Файл: Организация, управление и планирование маркетинговой деятельности базы отдыха «Усадьба» (Сущность маркетингового планирования, причины неудач в планировании).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы планирования маркетинговой деятельности
1.1 Сущность маркетингового планирования, причины неудач в планировании
1.2 Процесс разработки плана маркетинга и его реализация
2. Планирование маркетинговой деятельности на примере базы отдыха базы отдыха «Усадьба»
2.1 Краткая характеристика предприятия "Усадьба " как субъекта маркетинговой деятельности
2.2 Анализ методики планирования на предприятии
3. Рекомендации по совершенствованию маркетингового планирования на базе отдыха «Усадьба»
3.1 Предложения по планированию маркетинга
Порядок контроля. В последнем разделе плана излагается порядок контроля за ходом выполнения всего намеченного. Обычно цели и бюджетные ассигнования расписывают по месяцам или кварталам. Это означает, что высшее руководство может оценивать результаты, достигнутые в рамках каждого отдельного отрезка времени, и выявлять производства, не сумевшие добиться поставленных перед ними целевых показателей. Управляющим этих производств необходимо будет представить объяснения и указать, какие меры они собираются принимать для исправления положения.
Реализация плана маркетинга заключается в переводе планов маркетинга в действия по их реализации, обеспечивающие достижение маркетинговых целей. Система реализации плана маркетинга состоит из следующих пяти взаимосвязанных элементов:
программ действий;
организационной структуры;
систем решений и поощрений;
людских ресурсов;
управленческого климата и культуры организации.
Программа действий и оргструктура управления маркетингом были охарактеризованы выше. Ниже дается характеристика остальных элементов системы реализации плана маркетинга.
Система решений и поощрений — это формальные и неформальные рабочие процедуры, определяющие содержание и логику процессов планирования, сбора информации, разработки бюджета; деятельность по найму, обучению сотрудников и контролю их работой, а также по оценке и поощрению сотрудников.
Людские ресурсы — люди, обладающие необходимыми профессиональными навыками, мотивационными и персональными характеристиками, достаточными для того, чтобы эффективно выполнять функции маркетинга, являются важным источником завоевания преимуществ в конкурентной борьбе. Особые, специфические качества, которыми должны обладать руководители и ее сотрудники маркетинговой службы, также были рассмотрены выше.
Управленческий климат в организации определяется стилем, методами работы руководителей со своими подчиненными степень жесткости контроля, степень поощрения инициативы делегирования полномочий, возможность использовать в работе и формальные связи.
Под культурой организации понимается система ценностей и взглядов, разделяемых членами организации, выражающих коллективное отношение к целям организации и методам их достижения. Необходимо, чтобы стратегии маркетинга не противоречь культуре организации, иначе возникнут трудности при их реализации.
2. Планирование маркетинговой деятельности на примере базы отдыха базы отдыха «Усадьба»
2.1 Краткая характеристика предприятия "Усадьба " как субъекта маркетинговой деятельности
База отдыха «Усадьба» расположена в Самарской области, Шигонском районе, на берегу Усинского залива в живописном Муранском бору. Бор, принадлежавший до революции графу Орлову, не только бывший поставщик грибов для царского стола - по своей красоте он второй в России, а курган у горы Светёлка - одно из самых энергетически сильных мест в стране. В 8 км вглубь леса, в 4 минутах ходьбы от р. Уса расположена база отдыха «Усадьба».
Помимо предоставления услуг размещения база отдыха предоставляет еще такие услуги, как:
- туристические услуги;
- услуги конференц-зала, организация экскурсий, услуги детской комнаты;
- услуги общественного питания в ресторане, баре;
- услуги прачечной, парикмахерской, камеры хранения.
Это прекрасное место для спокойного семейного отдыха, людей среднего и высокого достатка, а так же проведения деловых встреч и корпоративных мероприятий.
Номерной фонд база составляет 13 комфортабельных срубовых домов: кемпинг (на 2 чел), 2-х этажные дома (на 8 чел), 4-хместные дома (на 4 чел), VIP-дома (на 8 чел). Небольшой масштаб базы создаёт атмосферу уютного отдыха. В каждом доме установлен кондиционер, телефон, мини-бар, телевизор со спутниковым телевидением, холодильник. Санузлы оборудованы феном, душевой кабиной или ванной.
Стоимость номеров от 3000 тыс.р. до 7000 тыс.р. за сутки.
Конференц - зал базы отдыха прекрасно оборудован для проведения семинаров, бизнес-тренингов, деловых переговоров и любых корпоративных мероприятий.
В «Усадьбе» работает ресторан с русской и европейской кухней, зал рассчитан на 50 посадочных мест. Ресторан обладает изысканной обстановкой, доброжелательным обслуживанием, высоким мастерством поваров, есть специально разработанное меню для детей.
В детской комнате имеется достаточное количество различных развивающих игр, спортивный уголок, зона для детского творчества, большой телевизор с DVD плеером.
Бар отличается широким выбором алкогольных и безалкогольных напитков, большим ассортиментом холодных и горячих закусок, приготовленных на угольном гриле. В каминном зале функционирует камин с живым огнём, размещены удобные диваны для отдыха и деловых встреч. На территории базы отдыха расположены 2 бани, , детский городок.
Бани, с дровяной печью, которые позволяют отлично расслабиться, 2 просторные комнаты отдыха. К услугам гостей – веники, ароматические масла, халаты, банные простыни. Баня рассчитана на 8-10 чел.
Детский городок имеет красочно оформленные горки, песочницы, качели, спортивные сооружения.
К базы отдыха «Усадьба» также относятся:
- организация экскурсий;
- бесплатная охраняемая парковка;
- заказ в номер завтрака, обеда и ужина;
- услуга «будильника»;
- аренда сейфа;
- стирка и глажение одежды;
- чистка обуви;
- заказ такси, микроавтобусов.
Таблица 1 Организационная структура предприятия «Усадьба»
№ |
Персонал |
Обязанности |
1 |
Генеральный директор |
- принятие ориентированных на выбранный сегмент рынка решений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов; - определение общих направлений политики предприятия в рамках поставленных целей и задач. |
2 |
Управляющий |
- наблюдение за качеством подготовки номерного фонда перед заселением клиентов; - контроль за работой отдела размещения клиентов, службы горничных и службы безопасности; |
3 |
Заместитель директора по хозяйственной части |
- контроль за своевременной поставкой хоз.товаров и строительных материалов для проведения капитального и текущего ремонтов; - проверка показаний счетчиков воды и электрической энергии; - контроль за состоянием мебели, бытовой техники и оборудования. |
4 |
Отдел размещения клиентов |
Руководитель отдела номерного фонда: - создание основных услуг и поддержание номерного фонда в соответствии с принятыми на предприятии стандартами. Административная служба: - оформление при въезде и выезде; - расчет с клиентами; - резервирование номеров для клиентов; - решение возникающих вопросов. |
5 |
Служба горничных |
- уборка домов, холлов, туалетов, коридоров, внутренних помещений, в которых осуществляется прием и обслуживание клиентов. |
7 |
Служба безопасности |
- обеспечение безопасности клиентов. |
9 |
Экономисты |
- анализ выполнения плана выпуска продукции по объему и ассортименту; - повышение качества продукции; - анализ выполнения сметы затрат на производство, себестоимость продукции; - выполнение плана прибыли; - выполнение договорных обязательств. |
10 |
Бухгалтерия |
- осуществление бухгалтерского учета |
2.2 Анализ методики планирования на предприятии
Чтобы точнее представить маркетинговый план ООО «Усадьба» воспользуемся схемой, предложенной Ф. Котлером: [5]
Сводка контрольных показателей.
Основные цели предприятия – получить максимальную прибыль; удовлетворить потребности своих клиентов.
Маркетинговый план 2014 года призван был обеспечить значительную прибыль от продажи услуг размещения на сумму 6,5 млн.р. В 2015 г. прибыль планируется в 13 млн.р., что равняется запланированному приросту в 100%. Этот рост предоставляется достижимым благодаря расширению предлагаемых услуг и повышением цен. На момент 30.06.2015 г. чистая прибыль составляет 7,5 млн.р., и если оставшиеся полгода прибыль составит столько же, то к концу 2015г. составит около 15 млн.р., что на 2 млн.р. больше, чем было запланировано.
Текущая маркетинговая ситуация.
Характер целевого рынка.
В настоящее время в Самарской области существует большое количество отелей, туристических комплексов, гостиниц, каждая из которых является конкурентом ООО «Усадьба». Большинство этих отелей представляют собой современные развитые комплексы. Но так же существуют малокомфортабельные домики без удобств и низким уровнем сервиса. Самарская область, как туристическая зона успешно сочетает в себе место для отдыха совершенно различных групп потребителей: от студентов до очень обеспеченных людей, от солидных бизнесменов до любителей развлечений. Следовательно, места отдыха можно разделить условно на 2 типа – бизнес-класса и базы, примечательные только близостью к живописным местам. База отдыха «Усадьба» может быть востребована людьми, как среднего достатка, так и обеспеченными людьми.
«Усадьба» несколько отличается от остальных баз своими маленькими размерами, тихой и спокойной атмосферой. Это и есть отличительная черта этого предприятия. На рынке услуг она занимает не последнее место, но, справедливо сказать, далеко не первое. А все из-за отсутствия эффективной рекламы.
Опасности и возможности.
На мой взгляд, для «Усадьбы» существует опасность в том, что со временем количество баз отдыха, туристических комплексов с такими же задачами, целями и возможностями будет расти, но они будут ярко и громко заявлять о себе, занимая более активную позицию по отношению к рынку.
Возможность – это заявить о себе, о своих услугах, как возможно большем количестве регионах России, наладить сотрудничество с предприятиями, выступающими посредниками в сфере туристических услуг.
Задачи и проблемы.
Руководству базы «Усадьба» правильно сформулировать для себя основные задачи и организовать эффективную маркетинговую компанию.
Стратегия маркетинга.
Стратегия маркетинга - рациональное, логическое построение, руководствуясь которым организационная единица рассчитывает решить свои маркетинговые задачи. Она включает в себя конкретные стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на маркетинг.
Целевые рынки.
Что касается целевых рынков, то, как я уже говорила, это люди среднего и высокого достатка, большей частью проживающие в Самарской области.
Комплекс маркетинга.
На данный момент организация использует стратегию улучшения качества имеющихся услуг. В идеале это должна быть стратегия внедрения новых услуг на новые рынки сбыта. Потому что, повторюсь, при имеющейся конкуренции недостаточно просто модифицировать свою услугу, необходимо вводить новые, завоевывать другие целевые группы потребителей.
Уровень затрат на маркетинг.
Если чистый доход базы отдыха в год составляет около 6 млн.р., то исключая заработную плату персонала, непредвиденные расходы, бюджет гостиницы составляет около 4 млн.р. Это достаточно высокий бюджет, который может обеспечить и более высокий сбыт. Но на данный момент, руководство базы отдыха практически не выделяет средства на маркетинговую деятельность.
Программа действий.
Бюджеты.
Поступления (в месяц) |
Расходы (в месяц) |
Доход: - за проживание – 250.500 р. - за питание – 100.000 р. - за предоставление в пользование конференц-зала – 30.000 р. - прокат технических средств – 14.000 р. - услуги технического персонала – 6.000 р. - экскурсионные, развлекательные услуги – 30.000 р. Итого – 430.500 р. |
Расходы: - коммунальные платежи – 55.000 р. - закупка продуктов – 40.000 р. - закупка СМС, туалетных принадлежностей, средства гигиены – 20.000 р. - зарплата персонала – 90.000 р. Итого – 205.000 р. |
Соответственно разность между доходами и расходами составляет 225.500 р. – это и есть сумма ожидаемой прибыли.
Порядок контроля.
Порядок контроля за ходом выполнения намеченных целей осуществляется руководством каждый месяц, что позволяет более точно оценивать достигнутые или, напротив, недостигнутые результаты.