Файл: Рыночное и государственное регулирование международных кредитных отношений (Экономическое содержание международного кредита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Международное кредитование в условиях экономических санкций.

В 2014 г. финансовый сектор России столкнулся с серией санкций, которые постепенно меняют ситуацию на финансовом рынке страны. Хотя их последствия проявились еще не полностью, уже сейчас можно в общих чертах представить произошедшие изменения. Санкции, введенные в отношении ряда российских банков и компаний, можно разделить на три группы. Первая — так называемые «секторальные» санкции («список SSI» по классификации США). Банки и компании, попавшие в этот список, лишились возможности выходить на долговые рынки США и Европы, но могут проводить свои платежи или платежи своих клиентов [5]. Иными словами, содержанию их бизнеса ничто не угрожает, но они должны изменить структуру своего баланса, переключившись на внутренние источники финансирования. Санкции этой группы касаются прежде всего российских государственных банков. Вторая группа санкций — так называемый список SDN. В него попали несколько российских частных банков, далеко не самых крупных, и небольшое число российских компаний, в основном из оборонного сектора. Эти санкции предполагают наиболее жесткие ограничения, так как запрещают проводить валютные платежи в пользу или от лица этих банков [5]. По сути, попавшие в указанный список, банки должны менять географию своего бизнеса, так как больше не могут участвовать в трансграничных операциях. Наибольшую проблему в масштабе всей экономики представляет третья группа — так называемые мягкие санкции. Они не объявлены официально, но их действие ощущается из-за изменения условий ведения бизнеса с российскими эмитентами и отношения к российскому капиталу. Прежде всего речь идет об изменении процедур контроля технического оформления сделок (комплаенс). После создания санкционных списков с июля 2014 г. фактический контроль над международными платежами российских банков и компаний со стороны западных контрагентов перешел в режим ручного управления. Если раньше платежи проводились автоматически, то теперь в рамках санкционных ограничений международные банки должны проверять, не связаны ли платежи в пользу контрагентов с финансированием компаний или банков из санкционных списков. За задержку платежей и детальный анализ их аспектов банк, проводящий платеж, не несет материальной ответственности, но если он осуществит платеж в пользу попавших под санкции банка или компании, то может столкнуться со значительным [6]штрафом со стороны международных регуляторов. Так, относительно недавно французский банк BNP Paribas был вынужден заплатить властям США штраф в размере 9 млрд долл. за нарушение режима санкций против Кубы, Судана и Ирана в 2004-2012 гг. [5]. В рамках санкций Россия лишилась возможности заимствовать ресурсы на международном кредитном рынке. Что же делать в данной ситуации? Где искать резервы роста экономики? Советник Президента С. Глазьев, выступая на Московском экономическом форуме, предложил перейти на расчеты в рублях по экспорту энергоносителей, импорту, создать внутренний механизм кредита, чтобы займы не осуществлялись на внешнем рынке, для этого как минимум необходимо снизить ставку рефинансирования, ввести механизм длинных денег через рефинансирование под низкие процентные ставки, увеличить объем золота в 2 раза (сейчас в структуре ЗВР доля золота непомерно ниже доли резервов в иностранной валюте, что создает дополнительные риски для экономики страны), ввести закон о политике ценообразования, провести деофшоризацию [2]. Важным следствием введения санкций против российских банков и компаний стало повышение уровня процентных ставок. Еще в конце 2013 г. правительство обсуждало возможность снизить процентные ставки и эффективность этой меры экономической политики, но уже в марте 2014 г. такая дискуссия перестала быть актуальной. С марта по октябрь ЦБ РФ четыре раза повышал процентные ставки, в результате уровень ключевой ставки вырос с 5,5% в начале года до 9,5% на конец октября 2014 г. В последнее время сильно возросла роль ЦБ РФ, и у банков, по сути, появился альтернативный источник фондирования. С 2011 г. российский банковский сектор стал все больше полагаться на ресурсы регулятора. Если в 2010 г. присутствие ЦБ РФ в банковской системе составляло в среднем 0,5 трлн руб. в год, или около 1,5% суммарных банковских пассивов, то в 2014 г. на его долю приходится уже порядка 8%.Вместе с


Минфином, который размещает в банках свои депозиты, государство, по сути, финансирует в настоящий момент до 12% банковских пассивов. Хотя формально эти средства предоставляются через механизмы рефинансирования, на деле они стали источником фондирования для банков, особенно в условиях, когда темпы роста депозитов физических лиц значительно снизились, а задолженность перед ЦБ РФ из года в год устойчиво растет [6]. Помочь российским банкам в условиях санкций готов Банк России. В частности, в СМИ появились заявления руководства ЦБ РФ о том, что при необходимости для этой цели могут быть задействованы международные валютные резерв. Крупнейшие банки РФ заявили о том, что готовы к санкциям. Руководство Сбербанка, в частности, объявило, что учреждение обладает достаточным объемом ресурсов, опытом менеджмента и уровнем экспертизы для продолжения работы в текущих экономических и политических условиях [6]. "Газпромбанк" и ВТБ также заверили общественность, что действия США и ЕС не повлияют на финансовую устойчивость учреждений . Таким образом, влияние санкций на экономику России в части банковской сферы может быть не столь значимым, поскольку кредитно-финансовая поддержка со стороны российского мегарегулятора и поиск альтернативных резервов роста отечественной экономики вполне реальны и адекватны по своему потенциалу транспарентности.[7]

Заключение

Международный кредит традиционно играл роль фактора, который главным образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение стало все более меняться, и к настоящему времени фактически уже сформировался международный рыночный механизм кредита, который опосредует не только сферу международной торговли товарами и услугами, но и процессы реальных инвестиций, регулирование платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран-дебиторов.

Говоря о международном кредите невозможно умолчать о том, какое значение в настоящее время он имеет для развития экономики нашей страны. С одной стороны позволяет "залатать дыры" в бюджете страны, а с другой ведет к все возрастающей экономической зависимости от иностранных инвестиций и займов. Тяжелое экономическое положение РФ определяет сложности с погашением внешних долговых обязательств. В нашей стране необходимо активно развивать новые формы национального (внутреннего) кредитования. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам, а также формам, способным привлечь сбережения и накопления населения и частных компаний в российские банки, а, следовательно, в российскую экономику.


Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления доверия к национальной денежной единице и создания условий для внутреннего инвестирования. И если экономическая и денежная стабилизация будет проходить активно, то и сложности с выплатой внешних долгов будут преодолены. Но, более чем в кредитах, Россия нуждается в инвестициях, поскольку именно инвестиции создают экономическую активность и реальное богатство.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что кредитная система играет не последнюю роль в экономическом развитии каждой страны и мирового воспроизводства в целом, обеспечивая его непрерывность, повышая эффективность капиталовложений и способствуя научно-техническому прогрессу. Грамотная кредитная политика государства дает возможность всем экономическим субъектам этого государства экономического процветания.

Список литературы

Основная литература:

1. Финансы и кредит: учебное пособие /Н.Г.Щеголева, В.И. Хабаров.- М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011 (Университетская серия).

2. Деньги, кредит, банки: учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011.

3. О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162657/.

4. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / М.: Дашков и Ко, 2013. - 242 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135050.

Дополнительная литература:

1.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 572 с.

2. Михайлов Д.М. Внешнеторговое финансирование и гарантийный бизнес:

практич. пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 905 с. 3.Международный финансовый рынок: Учебное пособие / Российская экономическая

академия им. Г.В. Плеханова; Под ред. В.А. Слепова, Е.А. Звоновой. - М.: Магистр, 2007. - 543

с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0028-6, 3000 экз. [Электронный ресурс] -

http://znanium.com/bookread.php?book=129559

4. Воробей И.А. / Роль финансовой системы в реализации приоритетных задач развития экономики России / Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 5. С. 66-70.

5. Гончаренко А.П. / Эволюция международных финансовых рынков / Проблемы современной науки и образования. 2016. № 5 (47). С. 126-129.


6. Горбатенко И.А. / Финансовые рынки современной России: особенности регулирования и тенденции развития / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 120-123.

7. Горбунова А.Н., Маяковская О.В. / Фундаментальные факторы, воздействующие на финансовые рынки / Научный альманах. 2015. № 12-1 (14). С. 116-120.

8. Дроздова Е.В. / Влияние банковской системы России на экономическое развитие государства / Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015. № 7. С. 120-123.

9. Иванникова Н.И. / Современный валютный рынок РФ и тенденции изменения валютных курсов / Научный альманах. 2015. № 11-1 (13). С. 237-240.

10. Иванюк В.А., Тарасова И.А., Осипова М.К. Моделирование тенденций финансового рынка в период спекулятивного роста // Фундаментальные исследования. 2013. № 6. С. 834.

11. Ильина Т.Г. Теоретико-методологические основы создания мегарегулятора финансового рынка России. // Проблемы учета и финансов, 2013. – № 2(10). – С. 21-27

12. Каледина Л. Американцы откажутся от доллара? // Известия, 2008. – 29 декабря

13. Каранина Е.В., Марьина М.А. / Деятельность Центрального Банка Российской Федерации в качестве мегарегулятора финансовых рынков и обеспечения финансовой системы / Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 12. С. 327-335.

14. Климова Н.В. / Тенденции развития банковского сектора и межбанковской конкуренции в России / Климова Н.В., Брылякова О.А. / Политематический сетевой

  1. Международный финансовый рынок: Учебное пособие / Российская экономическая

    академия им. Г.В. Плеханова; Под ред. В.А. Слепова, Е.А. Звоновой. - М.: Магистр, 2007. - 543

  2. Дроздова Е.В. / Влияние банковской системы России на экономическое развитие государства / Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015. № 7. С. 120-123.

  3. 8. Янов, В.В. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для вузов по направлению подгот. "Экономика" / В. В. Янов, И. Ю. Бубнова. - М.: КНОРУС, 2014.

    4. О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям: федеральный закон Российской Федерации № 76-ФЗ от 26.12.1994 [принят Гос. Думой 7 декабря 1994 г.; одобрен Советом Федерации 17 декабря 1994 г.] // КонсультантПлюс: Версия Проф.- Справ. - прав. система.

  4. 7. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России) [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.cbr.ru

  5. 3. Концепция создания международного финансового центра Российской Федерации: Проект [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/finances/cre ation/conceptmfc. -

  6. 5. Орлова, Н.В. Финансовые санкции против России: влияние на экономику и экономическую политику / Н.В. Орлова– Режим доступа: http://www.institutiones.com/general/2502- finansovye-sankcii-protiv-rossii.html

    2. Кравченко, Л. Россия и санкции: сценарии экономического развития / Л. Кравченко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sgline.org/cat/7/18243.

  7. 6. Официальный сайт Сбербанка Российской Федерации (Банка России) [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.sberbank.com/ru 10.03.2016