Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты построения и функционирования налоговой системы государства
1.1 Налоги: понятие, функции, классификация
1.2 Налоговая система государства: виды, принципы и элементы построения
1.3 Принципы и факторы развития налоговой системы государства
Глава 2. Аналитические аспекты построения и функционирования налоговой системы Российской Федерации
2.1 Структура и особенности российской налоговой системы
2.2. Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
Глава 3. Тенденции развития налоговой системы Российской Федерации
3.1. Направления развития налоговой системы Российской Федерации
3.2. Предложения по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации
Список использованных источников
Данченко, М.А. Налогообложение: учебное пособие / М.А. Данченко. - Томск: ТГУ, 2015. - 148 с.
В соответствии с НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Таким образом, в обобщенном понимании налоговая система представляет собой совокупность установленных законом налогов, а также форм, методов и принципов их установления, отмены или изменения; системы мер, гарантирующих выполнение налогового законодательства. Основными органично взаимосвязанными элементами налоговой системы выступают налоговый механизм и система налогов.
Система налогов представляет собой совокупность налогов, пошлин, сборов и других платежей, приравненных к налогам и взимаемых на территории государства в определенный период времени. Главными налогами, посредством которых образуется основная масса бюджетных доходов как в отечественной, так и в мировой практике выступают: налог на прибыль (доход) юридических лиц, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж и платежи в социальные фонды.
В свою очередь, налоговый механизм представляет собой более объемное понятие, в отличие от системы налогов, и является совокупностью всех методов и средств организационно-правового характера, ориентированных на выполнение действующего налогового законодательства. При помощи налогового механизма формируются основные качественные и количественные характеристики налоговой системы, осуществляется налоговая политика государства, а также формируется целевая направленность налоговой системы на решение определенных социально-экономических задач.
Важнейшую роль в налоговом механизме играет налоговое законодательство, в частности, механизм налогообложения (система льгот, уровни налоговых ставок, состав объектов налогообложения, порядок исчисления налогооблагаемой базы и другие, связанные с исчислением налогов элементы). [15]
При помощи изменения механизма налогообложения (порядка исчисления определенного налога) возможно придать качественно новые черты налоговой системе, например, изменить ее структуру, при этом не изменяя видового и количественного содержания налогов. Это достигается в самом простом случае изменением ставок самых значимых налогов. Однако, в мировой практике, как правило, используется другой способ: уровни ставок и система налогов изменяются обычно только в случаях крайней необходимости, но довольно часто подвергаются пересмотру льготные системы, которые устанавливаются на сравнительно короткий срок - как правило, 2-3 года, по завершению которых льготы автоматически прекращают действовать, однако, после рассмотрения возможно их продление. Кроме того, серьезная переориентация налоговой системы возникает и при изменении налогооблагаемой базы путем изменения состава объектов налогообложения, налогоплательщиков и т.д.
На сегодняшний день положения о функциях системы налогообложения являются предметом острых научных дискуссий и прений. В экономической литературе существуют самые разнообразные трактовки налоговых функций[16].
Функции финансов как общей экономической категории распределения составляют базовую основу функционального проявления системы налогообложения. Общепризнанными выступают две функции: контрольная и распределительная, в рамках каждой из которых формируется особенная функциональная специализация налоговых отношений, составляющая методологическую отправную основу для формулировки налоговых функций.
Функции системы налогообложения - это, в первую очередь, теоретическое предположение того, что в данных функциях проявит себя социальное предназначение налога как такового, а именно: обеспечивать без ущерба развитию бизнеса доходы государства.
Вместе с тем, теоретическое определение функций не означает, что именно в установленном ими направлении будет действовать налоговая система, принятая в законе. Функциональную емкость принимаемой в законе конкретного государства системы налогообложения определяет как наука, так и практика.
Среди налоговых функций ученые, как правило, называют следующие: фискальную, распределительную, экономическую, контрольную, регулирующую и стимулирующую, в том числе выделяют и социальную функцию. Данные функции приводят в полном перечне и в конкретных комбинациях. Среди налоговых функций стоит сразу исключить экономическую функцию, так как налогообложение выступает экономической категорией само по себе. Так, формы практического использования (условия действия налогов и их виды) раскрывают себя в экономической или финансовой сфере, роль которой также определяется экономическими параметрами. Итоговые цели налогообложения заключаются в обеспечении социально-экономических функций государства без ущерба личным и корпоративным экономическим интересам. Таким образом, наделение экономической функцией налога - это простая тавтология, раскрывающая его внутреннюю суть. Следовательно, в этом нет никакого научного смысла и необходимости. [17]
В свою очередь, посредством исполнения фискальной функции реализуется в полной мере основное общественное предназначение налогов - формирование аккумулируемых в бюджетной системе и во внебюджетных фондах финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления собственных функций (социальных, оборонных, природоохранных и т.п.). Формирование доходов государственного бюджета на основе централизованного и стабильного взимания налогов превращает в крупнейшего экономического субъекта само государство.
Следующая функция налогов как экономической категории заключается в том, что возникает возможность количественного выражения налоговых поступлений, а также их сопоставления с потребностями в финансовых ресурсах государства. Эффективность налогового механизма оценивается благодаря контрольной функции, выявляется необходимость внесения в налоговую систему и бюджетную политику изменений, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляет себя только в условиях действия распределительной функции. В соответствии с этим, данные функции определяют в органическом единстве эффективность бюджетной политики и налогово-финансовых отношений.
Реализация контрольной функции налогов, ее глубина и полнота зависят от налоговой дисциплины. Суть ее состоит в том, чтобы налогоплательщики (физические и юридические лица) в полном объеме и своевременно уплачивали налоги, установленные законодательством.
Данная функция представляет собой своеобразную защитной функцию: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений предприятий и государства, действенность и реализацию силы государственной власти. Другие функции налогов без контрольной функции неосуществимы или их реализация подорвана в основе.
Опираясь в своей сути на право и закон, контрольная функция может наиболее эффективно осуществляться только на основе принуждения, подчинения закону и силе государственной власти. Так, ослабление государственной власти приводит к ослаблению контрольной функции налоговой системы. В свою очередь, ослабление контрольной функции налогов свидетельствует об ослаблении государственной власти или ведет к подобному ослаблению[18].
Контрольная функция налогов в конкретном отношении проявляется в обязательности исполнения всеми физическими и юридическими лицами налогового законодательства, действенности, эффективности штрафных санкций, полноте сбора налоговых платежей, ответственности тех, кто не в полной мере выполняет предписываемые законом обязательства перед государством.
Как было отмечено, контрольная функция налоговой системы предопределяет эффективность остальных функций. Таким образом, если контрольная функция налогов значительно ослаблена, то это снижает, соответственно, эффективность в целом налоговой системы. [19]
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, которые отражают многогранность в воспроизводственном процессе ее роли. В первую очередь, распределительная функция налогов изначально носила чисто фискальный характер. Однако, с тех пор, как государство посчитало необходимым принимать активное участие в организации хозяйственной жизни, в государстве возникло регулирующее свойство, реализуемое через налоговый механизм.
Стимулирующая функция налоговой системы выступает одной из важнейших, однако, это наиболее «труднонастраиваемая» функция. Также ее называют функцией микроэкономического регулирования, так как она обращена непосредственно и взаимодействует с экономическими интересами физических и юридических лиц. Как и остальные функции, стимулирующая функция проявляется через специфические элементы и формы налогового механизма, систему поощрений и льгот, ограничивающих и запретительных ставок и иные инструменты налоговой политики и налогового механизма.
В современной российской практике стимулирующая функция налогов выступает неэффективно используемой и слабо реализуемой.
Регулирующая функция налогов обладает двоякой природой. Она берет начало от контрольной функции государственных финансов. Вместе с тем, непосредственно вытекает из фискальной функции налогов и находится у нее в подчинении. В процессе формирования государственных доходов контрольная функция государственных финансов создает возможность для целенаправленного воздействия государства через элементы налогообложения и налоги на все стадии общественного воспроизводства темпы накопления, потребления, совокупные спрос, предложение, а также экономическое поведение налогоплательщиков. [20]
Формы реализации и генезис регулирующей функции налогов проявляются таким образом: функция образования централизованных фондов государственных финансов при помощи их контрольной функции порождает регулирующую функцию налогов, которая реализуется на практике в виде маневрирования налоговыми методами и формами, налоговых льгот.
Будучи самостоятельной, контрольная функция налогов полностью подчинена фискальной и взаимосвязана с регулирующей функцией налогов. Как правило, любое налоговое отношение реализуется одновременно как в регулирующей, так и в фискальной функциях, в обеих функциях причем налоги выступают в собственной третьей функции (контрольной).
В свою очередь, регулирующая функция подразумевает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов значительно влияют на воспроизводство, сдерживая или, наоборот, стимулируя его темпы, ослабляя или усиливая накопление капитала, уменьшая или расширяя платежеспособный спрос населения. Данная функция приобретает в современных условиях важное значение при активном воздействии государства на социальные и экономические процессы.
Также во многих трудах встречается социальная функция налогов, которая носит многоаспектный характер. Материальное содержание налогов как централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса денежных ресурсов содержит возможность обращения их на непроизводственные цели. Социальная функция налоговой системы бюджета в современных российских условиях существенна в силу обязательств, которые советское государство несло перед населением, а также которое «по наследству» перешло к современной РФ. Большое количество социальных затрат, финансируемых в зарубежных странах за счет частных средств, в РФ финансируются за счет налогов государством. К примеру, бесплатное здравоохранение, образование, социальное страхование, пенсионные расходы.
Социальная функция налогов проявляет себя также через механизм налоговых ставок и налоговых льгот, что включено во внутренний механизм действия налога (налога на прибыль, НДС, подоходного налога с физических лиц и др.). [21]
Социальная функция налоговой системы требует к себе детального изучения с точки зрения ее усиления, а также с позиции ликвидации неоправданных преимуществ и льгот, не отвечающих реальному характеру рыночных преобразований, внутрифедеральным отношениям или социальным критериям (к примеру, налоговые неоправданные льготы некоторым республикам, включенным в состав РФ).
Среди налоговых функций ученые выделяют: экономическую, фискальную, распределительную, стимулирующую, контрольную, регулирующую, социальную функции.
Таким образом, можно сделать закономерный вывод о том, что комплекс государственных тактических и стратегических мероприятий в области управления налоговым процессом, направленных на максимально возможную реализацию регулирующей, фискальной и контрольной функций налогов с цель достижения определенного социально и экономически значимого результата, и есть налоговая политика.
1.3 Принципы и факторы развития налоговой системы государства
На сегодняшний день принципы российской налоговой системы являются одной из самых дискуссионных проблем в теории финансово-правовой науки. Для глубокого анализа налоговых принципов требуется изучение исторических, социальных, политических и нравственных факторов.
В рамках данной работы исследуем принципы построения системы налогов и сборов, представленные на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 - Основные принципы налогообложения
Принцип подвижности или эластичности налогообложения подразумевает, что некоторые обязательные элементы налога и, в том числе, сам налог могут оперативно изменяться как в сторону усиления, так и в сторону ослабления его фискальной или другой функции.
Принцип единства налоговой системы говорит о том, что не могут быть установлены налоги, нарушающие общее единство экономического пространства и налоговой системы государства. Кроме того, он расценивает как недопустимое установление налогов, косвенно или прямо ограничивающих свободное перемещение в границах территории государства товаров (работ, услуг, денежных средств). Данный принцип закреплен в ст.3 НК РФ[22].