Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Источники финансовых ресурсов).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
Благодаря управлению финансовыми ресурсами обеспечивается увязка внутренних проблем предприятия, включающих производство и его технологические возможности, издержки, прибыльность, с внешней финансовой средой, которая обеспечивает источники финансирования деятельности предприятия. Взаимосвязь внутренних и внешних денежных потоков предприятия отражена в схеме, представленной в Приложении 2.
Управление финансовыми ресурсами предприятия должно обеспечить его устойчивое финансовое положение, ликвидность и рентабельность. Иными словами, чтобы предприятие осуществляя производственную деятельность имело возможность получать прибыль, необходимую для выполнения имеющихся обязательств для возобновления и расширения своей деятельности.[8].
1.3. Капитал
Капитал - это часть финансовых ресурсов предприятия, предназначенная для развития производственно - торгового процесса в его денежной форме, то есть это оборотные деньги, приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег осуществляется путем их вложения в предпринимательство, передачи в ссуду, сдачи в наем.
Другое определение капитала представлено как богатство, используемое для его собственного увеличения, так как только вложение капитала в хозяйственную деятельность и его инвестирование создают прибыль. В нем отражена система денежных отношений, которая воплощает циклическое движение финансовых ресурсов - от их мобилизации в фонды, в распределение и перераспределение, а затем в получение вновь созданного валового дохода предприятия, в том числе прибыли.
Капитал как специфическая категория несёт различную нагрузку, в зависимости от различных факторов, включая:
- его роль в производстве, определённую уставным капиталом;
- вид его источников формирования (собственный акционерный и заемный);
- характер его оборота и ликвидности (основной и оборотный);
- метод исчисления (текущая стоимость, целевая или предельная).
По своей структуре капитал состоит из денежных фондов, куда входят денежные средства, которые вложены в основные фонды, нематериальные активы, оборотные фонды и фонды обращения. В данной категории различают следующие виды капитала:
- Предпринимательский - как капитал, вложенный в различные предприятия путем прямых или портфельных инвестиций для получения прибыли и прав на управление предприятием.
- Ссудный - как денежный капитал, предоставленный в ссуду на условиях возвратности и платности, который не вкладывается в предприятие, а передается инвестору во временное пользование с целью получения им процента, то есть и его ценой как товара является процент[9].
2. Источники финансовых ресурсов
2.1.Прибыль
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат деятельности предприятия, понимаемый в самом общем виде как превышение доходов предприятия над его расходами. Прибыль - основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Валовой доход предприятия – это выручка от реализации продукции за вычетом материальных затрат, т.е. включающий в себя оплату труда и прибыль.
Конечный финансовый результат слагается из финансового результата от реализации продукции, основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции.
Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при начислении прибыли исключают из выручки от реализации продукции экспортные тарифы. Вторая составляющая валовой (общей) прибыли предприятия - прибыль от реализации основных средств и иного имущества.
Третья составляющая валовой прибыли - прибыль от вне реализационных операций. Для повышения эффективности работы предприятий первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции, роста прибыли.[10]
Для обозначения основных векторов поиска источников увеличения прибыли, проводят классификацию факторов влияющих на ее получение, по ряду признакам. Внешние факторы не изменяются от деятельности организаций, но могут влиять на объём её прибыли.
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные, первые из которых означают присутствие и применение средств и предметов деятельности, финансовых и трудовых ресурсов, а также делятся на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы влияют на получение прибыли через количественные трансформации, например объема финансовых ресурсов, численности персонала, и прочее. Интенсивные факторы влияют на получение прибыли через качественные трансформации, например ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение производительности труда сотрудников, и др.
При ведении финансовой хозяйственной деятельности, все указанные факторы тесно связаны и тесно зависимы. Прямое отношение к себестоимости продукции и прибыли организации имеет расход финансовых ресурсов, так как величина материальных затрат в составе выручки может изменяться в пределах 60 - 90%.
Прибыль - основной финансовый ресурс организации[11] для проведения расходов на затраты, в том числе по социальному развитию и расширенному воспроизводству. Прибыть может быть распределена в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и к распределению между учредителями (акционерами). Фонды накопления и фонды потребления - это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами.
Фонд накопления используется на приобретение и строительство основных фондов производственного и не производственного назначения и осуществление других капитальных вложений, которые не носят безвозвратный характер. Часть средств фонда накопления расходуется безвозвратно. Вместо потраченных денежных средств, которые числились в активе баланса на расчетном счете, появляется эквивалентная стоимость другого имущества, созданного на эти средства.
Кроме того, за счет фонда накопления финансируются расходы, которые носят безвозвратный характер: на проведение научно-исследовательских работ, на природоохранные мероприятия, расходы по выпуску ценных бумаг и др. Фонд потребления используется на финансирование социальных и материальное стимулирование работников: выплату премий, не связанных с производственными показателями; оказание материальной помощи, оплату путевок, лечения, медикаментов для работников и членов их семей и др.
Резервный фонд предназначен для покрытия непредвиденных потерь, вызванных стихийными бедствиями, и балансовых убытков. Он является обязательным для АО, кооператива, предприятия с иностранными инвестициями. АО зачисляют в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость.
2.2. Амортизация
Амортизация[12] как термин означает в буквальном смысле "бессмертие" основных фондов, их способность возмещать износ, восстанавливаться.
Процесс амортизации означает перенесение по частям стоимости основных фондов в течение срока их службы на производимую продукцию и последующее использование этой стоимости для возмещения потребленных основных фондов. Амортизация - это важнейший источник простого и расширенного воспроизводства и научно-технического развития на всех ступенях хозяйственной иерархии.
Амортизационные отчисления (определенный процент от стоимости основных фондов) накапливаются по мере реализации продукции в специальном фонде, который носит название амортизационного фонда. Этот амортизационный фонд (сумма накопленных денег) используется для приобретения новых вещественных элементов основных фондов взамен изношенных, т.е. происходит восстановление основных фондов.
Величина амортизационных отчислений определяется по нормам амортизации от первоначальной (балансовой) стоимости основных фондов с учетом срока их службы. [13]Норма амортизации - годовой процент погашения стоимости основных фондов. Существует три метода начисления амортизации: равномерное списание (доминирующий); на объем выполненных работ; ускоренная амортизация.
Равномерный метод амортизации, наиболее часто применяемый в РФ прост, нагляден и в определенной степени учитывает процесс переноса стоимости, предполагает, что к завершению срока службы ликвидационная стоимость равна нулю, и предусматривает равномерный износ основных фондов за весь срок службы. [14]
Недостаток равномерного метода — отсутствие учета морального износа основных фондов. Это обуславливает досрочное выбытие устаревшей техники и приводит к ее «недоамортизации», что отражается на результатах хозяйственной деятельности предприятий.
Второй метод - на объем выполненных работ - применяется в добывающих отраслях и на транспорте. Он основан на допущении, что амортизация является исключительно результатом использования объекта, при этом период времени не имеет значения.
Третий метод - ускоренная амортизация, предполагающая, что большая часть амортизации начисляется в первые годы эксплуатации основных фондов (до 60-75% их стоимости) и меньшая – в последующие.[15]
Среди методов ускоренной амортизации чаще применяется метод по удвоенной норме и кумулятивный метод, использующий арифметическую прогрессию.
Кумулятивный экономически более выгоден равномерного, в особенности при учете морального износа. Он описывается нелинейной зависимостью, где норма амортизации является переменной величиной. Суть метода заключается в следующем. Допустим, что срок амортизационных списаний машины составляет 10 лет. Необходимо просуммировать годы эксплуатации машины:
1+2+3+.... +10 = 55
Это знаменатель дроби, которая будет использоваться для пения нормы амортизационных отчислений. В числителе дроби для соответствующего года - число оставшихся лет службы (в 1-й год — 10, во 2-й - 9,... в 10-й - 1). Соответственно, в первый год службы разрешено списывать 10/55 стоимости машины, во второй - 9/55 и т.д.
2.3. Эмиссия ценных бумаг
Одним из важных методов хозяйствования является эмиссия, т.е. выпуск ценных бумаг. Хозяйственный агент, по инициативе и от лица которого происходит эмиссия ценных бумаг, называется эмитентом. [16]
Эмиссия ценных бумаг производится с целью:
- изменения формы предприятия по критерию собственности;
- создание нового предприятия и привлечения для этого необходимых денежно-капитальных средств;
- привлечения дополнительных денежных средств посредством продажи ценных бумаг.
Акция свидетельствует о том, что ее владелец имеет свою долю в совокупном капитале предприятия и претендует на определенную часть предприятия, распределяемого по акциям в соответствии с итогами деятельности предприятия. Это означает, что доход по акциям является фиксированным.
Облигация представляет собой кредитное свидетельство, удостоверяющее тот факт, что ее покупатель стал кредитором эмитента. [17]Владелец облигации претендует на определенный доход по облигации, сравнимый с банковским процентом. Поэтому доход по облигациям носит фиксированный характер, но не зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Все владельцы акций называются инвесторами, т.е. вкладчиками денег в капитал предприятия. Среди них следует различать внутренних инвесторов - учредителей АО и внешних инвесторов - покупателей акций АО на рынке ценных бумаг. Владельцы облигаций инвесторами не являются, они есть только кредиторы АО.
По российскому хозяйственному законодательству эмиссия ценных бумаг и их продажа первым владельцам осуществляется:
- при учреждении АО и размещении акций среди учредителей или при преобразовании уже существующего предприятия в АО (создание уставного капитала);
- при увеличении размеров первоначального уставного капитала АО путем выпуска акций (осуществляется по решению общего собрания акционеров);
- при привлечении заемного капитала путем выпуска облигаций.
Эмиссия ценных бумаг может производиться в двух формах:
- путем частного размещения, т.е. размещения среди заранее определенного круга инвесторов без публичного объявления об эмиссии и проведения рекламной кампании. Частное размещение акций разрешено, например, для АО;
- путем открытой подписки с публикацией и регистрацией проспекта эмиссии и рекламой. Открытая подписка является обязательной для АО.