Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
Энергия и полезные ископаемые являются как благословением, так и проклятием. Риски связаны с тяжелой зависимостью России от ресурсов. Инвесторы должны иметь в виду направление цен на сырьевые товары.
Россия - очень богатая ресурсами страна не только в области углеводородов и полезных ископаемых, но и с точки зрения человеческого капитала, таланта и образования, советская традиция образования в России - превосходная по математике и точным наукам. У России есть поразительный 99% -ный уровень грамотности, и примерно у половины граждан страны есть какое-то среднее образование.
Крупнейший инвестиционный риск может представлять российская политика. Возьмем, например, ЮКОС, возможно, одну из крупнейших и наиболее успешных нефтяных компаний России. В 2003 году его генеральный директор Михаил Ходорковский опередил по популярности тогдашнего президента Владимира Путина, а российские суды осудили его по сфабрикованным обвинениям, в результате которых был заключен восьмилетний тюремный срок. ЮКОС был признан банкротом, а его части были распроданы со скидкой союзникам Путина за доли реальной рыночной стоимости. Акционеры ЮКОСа были разорены.
Иногда Россия даже затрудняла работу иностранных инвесторов в условиях, свободных от бюрократического давления. Например, в попытке убедить акционеров продать свою долю в совместном предприятии ТНК-ВР, полиция провела рейдское московское представительство BP в 2008 году. Различные другие барьеры для международных корпораций, таких как Carrefour и DeBeers, заставили их вывести свою деятельность из России. Российское правительство имеет отчет о давлении на иностранные энергетические компании в рамках своих усилий по консолидации контроля над крупнейшими и важнейшими месторождениями углеводородов в стране.
Коррупция и слабая корпоративная прозрачность - еще один важный постоянный риск для инвесторов. Многие аналитики признают, что это большая проблема, особенно среди некоторых небольших компаний, чьи счета не являются особенно прозрачными.
Даже известные и уважаемые компании, такие как Ikea, которые в значительной степени сосредотачиваются на практике этических бизнес-деятельности, объявили мораторий на последующие российские инвестиции из-за продолжающейся озабоченности коррупцией. Основываясь на Индексе восприятия коррупции, у России есть много препятствий для справедливой и эффективной деловой практики. Даже Иран, Ливия и Пакистан воспринимаются как имеющие меньшую коррупцию. Нижняя линия. Они стремятся к инвестиционным возможностям во всем мире, инвесторы нуждаются в знаниях о национальных рисках, которые могут угрожать их инвестициям. Мы все знаем, что высокая прибыль пришла из инвестиций с высоким риском, а развивающиеся рынки - это вероятная область для поиска прибыли, которая превосходит показатели развитых стран. В то время как Россия предлагает высокую доходность, в ней доминируют энергетические компании, состояние правил, которые все еще находятся в стадии разработки, и существуют политические риски, которые в этой стране больше, чем другие.
Говоря об инвестиционном климате, необходимо также сказать и законах, определяющих инвестиционные возможности в России.
Основными правовыми рамками России, регулирующими инвестиции, являются Закон 160-ФЗ от 9 июля 1999 года «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; Закон № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 года «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных инвестиций»; Закон № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года «Порядок инвестирования иностранными лицами в компаниях, имеющих стратегическое значение для обеспечения защиты страны и безопасности государств»; и Закона РСФСР № 1488-1 от 26 июня 1991 года «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Иностранные инвесторы могут свободно использовать свои доходы и прибыль, полученные от инвестиций в России, для любых целей, если они не нарушают российское законодательство.
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях»
• излагаются следующие определения: «иностранный инвестор», «иностранные инвестиции», «прямые иностранные инвестиции »,« инвестиционный проект »,« приоритетный инвестиционный проект »,« инвестиционный проект » «срок окупаемости», «реинвестирование». «совокупное налоговое бремя";
• определяет нормативное регулирование иностранных инвестиций, режим деятельности для иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, предоставление льгот и гарантии защиты инвестиций;
• регулирует особенности недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний, правила создания и ликвидации предприятий с иностранными инвестициями, сертификация филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных вложений»
• излагаются следующие определения: «капитальные вложения», «инвестиционный проект», «приоритетный инвестиционный проект», «срок окупаемости инвестиционного проекта», «совокупная налоговая нагрузка»;
• определяет отношения, связанные с инвестиционной деятельностью в форме капитальных вложений;
• определяет объекты и предметы инвестиционного капитала;
• устанавливает права инвесторов, обязательства субъектов инвестиционной деятельности, отношения между ними и источники финансирования;
• устанавливает принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений;
• определяет специфику государственных капитальных вложений;
• определяет государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты капитальных вложений, а также отношения в рамках местной администрации
Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке иностранных инвестиций в коммерческие объекты, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства»
• излагаются следующие определения: «угроза национальной обороне», «коммерческое лицо стратегического значения», «контролируемое и контролирующее лицо»;
определяет виды деятельности и операции стратегического значения для обеспечения национальной обороны;
• излагаются условия сделок, направленных на передачу контроля над коммерческими организациями, имеющими стратегическое значение для иностранных инвесторов;
• определяет порядок утверждения государственными органами любых покупок и приобретений любых объектов стратегического значения иностранными организациями;
• регулирует процедуры контроля в отношении субъектов, имеющих стратегическое значение, компетентными государственными инспекционными органами;
• определяет правовые последствия нарушения правовых требований.
Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»
• излагаются следующие определения: «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «субъекты инвестиционной деятельности», «инвесторы», «объекты инвестиционной деятельности»;
• определяет права инвесторов, обязательства субъектов инвестиционной деятельности, отношения между ними, источники финансирования и взаимодействие государственных органов в процессе инвестиционной деятельности;
• определяет гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций.
Агентство стратегических инициатив сыграло важную роль в улучшении инвестиционного климата России. Его система ранжирования российских регионов, доступная на https://asi.ru/investclimate/rating/, побудила многие местные власти улучшить инвестиционный климат в своих регионах по сравнению с другими. Поскольку различные регионы конкурируют за иностранные инвестиции, местные власти существенно сократили местные нормы, которые составляют основную часть регулирующего бремени иностранных инвесторов.
Новый закон о государственно-частных партнерствах (224-ФЗ) вступил в силу 1 января 2016 года. Законодательство позволяет инвестору приобретать права собственности на имущество; в предыдущих подходах к государственно-частным партнерствам государственный орган сохранил права собственности
Специальная инвестиционная программа России, начатая в 2015 году, направлена на увеличение инвестиций в Россию, предлагая налоговые льготы и упрощенные процедуры взаимодействия с правительством. Эти контракты, как правило, согласованные и подписанные Министерством промышленности и торговли, якобы предусматривают включение иностранных компаний в российские импортозамещающие программы путем предоставления доступа к определенным субсидиям для иностранных производителей, если местное производство будет установлено. В принципе, эти контракты могут также способствовать ускорению таможенных процедур. На практике, однако, в отчетах сообщается, что даже компании, которые подписывают такие контакты, находят, что их бизнес мешает политике, предвзятой в пользу местных производителей.
Закон о стратегических секторах России (SSL) устанавливает список из 45 «стратегических» секторов или видов деятельности, в которых закупки контрольных пакетов акций иностранными инвесторами должны быть предварительно одобрены Комиссией России по контролю за иностранными инвестициями. В 2014 году правительство России расширило список, включив компании, инвестиции и транзакции.
2.2 Проблемы привлечения инвестиций в современной России
Оценивая реальность России с точки зрения необходимости создания более благоприятного инвестиционного климата в стране, следует признать, что комплекс проблем, которые необходимо решить в этой области, приближает Россию к развивающимся странам, чем к промышленно развитым странам. ,
На микроуровне это проявляется в том, что пока только небольшая часть потенциальных объектов для инвестиций готова к эффективному развитию фондов из-за неприемлемо низкого качества управления. Российская модель управления рынком только начинает складываться, и это представляет собой реальное препятствие для нормального развития инвестиционного процесса при широком участии иностранного капитала.
Более того, на региональном уровне наблюдается отчетливая дифференциация субъектов Федерации в инвестиционном климате. Львиная доля инвестиций (отечественная и зарубежная) сосредоточена в регионах с высоким экономическим потенциалом и несущественным бизнес-риском. Это особенно верно для иностранных инвесторов. С другой стороны, внутренние инвесторы охотнее желают инвестировать свой капитал в регионы с высоким риском, но с высоким инвестиционным потенциалом.
Нет сомнений в том, что без создания адекватной правовой базы невозможно создать благоприятный инвестиционный климат. И без этого не может быть конца длительному инвестиционному кризису в России, созданию необходимых условий для крупномасштабного притока существующих сбережений в реальный сектор экономики, в том числе стимулированию возврата ранее отозванного капитала из России.
Отмечая отставание в формировании четкой и четкой правовой основы для инвестиционной политики в России, нельзя отрицать, однако, тот факт, что в последние годы страна смогла заложить основы федерального инвестиционного законодательства, все более актуальную для мировой практике.
Отмечая отставание в формировании четкой правовой основы для инвестиционной политики в России, нельзя отрицать, однако, тот факт, что в последние годы страна смогла заложить основы федерального инвестиционного законодательства, все более актуальную для мировой практике.
Улучшение российского федерального инвестиционного законодательства также предполагает существенное обновление и развитие существующих законов и других правовых актов, регулирующих денежно-кредитную, финансовую, внешнеторговую и банковскую сферы, а также вопросы приватизации, антимонопольного и земельного права.
Интересно, как сами иностранные инвесторы оценивают инвестиционный климат в России. В начале марта 2016 года инвесторам в нашей стране было предложено оценить различные экономические и политические факторы, влияющие на инвестиционный климат в России.
Результаты опроса[1] показали следующее (рис. 2.8).
Рис. 2.7. Оценка иностранными инвесторами существующего в России инвестиционный климата и его отдельных составляющих, %
Данные на рисунке 2.7 показывают, что макроэкономическая ситуация в России и наличие квалифицированного персонала были расценены положительно. Среди факторов, которые оказывают негативное воздействие, коррупция, а также недостатки в процедурах лицензирования и администрирования, в правоохранительной деятельности, в соблюдении законов и деятельности судебной системы, в обеспечении безопасности и защиты прав частной собственности, в таможенном режиме были названы. Инфраструктура бизнеса, политическая среда, существующий налоговый режим и инвестиционный климат в целом получили нейтральную оценку.
Таким образом, анализ современной инвестиционной активности в России показывает, что существует целый ряд факторов, препятствующих активизации процесса инвестиций в российскую экономику, среди которых следует отметить следующее:
1. Коррупция и беззаконие. Среди иностранных инвесторов сомнения в отношении «верховенства закона» в России особенно сильны. Распространение этой точки зрения исключительно велико и имеет серьезные последствия. Идея коррумпированного общества, где преобладают преступники, для большинства инвесторов является основным препятствием для ведения бизнеса в стране. Крупные западные компании крайне осторожны в ситуациях, когда существует необходимость в личной защите и необходимости постоянного взяточничества. Публичные компании, отчитывающиеся перед акционерами, не могут не учитывать такой «фон», созданный западными СМИ.