Файл: Баланс и отчетность (Сущность и нормативно-правовое регулирование составления финансовой отчетности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа финансовой отчётности
1.1. Сущность и нормативно-правовое регулирование составления финансовой отчетности
1.2. Состав финансовой отчётности
1.3. Методика анализа финансовой отчётности
2. Анализ финансовой деятельности ООО «ЛКК»
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации
2.2. Анализ имущества организации и источников его формирования
2.3. Анализ отчёта о финансовых результатах
2.4. Анализ отчёта об изменении капитала
Введение
При рыночной экономике целью любого производства является полу- чение максимально возможной прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою производственно-финансовую деятельность только те предприятия, которые получают от нее наивысший экономический результат. Организации, которые работают неэффективно, малорентабельно, тем более убыточно, нежизнеспособны. Следовательно, на каждом предприятии необходимо выявлять наличие фактов бесхозяйственности, неразумного вложения средств, непроизводительных потерь для их устранения. Следует также вы- являть и включать в работу предприятия резервы производства, рационального и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Поэтому в настоящее время значительно возрастает роль экономического анализа, основная цель которого - выявление и устранение недостатков в деятельности предприятий, поиск и вовлечение в производство не- используемых резервов.
Комплексный анализ экономических результатов деятельности предприятия является одним из главных факторов повышения экономической эффективности производства на современном этапе развития отечественной экономики, так как позволяет определить, где именно кроются основные причины успехов и неудач производственно-коммерческой деятельности фирмы. Важно отметить, что основой для проведения финансового анализа служит экономическая информация, в которой содержится вся суть хозяйственных операций, произведенных экономическим субъектом за определен- ный период времени. Данная информация обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую финансовую отчетность. Финансовая отчетность представляет собой комплексный структурированный состав документов, который раскрывает все направления деятельности предприятия, и помогает ознакомиться с ре- зультатами для оценки настоящей ситуации и для дальнейшего прогноза. Поэтому так важно уметь «читать» информацию с такого источника как бухгалтерская финансовая отчетность.
Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объект курсовой работы: предприятие ООО «ЛКК».
Предмет: бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.
Цель данной работы заключается в проведении анализа финансовой отчетности организации для выработки на основе ее результатов рекоменда- ций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности органи- зации.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические основы финансовой отчетности и ее анализа; охарактеризовать финансово-хозяйственную деятельность организа- ции; провести анализ финансовой отчетности предприятия;
Для рассмотрения этих задач в курсовой работе используются теоретические данные финансовой отчетности предприятия, информация из периодической печати, монографии и учебники отечественных специалистов в области экономического анализа и финансового менеджмента, таких как Бочаров, В. В., Ковалёв В. В. Анущенкова, К. А. и другие.
Информационную основу анализа составляет финансовая отчетность предприятия ООО «ЛКК»: данные формы №1 ”Бухгалтерский баланс” и формы №2 “Отчет о финансовых результатах” и других форм.
Глава 1. Теоретические основы анализа финансовой отчётности
1.1. Сущность и нормативно-правовое регулирование составления финансовой отчетности
В условиях рыночной экономики недостаточное количество объема информации, предоставляемой пользователям, может стать серьезной про- блемой для дальнейшего продвижения организации, так как бизнес-партнеры организации не извлекут необходимых им сведений о финансовой устойчи- вости, платежеспособности, а также перспективах развития организации. Доступным источником таких сведений служит публично предоставляемая бухгалтерская отчетность. Поэтому анализ финансовой отчетности можно считать условием развитых деловых отношений в бизнесе, основой прочно- сти и состоятельности финансовых решений на всех уровнях и во всех субъ- ектах хозяйствования фирмы, включая и взаимоотношения субъектов хозяй- ствования с органами власти, которые являются представителями государст- венных интересов.[1][1]
Согласно российским стандартам, бухгалтерская отчетность - это еди- ная система данных об имущественном и финансовом положении организа- ции и о результатах ее хозяйственной деятельности, которую составляют на основе данных финансового учета, с целью предоставить внешним и внут- ренним пользователям обобщенную информацию финансовом положении организации в удобной и корректной форме для принятия этими пользовате- лями определенных конструктивных решений.
Цели и анализ финансовой отчетности целиком и полностью трактуют- ся потребностями пользователей. Поэтому в ее содержании необходимы дан- ные о результатах финансово-хозяйственной деятельности, о текущем финансовом положении, а также об изменениях, которые произошли за отчетный период. Таким образом, бухгалтерскую отчетность используют для: финансово-экономического анализа и управления хозяйствующим субъектом; выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта, а именно чистой прибыли (убытка); представления в налоговые органы; обнаружения признаков банкротства; формирования данных статистики.
Если судить, что финансовый анализ – это анализ данных финансовой отчетности, то можно сказать, что финансовая отчетность – это информаци- онная база для финансового анализа. Цели проведения самого финансового анализа зависят сугубо от поставленной задачи. Он может использоваться для обнаружения проблем в сфере управления производственно- коммерческой деятельностью, также быть базой для оценки деятельности ру- ководства организации или быть основой для выбора направлений инвести- рования капитала или же, наконец, являться инструментом прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.
К настоящему времени в Российской Федерации сложилась определен- ная концепция в регулировании учета и отчетности, поэтому нормативно- правовое регулирование учета и отчетности разработано в виде структуриро- ванной четырехуровневой системы.[3][2]
К первому уровню, который достаточно полно раскрывает информа- цию по бухгалтерскому учету, относится Федеральный закон «О бухгалтер- ском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (с изменениями на 04.11.2014 г.), а также другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления
Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета, обуславливающие общие правила организации учета и основы финансовой отчетности.[2][3]
На втором уровне фигурируются положения по бухгалтерскому учету, которые призваны вносить конкретику в соответствующие Федеральные За- коны и которые составляют систему национальных стандартов. Они утвер- ждаются Министерством финансов Российской Федерации и регулируют принципы и правила формирования учетной политики, организации учета отдельных объектов наблюдения и их отражения в отчетности. К данному уровню относится Приказ Министерства Финансов РФ от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 24.12.2010г. № 186-н) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», который в свою очередь, можно считать важнейшим документов в бухгал- терском учете. К ведению Положения относится определение порядка орга- низации и ведения бухгалтерского учета, составление и представление бух- галтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Россий- ской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за ис- ключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Помимо этого Положение включает суть бухгалтерского учета, что является его объектом, и какую ответственность влекут за собой наруше- ния, а также регулирует в частности и бухгалтерский учет финансовых ре- зультатов деятельности организации.[4][4]
На третьем уровне регулирование учета происходит за счет инструкций и методических указаний, разрабатываемых и вводимых в действие ввиду отдельных Положений по бухгалтерскому учету, а также рекомендации, оп- ределяющие отраслевые особенности учета. В данном случае мы говорим о планах счетов бухгалтерского учета и инструкциях по их применению, со- ставляющие основу организации учета экономических субъектов независимо от организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и форм собственности.
Что касается четвертого уровня, то его документы разрабатываются внутри экономического субъекта, утверждаются руководителем организации и определяют особенности учетной политики. Главное назначение учетной политики – документальное подтверждение способов ведения бухгалтерско- го учета внутри организации. Так как в законодательстве установлено мно- жество различных методов учета имущества и обязательств, организации предоставляется возможность выбрать один и закрепить его в учетной поли- тике. В случае если по определенным хозяйственным операциям не установ- лены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики фирма имеет право самостоятельно разработать и утвердить соот- ветствующий способ.
Основные требования к составлению бухгалтерской отчетности регла- ментированы Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчет- ность организации» (ПБУ 4/99).[4][5]
Так, Положение трактует, что «бухгалтерская отчетность должна да- вать достоверное и полное представление о финансовом положении органи- зации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансо- вом положении». Кроме того, «при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содер- жащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов од- них групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими».
Бухгалтерскую отчетность организация предоставляет за отчетный пе- риод – отчетный год. «Отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно».
Также в документе описаны такие аспекты как язык составления бухгалтерской отчетности (русский язык) и валюта, в которой составляется финансовая отчетность предприятия (валюта Российской Федерации) и др.
Согласно вышеуказанному Положению (Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)) сформулируем основные требования построения финансовой отчетности:
Отчетность обладает периодичностью, то есть отчетность представляется периодически через равные промежутки времени. В Российской Федерации основной промежуток совпадает с календарным годом.
Неоспоримым условием должна быть полнота охвата документа. В отчетности должны быть представлены все расходы, осуществление ко- торых было необходимо для получения доходов в отчетном периоде, для возможности определения финансового результата за отчетный период.
Отчетность должна быть построена на среднем уровне понимания со- держимого. Подразумевается, что она должна быть ориентирована на простых акционеров и потенциальных инвесторов.
Существенность предполагает наличие существенной информации для принятия решений и ориентацию на пользователей.
Надежность предоставляемой информации заключается в полноте и достоверности.
В отчетности должны быть использованы сопоставимые методы финансовых расчетов, для обеспечения сравнения отчетных данных за различные периоды времени, то есть необходимо соблюдение преемст- венности.[5][6]
Таким образом, принципы российского учета, декларируемые Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), в общих чертах соответствуют принципам, принятым в международной системе финансовой отчетности (МСФО). В свою очередь МСФО – это не законы, изданные правительством одной или нескольких стран, а набор стандартов, цель которых состоит в достижении унификации принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями и другими организациями для финансовой отчетности во всем мире. Эти стандарты позволяют создать условия и предпосылки для ускорения интеграции национальных рынков ценных бумаг в международную систему финансовых рынков, а также увеличить приток иностранных инвестиций.
1.2. Состав финансовой отчётности
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Данные формы бухгалтерской отчетности не являются типовы- ми, организации имеют право самостоятельно разрабатывать формы бухгал- терской отчетности и определять их содержание, учитывая образцы, реко- мендуемые Минфином РФ. Минфин РФ определяет лишь минимальный со- став бухгалтерской отчетности.