Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты построения и функционирования налоговой системы государства
1.1 Налоги: понятие, функции, классификация
1.2 Налоговая система государства: виды, принципы и элементы построения
1.3 Принципы и факторы развития налоговой системы государства
Глава 2. Аналитические аспекты построения и функционирования налоговой системы Российской Федерации
2.1 Структура и особенности российской налоговой системы
2.2. Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
Глава 3. Тенденции развития налоговой системы Российской Федерации
3.1. Направления развития налоговой системы Российской Федерации
3.2. Предложения по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации
Список использованных источников
Данченко, М.А. Налогообложение: учебное пособие / М.А. Данченко. - Томск: ТГУ, 2015. - 148 с.
На основании этого представим цели налоговой политики в среднесрочной перспектив (рис. 2.2):
Фактический мораторий на увеличение налогового бремени призван обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее инвестиционную привлекательность. Одновременно планируется дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведение антикризисных налоговых мер, а также повышение эффективности системы налогового администрирования.
Рисунок 2.2 - Основные перспективные направления налоговой политики РФ
Налоговая политика РФ будет реагировать на современные глобальные вызовы, среди которых названы санкции, введенные против РФ, и низкие цены на нефть.
По мнению современных ученых действующая налоговая система РФ, выступая важнейшим механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует сложившимся условиям рыночных отношений. Так, она является запутанной и сложной по начислению налогов, а также по документированию, компьютеризации, составлению отчетности.
2.2. Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации
Основным недостатком действующей налоговой системы считается то, что финансово-правовое регулирование и ее усовершенствование базируется на переориентации налоговой системы в главном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения.
В этой сфере существовала и существует такая проблема, как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения государства.
Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ. Говоря о вопросах сегодняшней налоговой концепции РФ, в первую очередь в целом, стоит отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной. Огромное количество налогов, трудные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических операций приводят к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.
Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства. Налоговая система РФ совсем не отражает насущную потребность в инновационном развитии страны. Требуется совершенствование налоговой системы.
Явным недостатком налоговой системы РФ также является нестабильность налогового законодательства: в НК РФ очень часто вносятся поправки. Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ.
Несмотря на множество внесенных изменений, действующей налоговой системе России наравне с ее нестабильностью, присущи недостатки, среди которых можно выделить следующие:
1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что ослабляет действие стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.
2. Неоптимальная шкала ставок налога на доходы физических лиц, то есть разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3 (ставка НДФЛ 13%, по выигрышам – 35%). По этой причине налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а введение прогрессивной шкалы НДФЛ не предусматривается.
Сама действующая система обложения доходов физических лиц приводит к резкой дифференциации населения по уровню заработной платы. При средней ежемесячной заработной плате за 2015 год в целом по России в сумме 34030 руб. в ПФО она составляет 25362 руб., в том числе в Чувашской Республике 21369 руб., в республике Татарстан – 29147 руб.
3. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (то есть большой доли «теневой» экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджет недополучает от 30% до 50% налогов. Особенно важное значение приобретает борьба за неучтенный в целях налогообложения наличный денежный оборот, доля которого, по разным оценкам, достигает 40% денежного оборота страны.
4. Неэффективность существующих льгот по налогам.
5. Несовершенство законодательства, противоречивость нормативной базы, наличие большого количества сомнений и неясностей, которые при наличии решений высших судебных инстанций Минфин России пытается в своих письмах трактовать в пользу фискальных органов (пример: стандартные вычеты на ребенка-инвалида).
6. Наличие множественности, двойственности налогообложения. Прямые налоги (транспортный, земельный и др.), страховые взносы, прибыль, налог на прибыль, личный прямой налог НДФЛ облагаются НДС. Чистая прибыль облагается налогом на прибыль, НДС, кроме того, дивиденды, выплачиваемые за счет чистой прибыли, вновь облагаются НДФЛ по ставке 13%.
7. Действующая налоговая система не выполняет свою основную функцию: не способствует нормальному функционированию экономики, экономическому развитию территорий. В бюджетах всех уровней преобладает дефицит бюджетов[28].
Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.
Среди неотмеченных выше недостатков, на устранение которых должно быть направлено дальнейшее совершенствование налоговой системы, по нашему мнению, можно выделить следующее:
-
- за федеральным бюджетом закреплены наиболее весомые эффективные налоги, в связи с чем в федеральном бюджете преобладают налоговые платежи, а в бюджетах субъектов РФ, особенно, в местных бюджетах – безвозмездные поступления;
- в доходах местных бюджетов нет налогов, исчисляемых с выручки (НДС, налог на прибыль), нет стимула к развитию собственной производственной, соответственно, налоговой базы. «Главной проблемой в сфере местных бюджетов сегодня является низкий уровень налоговых доходов в местных бюджетах. Основным источником муниципальных финансов остаются межбюджетные трансферты»;
- добавленная стоимость создается повсеместно, а полностью поступает в федеральный бюджет;
- «В последнее время в налоговых отношениях введен принцип «один налог – один бюджет». В таком случае налог не выполняет свою распределительную функцию, эту функцию полностью берет на себя бюджетная система»;
- НДФЛ, являясь федеральным, не поступает в федеральный бюджет, он должен поступать в местный бюджет по месту жительства и работы налогоплательщика – физического лица. Вносимые в налоговое законодательство изменения улучшили место российской налоговой системы в мировом рейтинге. Это произошло в первую очередь за счет снижения количества налогов, уменьшения времени на ведение налогового учета. Однако общая налоговая ставка продолжат оставаться высокой (46-47 процентов)[29].
Таким образом, основными недостатками российской налоговой системы, как показано в исследовании, являются:
-
- большое количество изменений, их хаотичный характер, отсутствие системности, что усложняет практическое применение налогового законодательства налогоплательщиками, налоговое администрирование налоговыми органами;
- отсутствие стимулов для развития регионов и муниципальных образований, что связано с преобладанием в их бюджетах доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
- в бюджетной системе страны преобладает распределение (перераспределение) финансовых средств, выравнивание территорий с его помощью уровня бюджетной обеспеченности регионов;
- действующая налоговая система привела к резкой дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, а также населения по величине реальных доходов, увеличению удельного веса населения, имеющего реальные доходы ниже прожиточного минимума;
- выстроенная модель федеральных отношений с регионами является недостаточно эффективной для решения задач социального и экономического развития территорий[30].
Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.
В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
- Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.
- Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц.
- Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ.
В период с 2015 по 2017 гг. приоритетным направлением для Минфина РФ было дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом не планировалось повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов.
Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода — в 2018 г. Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение нужного объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене. При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы[31].
Таким образом, главным недостатком действующей налоговой системы является то, что финансово-правовое регулирование и ее совершенствование основано на переориентации налоговой системы в основном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения.
Так правовая налоговая система РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ.
На современном этапе принятые и используемые налоговые федеральные законы, законы и нормативно-правовые акты не соответствуют в полном объеме конституционным нормам. В этом плане необходимо выполнить анализ по согласованию норм Конституции РФ и налогового регулирования и наметить пути их решения.
В настоящее время налоговая система РФ совсем не отвечает потребностям в инновационном развитии страны. Кроме этого, она даже не производит стимулирования развития таких регионов как: Сибирь, Дальний Восток и Забайкалье. Все это требует существенной реорганизации в налоговой системе.
Явным недостатком налоговой системы РФ к тому же является нестабильность налогового законодательства. Это обусловлено тем, что в НК РФ очень часто вносятся поправки и частота их внесения давно превысила допустимый уровень. Да и данный документ принимался слишком поспешно, что не могло не сказаться на качестве: противоречивости и неоднозначности формулировок, наличии различных терминологических и лекционных ошибок. Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ.
Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны.
Для решения всех этих задач необходимо как можно лучше привести в действие налоговые механизмы. Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.