результате важных изменений, внесенных в 1987 г., ЭИБ США предлагает только одну программу предоставления кредитов (в основном иностранным импортерам) и одну программу гарантий по средне- и долгосрочным экспортным сделкам. Обе программы обеспечивают 85% кредитования экспортных сделок. ЭИБ предоставляет кредиты по минимальным ставкам, допускаемым ОЭСР. Другие программы включают:
1) гарантии по ссудам для приобретения оборотного капитала;
2) инжиниринг для финансовой поддержки НИОКР и подготовки технико-экономического обоснования дальнейшего развития национального экспорта, ЭИБ США осуществляет страховые операции совместно с Ассоциацией страхования иностранных кредитов (АСИК), созданной этим банком и страховыми компаниями в 1961 г. для страхования частных кредитов американских экспортеров. Аналогично ЭИБ США гарантирует погашение кредитов коммерческим банкам по среднесрочным сделкам экспортеров [13].
На долю ЭИБ приходится до 40% общей суммы кредитов правительства США иностранным государствам. ЭИБ предоставляет кредиты иностранным покупателям американских товаров и услуг через финансовые институты в разных странах. Основной регион деятельности ЭИБ - развивающиеся страны. Их доля в операциях банка возросла с 37% в 1945-1955 гг. до 90% в настоящее время.
С 70-х годов прошлого столетия произошли изменения в структуре операций ЭИБ по линии переориентации их с кредитных на гарантийные и страховые, которые достигли 3/4 числа годовых сделок банка. Это обусловлено увеличением частных экспортных кредитов и возросшим риском в международных кредитных отношениях. Банковские гарантии ЭИБ покрывают до 90% кредитного риска, обеспечивая погашение кредитов коммерческих банков импортерами или их "домашними банками" (сроком от 181 дня до 5 лет). Комиссия за гарантии дифференцируется с учетом предполагаемого риска.
Аналогичные государственные экспортно-импортные банки и агентства экспортного страхования существуют в Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландах, Канаде, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Японии и в других странах. Французский банк для внешней торговли (создан в 1919 г.) предоставляет льготные долгосрочные кредиты, краткосрочные кредиты на рыночных условиях, гарантии по кредитам, получаемым экспортерами в коммерческих банках и по векселям.
В Великобритании кредитование и финансирование внешней торговли осуществляются коммерческими банками при поддержке Департамента Гарантий Экспортных Кредитов (ДГЭК). Деятельность экспортно-импортных банков тесно связана с операциями институтов по страхованию экспортных кредитов и зарубежных инвестиций.
В России аналогичные функции выполняют Банк внешней торговли, Банк внешнеэкономической деятельности, специализирующийся на обслуживании внешнего долга, управлении активами бывшего СССР.
Одной из форм государственного регулирования международного кредита являются регламентация основных показателей международной деятельности банков:
- ограничение круга их операций за рубежом;
- нейтрализация последствий взаимного влияния внутренних и заграничных операций;
- регулирование участи национальных банков в международных банковских консорциумах [2].
Основные цели межгосударственного регулирования международного кредита:
- регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;
- свместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений;
- согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам (в основном к развивающимся странам, странам Восточной Европы и бывшего СССР).
Формы межгосударственного регулирования межгосударственного кредита:
- координация условий экспортных кредитов и гарантий;
- согласование размера помощи развивающимся странам;
- регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;
- рециклирование нефтедолларов.
Впервые попытки координации условий экспортных кредитов были предприняты в 1934 году, когда был организован Союз страховщиков международных кредитов (со штаб-квартирой в Берне). Бернский союз объединяет страховые компании более 20 стран, предназначен для обмена информацией и составления рекомендаций относительно условий государственного страхования экспортных кредитов. Является совещательным консультативным органом, не выносит решений, обязательных для его членов.
С формированием ЕС регулирование международного кредита стало осуществляться через региональные организации. Страны-члены ЕС заключили соглашения об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов [2].
Регламентация международного кредита осуществляется в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В начале 60-х годов XX века достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации и сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов.
В 70-х годах XX века достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более пяти лет и организован обмен информацией между правительствами.
С 70-х годов применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средство конкурентной борьбы. В июне 1976 года в рамках ГАТТ заключено "джентльменское соглашение" о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, называется консенсусом. Главные элементы консенсуса:
- единый размер авансового платежа (обычно 15% от суммы контракта);
- дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные), определяемые исходя из ВНП на душу населения;
- максимальный срок погашения;
- минимальные процентные ставки.
С середины 70-х годов до 1982 года активно практиковалась межгосударственное регулирование движения ссудного капитала путем рециклирования нефтедолларов из нефтедобывающих стран.
Региональное рециклирование осуществляли страны-члены ОПЕК путем непользования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвестиций в промышленно развитых странах.
Промышленно развитые страны производили рециклирование нефтедолларов для:
- покрытия дефицита платежных балансов;
- перераспределении нефтедолларов через банки в пользу развивающихся стран-импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны;
- аккумуляции средств в международных валютно-кредитных и финансовых организациях. С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.
Своеобразной формой регулирования являются "джентльменские соглашения" между государственным органом надзора и контроля и филиалами национальных банков за рубежом [2].
Важной формой межгосударственного регулирования международного кредита являются международные совещания в верхах, на которых делаются попытки выработать совместные мероприятия по этим проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли зерном приобрели политическое значение в свете отношений Восток - Запад.
Своеобразной формой сотрудничества банков на многосторонней основе стали международные банковские клубы. Например, Форекс клаб объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые финансовые центры, и ежегодно проводит совещания по актуальным проблемам международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
В этих условиях в мировой политике появляется необходимость проведения согласованных действий, координации экономической, в том числе валютно-кредитной и финансовой, политики государств. Растущее единство мирового хозяйства требует особой ответственности за международные последствия национальных решений. Отсюда попытки найти оптимальное сочетание рыночных механизмов, национального и международного регулирования, компромисс между национальными и общими интересами стран.
Возрастает значение международных регулирующих институтов в мировой экономике, таких, как ВТО, МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, ОЭСР, Международная организация труда и т.д., ежегодные встречи руководителей и министров финансов ведущих стран. Все шире применяются единые для всех стран стандарты на технологию, охрану окружающей среды, деятельность финансовых институтов (пруденциальный надзор), бухгалтерскую отчетность, национальную статистику (систему национальных счетов) и т.д. Эти стандарты распространяются на образование и культуру. Через международные организации внедряются одинаковые критерии макроэкономической политики, происходит унификация требований в валютно-кредитной, налоговой, внешнеэкономической политике, политике в области занятости, разрабатываются международные правила конкуренции и т.д.
Таким образом, можно сделать следующие обобщающие выводы по рассмотренной выше главе.
Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования кредитных отношений.
Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам.
Глава II. Международное кредитование в текущих условиях
2.1. Международный кредит и стабильность экономической системы государства
В последние годы во внешней торговле значительно возросла роль кредита, то есть обеспечение заемных средств в денежной, либо товарной форме на условиях срочности, возвратности и платности с целью реализации внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту продукции. Актуальность данной темы исследования обуславливается необходимостью развития и усовершенствования системы международного кредитования. Международное кредитование играет в экономической жизни государства как положительную, так и отрицательную роль. Положительное воздействие непосредственно заключается в гарантии непрерывности процесса воспроизводства и его технического формирования. В тоже время углубляются различия в степени развития наиболее прибыльных сфер, получающих иностранные капиталовложения с секторами экономики, не имеющими инвестиций [8]. В целях поддержания позиций ведущих стран банки, государства, международные и региональные валютно-кредитные и экономические компании периодически проводят политику кредитной дискриминации и кредитной блокады по отношению к определенным [3]странам, которые проводят неадекватную для стран-гегемонов политику. Кредитная дискриминация - установление худших обстоятельств получения, использования, либо погашения международного кредита для определенных заемщиков по сравнению с другими, в целях оказания на них финансового и общественно-политического давления [8]. На современном этапе в условиях геополитической напряженности кредитная дискриминация непосредственно используется как способ политического давления в отношении России и отдельных развивающихся государств. Еще более жесткой финансовой санкцией считается кредитная блокада - отказ предоставлять кредиты той или иной стране. Как правило, кредитная блокада непосредственно связана с экономической блокадой, нередко проводится неформально в виде отказа обеспечить кредит согласно различным мотивам. После Второй мировой войны страны НАТО во главе с США проводили кредитную блокаду в отношении социалистических государств. Так, Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) в 1947 г. отказался предоставить кредиты Чехословакии и Польше, несмотря на то, что они как жертвы фашистской агрессии имели первоочередное право на приобретение займов для восстановления разрушенной экономики [5]. В условиях интенсивного вхождения Российской Федерации в мировое хозяйство, внешние заимствования непосредственно усилили свое значение как источники мобилизации экономических ресурсов. Особенно активно Россия размещала свои долговые обязательства за границей в виде еврооблигационных ссуд в 90-е годы, когда переживала большие трудности валютно-финансового характера. Размещение проводилось в таких валютах как доллар США, немецкая марка, итальянская лира. Значительная доля данных размещений погашена, а по двум облигационным займам, сроком размещения на 30 лет (от июля 1998 года), и на 20 лет (от июля 1998 года) еще находятся в обращении [4]. На протяжении продолжительного периода после преодоления валютно-экономического упадка 1998 года Россия не прибегала к внешним заимствованиям. В апреле 2010 года она разместила суверенные [4]евробонды на 5 лет в размере двух миллиардов долларов под 3,74 % годовых и 3,5 млрд. долларов на 10 лет под 5,08 %. Данные размещения в практике международных заимствований России имеют наиболее низкие ставки [7]. Активную позицию во внешнем заимствовании непосредственно занимают банки и российские компании, что было обеспечено полученной в 1990 году свободой выхода на международный финансовый рынок. Западные экономические ресурсы обеспечили подъем российского предпринимательства за границей. Основным типом внешних заимствований у зарубежных кредиторов считаются синдицированные кредиты, т. е. кредиты, предоставляемые заёмщику двумя кредиторами, участвующими в этой сделке в определённых долях в рамках целостного кредитного соглашения, а кроме того долговые обязательства в виде акций, депозитарных расписок и еврооблигаций. Российские банки, как правило, используют синдицированные кредиты для краткосрочного и среднесрочного кредитования наиболее значимых покупателей и для сбалансирования активов и пассивов согласно их срокам. Отечественные банки-заемщики стремительно проводят спекулятивные операции на внутреннем межбанковском рынке, пользуясь большими различиями в процентных ставках на иностранном и российском рынке капиталов. Достоинство получаемых синдицированных кредитов отечественными фирмами состоит в том, что данные кредиты экономичнее внутренних заимствований, и поэтому они наиболее приемлемы [7]. Дополнительным источником внешних ресурсов для российского бизнеса является размещение еврооблигационных ссуд на зарубежных фондовых рынках. Размещение проводится среди инвесторов нескольких государств. В период развития рыночной экономики Россия приняла членство в различных международных валютно-экономических институтах. Это предоставило новые возможности получения вложений от других стран и для формирования экономики государства, и кроме того, позволило осуществить переоформление российской внешней задолженности, значительная доля которой представляла долги СССР. [5]Участие в международных валютно-финансовых и кредитных организациях позволило Российской Федерации использовать навык и опыт всемирных сообществ в регулировании валютно-кредитной и экономической областях. Вхождение в Международный Валютный Фонд (МВФ) в апреле 1992 года позволило восемь раз обращаться с просьбой о предоставлении кредитов, единый размер которых превысил 20 млрд. долларов США. Промышленная помощь Фонда позволила сформировать концепцию казначейства и сбора налогов в государстве [3]. В январе 2005 года Россия выплатила МВФ долг непогашенной задолженности фондов. В последние годы взаимосвязь России с Фондом непосредственно сосредоточена на вопросе выхода из всемирного экономического упадка, а также на реформировании Бреттон-Вудской валютной системы. Значимым взносом во взаимоотношениях России и МВФ можно считать списание Россией долгов беднейших государств. В последние годы в Российской Федерации реализуется концептуальный план создания и развития в г. Москве Международного финансового центра (МФЦ) [1]. Главным шагом на пути формирования МФЦ стало формирование мегарегулятора финансового рынка (МФР), первые шаги по созданию которого были предприняты Минфином России в январе 2011 года. Весной 2014 г. таким мегарегулятором стал Банк России, координируя таким образом сферу деятельности не только банков, но и кредитно-финансовых институтов небанковского типа.