Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли (Оптимизация прибыли путем оптимизации налога на прибыль).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Планирование и прогнозирование в финансовом управлении предприятием
1.1 Особенности реализации финансового планирования в компании
1.2 Принципы финансового планирования
Глава 2 Анализ организации финансового планировании прибыли в ООО «БасКо»
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «БасКо»
2.2 Анализ механизмов планирования и использования прибыли в ООО «БасКо»
Введение
Предприятиям предоставлено право самостоятельно планировать свою деятельность и определять перспективы развития. Финансовое планирование является необходимым элементом управления экономикой. Если финансы охватывают все стороны деятельности предприятия, то финансовое планирование выражает эти стороны деятельности в соответствующих финансовых показателях, используемых в управлении экономикой. Без финансового планирования не может быть достигнут этот уровень управления экономикой, который обеспечивает предприятию повышение его эффективности, успех на рынке, расширение материальной базы, успешное решение социальных вопросов и вопросов материального стимулирования.
Коммерческие организации сами заинтересованы в планировании для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности и чтобы своевременно выполнить свои обязательства перед бюджетом, банками, страховыми компаниями и прочими институтами. Для этого необходимо рассчитать доходы, расходы, прибыль, учесть последствия инфляции, изменение конъюнктуры, финансового рынка и другие факторы. Финансовое обеспечение хозяйственной деятельности предприятия осуществляется на основе финансового плана, который представляет собой баланс его доходов и расходов или бюджет.
Финансовое планирование, являясь неотъемлемой частью прогнозирования – процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в планируемом году.
Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Практически все финансовые показатели базируются на показателях объема производства, ассортимента продукции (товаров, услуг, работ, себестоимости продукции).
Актуальность указанных вопросов определила выбор темы дипломной работы, ее цель и круг решаемых в процессе ее написания задач.
Целью работы является исследование сущности планирования и прогнозирования, анализ и разработка предложений по совершенствованию механизмов финансового планирования и оптимизации прибыли в ООО «БасКо».
Исходя из определения темы курсовой работы и ее целей были сформированы следующие задачи дипломной работы:
-раскрыть основные механизмы планирования и прогнозирования в финансовом управлении предприятием и изучить особенности реализации финансового планирования в компании;
-выявить основные принципы финансового планирования и проанализировать организацию финансового планирования в исследуемой организации;
-исследовать действующие на предприятии органзационно-экономические механизмы управления и провести анализ действующих механизмов планирования прибыли в ООО «БасКо» и на основании этого предложить пути совершенствования финансового планирования в исследуемой организации.
В качестве объекта работы выбрана организация ООО «БасКо».
Предметом исследования – финансовое планирование и прогнозирование.
Информационной базой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области финансового анализа и финансового менеджмента (Артеменко В.Г., Белендир М.В., Балабанов И.Т., Донцова Л.В., Крейнина М.Н., Грачев А.В., Ионова А.Ф.), управленческого учета (Вахрушина М.А. Николаева О., Шишкова Т.), управления и налогообложения прибыли (Беседина В.Н., Бланк И. А., Кузьминых А., Николаева С.А., Стажкова М.М.), экономики предприятия (Волков О.И., Руденко А.И. Сафронов Н. А.), а также данные финансовой отчетности предприятия.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1 Планирование и прогнозирование в финансовом управлении предприятием
1.1 Особенности реализации финансового планирования в компании
В современных условиях хозяйствования, непредсказуемости рыночных факторов и постоянно растущей конкуренции на первый план в управлении финансово-хозяйственной деятельностью выходит планирование вообще и финансовое в частности. Сегодня невозможно переоценить значимость этого элемента управления деятельностью компании.
Как правило, под планированием понимают процесс составления, рассмотрения и утверждения целевых количественных и качественных показателей и поиск путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде «дерева целей», характеризуют желаемое будущее и по возможности выражаются набором количественных показателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления. Авторы Г. И. Пашигорева и О.С. Савченко, анализируя финансовое планирование в системе управленческого учета, справедливо замечают, что планирование в общем виде подразумевает выполнение следующих этапов: [59,с. 98].
-постановка целей и задач;
-составление программы действий;
-выявление необходимых ресурсов и их источников;
-доведение планов до их непосредственных исполнителей и контроль за их исполнением.
Финансовое планирование предполагает формулирование путей и способов достижения финансовых целей компании. Финансовый план - это документ, отражающий способ достижения этих целей и увязывающий ее доходы и расходы.
Целью финансового планирования является максимизация собственности владельцев компании, т.е. увеличение богатства за счет роста рыночной стоимости активов. Сложно выбрать главный критерий для компаний, не имеющих рыночной цены, таких как закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, товарищества различного вида. Главными критериями их деятельности считаются характеристики, придающие ценность любым финансово-хозяйственным активам: величина потока денежных средств, вероятность получения дохода и риск. Другими словами, главная цель финансовых решений - повышение стоимости активов, т.е. цены, которую можно было бы получить при продаже их на рынке, с учетом риска и дохода собственников компании. [9, с.98].
А.Ф. Ионова отмечает, что к задачам финансового планирования можно отнести: [9, с.105].
-проверку согласованности поставленных целей и их осуществимости;
-обеспечение взаимодействия различных подразделений компании;
-анализ различных сценариев развития деятельности и соответственно объемов инвестиций и способов их финансирования;
-определение программы мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных событий;
-контроль за финансовым состоянием компании.
Финансовое планирование основывается на следующих принципах:
-соответствие - финансирование текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных пассивов. Например, для приобретения товарно-материальных ценностей, используемых в производственном цикле, не рекомендуется использовать долгосрочные источники финансирования;
-потребность в собственном оборотном капитале - чтобы в прогнозном периоде компания была платежеспособна и независима в финансовом плане, нельзя планировать слабо «ликвидный баланс», т.е. сумма текущих активов (оборотных активов) должна превышать сумму текущих обязательств (краткосрочных кредитов и займов) (таблица 1).
-достаточность денежных средств - предполагается постоянное наличие оптимального размера денежных средств для поддержания необходимого и достаточного уровня платежеспособности (абсолютной платежеспособности), если покупатель по какой-либо причине просрочит платежи;
-рентабельность капиталовложений - для капиталовложений необходимо выбрать недорогие способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный кредит). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он способствует повышению рентабельности собственного капитала. В данном случае обеспечивается положительное действие эффекта финансового рычага;
-сбалансированность рисков - рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно осуществлять за счет собственных источников, например чистой прибыли;
-адаптация к потребностям рынка - для компании важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов;
-эффективность - предполагается отбор тех вариантов капиталовложений, которые генерируют оптимальную (предельную) рентабельность при допустимом уровне риска.
Процесс планирования предполагает принятие решений и осуществление мероприятий, которые на каждом его этапе влияют на развитие компании. Точно предвидеть будущее практически невозможно, поэтому планирование должно быть непрерывным и итеративным (необходимо постоянно учитывать вновь поступающую информацию). Например, при финансовом планировании с периодом в один год в декабре утверждают планы на год с января по декабрь, через месяц - на год с февраля по январь, а в феврале - на год с марта по февраль следующего года и т.д. Рекомендуется составлять несколько вариантов финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический.
При подготовке плана нужно учитывать:
- наличие ограничений, с которыми сталкивается компания (требования рынка по объему, структуре и качеству продукции, технические, технологические и кадровые особенности);
- стимулирующую роль плана для работы финансового менеджера;
- условность любых планов из-за неопределенности развития экономической ситуации в глобальном и локальных масштабах.
Организация текущего планирования зависит от размера компании. На малых предприятиях может не существовать разделения управленческих функций, и руководители имеют возможность самостоятельно заниматься финансовым планированием либо пользоваться услугами квалифицированных специалистов в области планирования. В крупных компаниях работа по составлению финансовых планов должна производиться децентрализованно, снизу вверх.
Чтобы процесс планирования достиг результатов, которых от него ожидают - подготовка основных документов, содержащих реальные цифры, необходимо его соответствующим образом подготовить. Под подготовкой этого процесса понимается:
-создание структур, отвечающих за его организацию;
-составление нормативных документов, стандартизирующих проектные формы, сбор и сопоставление данных, проверку информации и представление отчетов. По сути дела, это стандарт компании, подробно описывающий политику, организационную структуру, разделение ответственности и власть. В стандарте прописывается то, что нужно делать, как и в какой форме;
-создание комитета по бюджету. Это обычно составленная из руководителей среднего звена консультативная группа, занимающаяся тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, разработкой рекомендации, разрешением разногласий и корректировкой деятельности компании.
Для оперативного управления финансами необходимо сочетание финансового плана с набором динамических регистров, используемых для решения его задач.
Для контроля за реализацией плановых показателей можно применять двухуровневую систему контроля: [22,с. 87].
-первый уровень (нижний) - контроль за исполнением плановых показателей структурными подразделениями компании, который выполняют экономисты этих структурных подразделений;
-второй уровень (верхний) - контроль за исполнением плановых показателей структурными подразделениями компании, проводимый работниками финансово-экономических структур.
Для решения задачи контроля за соблюдением «расходных» показателей плана необходим четкий порядок управленческих процедур, предусматривающий:
-оперативный анализ фактических отклонений от плановых показателей (сумм) финансового плана;
-проведение мероприятий по исключению «удорожающих факторов» и использованию резервов, выявленных в ходе анализа;
-составление и доведение до сведения руководства компании аналитических отчетов по исполнению финансового и функциональных планов, что необходимо для оперативной корректировки плановых показателей.
Таким образом, создание и внедрение комплексной автоматизированной системы финансового планирования деятельности компании на базе локальной сети позволят оперативно по мере необходимости получать информацию об исполнении плановых показателей, а следовательно, вносить необходимые корректировки в планы и упростить процесс достижения целей.
Финансовый анализ является существенным элементом финансового планирования. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.