Файл: Баланс и отчетность (Сущность и нормативно-правовое регулирование составления финансовой отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация должна при составлении отчетности придерживаться принятых ею содержания и форм отчетности последовательно от одного от- четного периода к другому (пункт 9 Приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"). Изменение при- нятых содержания и форм отчетности допускается в исключительных случа- ях, что следует из пункта 1 статьи 14 Закона N 402-ФЗ.

Также в пункте 1 указанной статьи указано, что годовая бухгалтерская отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, со- стоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и прило- жений к ним.

Таким образом, бухгалтерская отчетность коммерческих организаций, исходя из вышеуказанных документов, на сегодняшний день состоит из: бухгалтерского баланса (форма ОКУД 0710001); отчета о финансовых результатах (форма ОКУД 0710002); приложений к ним, а именно из: отчета об изменениях капитала (форма ОКУД 0710002); отчета о движении денежных средств (форма ОКУД 0710004); иных приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.[15][7]

Наиболее информативной базой для анализа и оценки финансового со- стояния служит форма №1. Баланс отражает состояние имущества, собствен- ного капитала и обязательств предприятия на определенную дату.

В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрас- тающей ликвидности средств, т.е. в порядке возрастания скорости превраще- ния этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму. В разделе 1 показывается имущество, которое практически до конца своего функционирования сохраняет первоначальную форму. В разделе 2 актива ба- ланса показаны такие элементы имущества предприятия, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму.

В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому призна- ку. Вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы, прежде всего, разделяется по субъектам: перед собственниками и перед третьими лицами (банками, кредиторами и т.д.).

Статьи пассива группируются по степени срочности погашения обяза- тельств в порядке ее возрастания. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная часть баланса.[14][8]

На основе изучения баланса можно ознакомиться с эффективностью размещения капитала предприятия, его достаточностью для текущей и буду- щей хозяйственной деятельности, можно оценить структуру и размер заем- ных источников, а также эффективность их привлечения.


В соответствие с приложением №2 (к приказу Министерства Финансов от 2 июля 2010 г. №66н) некоторые наиболее важные статьи баланса рас- шифровываются в Пояснении к балансу и отчету о финансовых результатах, которое состоит из следующих отдельных отчетных форм: Нематериальные активы и расходы на НИОКР; Основные средства; Финансовые вложения (долгосрочные и краткосрочные, паи и акции других организаций, облигации и иные ценные бумаги, предоставлен- ные займы и др.); Запасы; Дебиторская и кредиторская задолженность; Затраты на производство; Оценочные обязательства; Обеспечения обязательств; Государственная помощь.

Дополнением к бухгалтерскому балансу является также Пояснительная записка. Включать в годовую бухгалтерскую отчетность пояснительную за- писку Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не требует. Однако организация вправе предоставлять ту или иную дополнительную информацию, если она является полезной для внешних пользователей отчетности (п. 39 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность орга- низации»). [1][9]Однако, пояснительная записка за 2014 год нужна, чтобы пользо- ватели отчетности могли ознакомиться с дополнительной информацией о финансово-хозяйственной деятельности организации. Такой, которая не от- ражена в других формах отчетности, но представляет для них интерес (п. 11 ПБУ 4/99). Какую именно информацию указывать в пояснительной записке, бухгалтер решает самостоятельно. На его усмотрение остается вопрос и о форме ее подачи — в виде текста, таблиц, схем, диаграмм и т. п. На практике в пояснительную записку включают: общие сведения об организации (о видах деятельности, адресе, числен- ности работников, руководстве и т. п.); информацию о применяемой учетной политике; расшифровки и текстовые пояснения к формам бухгалтерской отчетности; анализ финансовых показателей деятельности организации и основные факторы, которые на них повлияли.

В форме №2 «Отчет о финансовых результатах» представлены струк- тура балансовой прибыли, выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, затраты предприятия на производство реализованной продукции (ра- бот, услуг), коммерческие и управленческие расходы, сумма налога на при- быль и отвлеченных средств, нераспределенная прибыль.

Форма №3 "Отчет об изменениях капитала" показывает структуру соб- ственного капитала предприятия, представленную в динамике. По каждому элементу собственного капитала в ней отражены данные об остатках на на- чало года, пополнении источника собственных средств, его расходовании на начало года. Эта информация позволяет получить наиболее полную и объективную картину о финансовом состоянии организации, финансовых результатах за отчетный период и изменениях в её имущественном и финансовом положении.[13][10]


Форма №4 "Отчет о движении денежных средств" отражает остатки денежных средств на начало года и конец отчетного периода и потоки де- нежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятель- ности предприятия. С помощью этого отчета можно изучить: состав и структуру денежных средств по организации в целом и по её видам деятельности; влияние притока и оттока на финансовую устойчивость организации; резерв для поддержания нормальной платежеспособности, т. е. разницу между притоком и оттоком денежных средств на конец отчетного периода; виды деятельности, которые генерируют основной приток денежных средств и требуют их оттока за отчетный период;прогнозную величину притока и оттока денежных средств на будущий период (квартал, год).

Исходя из этого, с помощью Отчета о движении денежных средств, возможно управлять текущими денежными потоками и прогнозировать их объем на ближайшую перспективу.

Формы №3 и №4 позволяют выявить факторы, повлиявшие на измене- ние финансовой устойчивости и ликвидности предприятия.

Таким образом, данные финансовой отчетности представляют собой наиболее подходящие источники информации для финансового анализа, а формы имеют логическую и информационную взаимосвязь. Благодаря анали- зу бухгалтерской отчетности можно выявить основные тенденции в имущественном и финансовом положении организации и принять необходимые меры по его улучшению.

1.3. Методика анализа финансовой отчётности 

Метод анализа финансовой отчетности представляет собой инструмент, с помощью которого проводится грамотный анализ бухгалтерской отчетно- сти фирмы. Другими словами, это упорядоченная последовательность, кото- рая помогает нам получить желаемый результат. Исходными данными или информационной базой для анализа служит финансовая отчетность компании за несколько периодов. Главными документами обычно служат бухгалтер- ский баланс и отчет о финансовых результатах.

Детальная процедура методики анализа финансовой деятельности за- висит напрямую от поставленных целей, поэтому логика аналитической час- ти процедуры обычно подразделяется на два вида: экспресс анализ и углуб- ленный анализ финансовой деятельности предприятия.

Экспресс анализ не предполагает много времени и его цель заключается в ознакомлении и получении наглядной, оперативной и простой оценки финансового состояния. Такой метод не включает сложных расчетов и детализированную информационную базу.[12][11]


Углубленный же анализ заключается в более подробной характеристике имущественного и хозяйственного потенциала субъекта рынка, его ре- зультатов деятельности, а также перспектив развития на последующие пе- риоды. В таком виде анализа затрагивается много методик.

Получение информации о качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также об их динамике возможно с помощью вер- тикального и горизонтального анализа финансовой отчетности.

С помощью вертикального метод анализа, иначе структурного, мы вы- числяем удельный вес отдельных статей отчетности в общем итоговом пока- зателе, и впоследствии, сравниваем текущие результаты с данными преды- дущего периода.[11][12]

Горизонтальный анализ отвечает за сравнение показателей финансовой отчетности с показателями предыдущих периодов. Главным образом отсле- живается анализ резких изменений статей в динамике и сравнение изменений разных статей отчетности. В общей сложности проводится сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом в относительном и абсолютном виде для заключения кратких выводов. Рекомендации, сделанные на основе заключения горизонтального и вертикального анализов финансовой отчетно- сти организации, являются эффективным средством для улучшения состоя- ния организации.

В качестве первого метода анализа финансовой отчетности рекоменду- ется визуальное сравнение показателей статей баланса текущего периода с прошлым. В данном случае процедура начинается с анализа структуры акти- вов и пассивов предприятия. Имущество организации в активе баланса раз- деляется на внеоборотные активы – это первый раздел актива баланса, и обо- ротные активы - это второй раздел актива баланса. В составе внеоборотных активов организации числятся основные средства и оборудование, нематери- альные активы, долгосрочные финансовые вложения. К оборотным активам относят производственные запасы, товары на складе, дебиторскую задол- женность и так далее.[9][13]

В пассиве баланса значатся источники формирования имущества, от- раженного в активе, которые разделены на три раздела: капитал и резервы, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства.

В зависимости от размеров чистого оборотного капитала варьируется ликвидность и степень эффективности использования текущих активов, где чистый оборотный капитал представлен в виде разницы между текущими оборотными активами и краткосрочной задолженностью организации.


Далее намечена структура итоговых финансовых показателей, после чего выявляется влияние каждой позиции отчетности на общий результат. Принцип вертикального анализа применяемо к балансу заключается в представлении общей суммы активов организации при анализе баланса и выручки при анализе Формы №2 в виде ста процентов, и каждый показатель финансо- вого отчета представляют в виде процентной доли от принятого в качестве базового значения.

Таким образом, проводится анализ структуры активов и пассивов и из- менений в балансе.

Горизонтальный и вертикальный анализ широко применим в еще од- ном методе, являющимся одним из основных методов. Мы говорим о сравни- тельном аналитическом балансе, получаемом из бухгалтерского с помощью объединения однородных статей и дополнения его показателями структуры и динамики за отчетные периоды. В данном методе статьи баланса группируют в соответствии с целями анализа при учете специфики конкретной организа- ции и других факторов. Активы, как правило, классифицируют по уровню ликвидности.

Важнейшим и самым известным методом анализа финансовой отчетности является расчет и анализ финансовых коэффициентов. Главным среди них являются коэффициенты рентабельности, коэффициенты финансовой устойчивости, коэффициенты ликвидности, показатели деловой активности, коэффициенты платежеспособности и многие другие.

Кроме основных методов, могут привести пример анализа платежеспо- собности на базе расчета чистых активов, расчета точки безубыточности, анализа вероятности банкротства по нескольким методикам.

Одним из наиболее простых, но не менее значимых приемов проведе- ния анализа финансово-хозяйственной деятельности является построение аналитических таблиц. Простота использования этого метода позволяет гра- мотно и культурно оформить отчетную документацию, и более того, в про- цессе подготовки нередко можно проследить и выявить некоторые характе- ристики в отношении описываемых результатов. Использование таблиц при- менимо на всех этапах проведения анализа финансовой деятельности, начи- ная с этапа подготовки исходных данных и заканчивая на этапе представле- ния отчетных документов. Главной целью аналитических таблиц служит сис- тематизирование исходных данных, поэтому в итоге после применения дан- ного метода мы получаем структурированный и сниженный объем данных в отчетных документах, наглядность и систематизацию.

Вкупе с табличным методом часто в анализе идет иллюстрация хозяй- ственных процессов при помощи графического метода (графики, диаграм- мы).