Файл: Сущность и значение кадровой стратегии организации (Общая характеристика предприятия ООО «МарТим»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы кадровой стратегии организации
1.1 Сущность и значение кадровой стратегии организации
1.2 Критерии оценки кадровой стратегии организации
Глава 2. Анализ эффективности кадровой стратегии организации на примере ООО «МарТим»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «МарТим»
2.2 Анализ кадровой стратегии ООО «МарТим»
Наличие современных технологий, высокопрофессиональных специалистов, реализация собственных научных разработок обеспечивают ООО "МарТим" в условиях жёсткой конкуренции на рынке геофизических услуг высокий рейтинг и успешное сотрудничество с ведущими нефтяными компаниями, среди которых ОАО «Татнефть», РАО «Газпром», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и другие.
В составе общества функционируют три основных дирекции, возглавляемые заместителями генерального директора ООО "МарТим":
- дирекция разведочной геофизики, в составе которой 22 полевые партии осуществляют сейсморазведочные работы, проводимые дирекцией разведки во всех регионах России, ближнего и дальнего зарубежья;
- дирекция промысловой геофизики, в составе которой девять промыслово-геофизических предприятий дирекции, имеющих более 400 отрядов, работают в различных регионах России и ближнего зарубежья: Татарстан, Удмуртия, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Республика Коми, Казахстан и выполняют промыслово-геофизические, геохимические, гидродинамические, прострелочно-взрывные работы для нефтяных компаний Татнефть, Удмуртнефть, ЛУКойл, Казмунайгаз и др.
- дирекция по геологии, в сферу деятельности которой входит: обработка и интерпретация геофизической и геологической информации, представление полученных результатов заказчику, а также текущий контроль за соблюдением технологий исследований и интерпретации на всех этапах.
Данное общество было создано в июле 1996 года. Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью, обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные, в том числе валютный, счета в банках на территории России и за рубежом, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несёт обязанности, может выступать в качестве истца и ответчика в суде, в арбитражном или третейском суде.
Для обеспечения своей деятельности общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.
Правовое положение ООО «МарТим» определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» с учётом особенностей, устанавливаемых правовыми актами Республики Татарстан о приватизации.
Единоличным исполнительным органом общества является Генеральный директор в лице Харисова Р.Г.
Основной целью деятельности ООО «МарТим» является удовлетворение потребности нефтедобывающих компаний и других хозяйствующих субъектов в геологической и геофизической информации и получение на этой основе прибыли.
На сегодняшний день ООО «МарТим» осуществляет следующие основные виды деятельности:
- оказание полного спектра геофизических услуг в нефтяных и газовых скважинах, включая горизонтальные;
- контроль за разработкой месторождений;
- освоение и внедрение самых современные методов линейной и объёмной сейсморазведки, электро-, грави-, магниторазведки, аэрокосмического дешифрирования;
- осуществление наземных геофизических работ: сейсморазведочных, электроразведочных, гравиметрических, магнитометрических;
- бурение эксплуатационных скважин (наклонно-направленных, горизонтальных);
Направление предпринимательской деятельности общества определяется им самостоятельно.
Предпринимательская деятельность осуществляется путём создания филиалов, открытия представительств, а также хозяйственных обществ и товариществ, или участия в них.
Уставный капитал может быть уменьшен путём приобретения части акций общества по решению общего собрания акционеров с целью их погашения.
Также он может быть увеличен путём увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.
Имущество ООО «МарТим» образуется за счёт вкладов в уставный капитал, а также за счёт иных источников, предусмотренных действующим законодательством РФ.
В частности, наряду с вышеупомянутыми, источниками образования имущества Общества являются:
- уставный капитал Общества;
- доходы, получаемые от оказания Обществом услуг;
- кредиты банков и других кредиторов;
- безвозмездные или благотворительные взносы и пожертвования организаций, предприятий и граждан;
- иные источники, не запрещённые законодательством.
Имеется резервный фонд, который предназначен для покрытия убытков общества и не может быть использован для других целей.
Он образуется за счёт ежегодных отчислений в размере 15% от уставного капитала общества.
Отчисления в резервный фонд производятся ежегодно в размере 5% от чистой прибыли до достижения установленного размера.
На первом этапе необходима оценка экономического потенциала объекта исследования (таблица 2).
Таблица 2
Анализ имущества и источников его формирования
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Темп роста за период, % |
|||
2014 год |
2015 год |
2016 г. |
2015 – 2014 гг. |
2016 – 2015 гг. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Внеоборотные активы: |
|||||
Основные средства |
27206 |
59460 |
523875 |
219,2 |
881,05 |
Незавершенное строительство |
20456 |
61366 |
28754 |
299,8 |
46,9 |
Отложенные налоговые активы |
16446 |
335 |
15146 |
2,04 |
4521,2 |
Оборотные активы: |
|||||
Запасы |
87014 |
211335 |
997891 |
242,9 |
472,2 |
НДС |
3964 |
13830 |
10794 |
348,9 |
78,04 |
Дебиторская задолженность |
602421 |
2096936 |
3046688 |
348,09 |
145,3 |
Краткосрочные финансовые вложения |
303598 |
191380 |
0 |
62,6 |
0 |
Денежные средства |
21007 |
223506 |
11748 |
1064 |
5,3 |
БАЛАНС |
1151815 |
3259521 |
6818121 |
283 |
209,2 |
Собственный капитал |
259570 |
478944 |
981436 |
184,5 |
204,91 |
Долгосрочные обязательства |
130885 |
1048404 |
2357060 |
801 |
224,8 |
Краткосрочные обязательства |
761360 |
1732173 |
3479625 |
227,5 |
200,8 |
БАЛАНС |
1151815 |
3259521 |
6818121 |
283 |
209,2 |
Таблица 2 позволяет оценить экономический и производственный потенциал ООО «МарТим».
Имущество ООО «МарТим» имеет тенденцию к увеличению, так, абсолютное отклонение в 2015 г. по отношению к 2014 г. составило 2 107 706 тыс. руб., в 2016 г. относительно 2015 г. – 3558 600 тыс. руб..
Такое увеличение произошло в результате увеличения основных средств, за счет увеличения запасов и дебиторской задолженности, что говорит о высокой капитализации ООО «МарТим» и увеличение рыночной стоимости организации.
Наблюдается уменьшение наиболее ликвидных активов, так размер денежных средств за период с 2014 г. по 2016 г. снизился на 9 259 тыс. руб. Также необходимо работать с покупателями для уменьшения дебиторской задолженности.
В структуре источников финансирования также наблюдается увеличение отдельных составляющих: нераспределенной прибыли, долгосрочных займов и кредитов, отложенных налоговых обязательств, краткосрочных займов и кредитов, кредиторской задолженности, резервов предстоящих расходов.
Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие применяет стратегию интенсивного роста.
Динамика показателей выручки и нераспределенной прибыли представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика показателей выручки и нераспределенной прибыли ООО «МарТим» за 2014 – 2016 гг.
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Темп роста за период, % |
|||
2014 год |
2015 год |
2016 г. |
2015 – 2014 гг. |
2016 – 2015 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка |
3650780 |
6456223 |
10334956 |
176,86 |
160,08 |
Нераспределенная прибыль |
195317 |
238792 |
524612 |
122,26 |
219,69 |
Как видно из таблицы 3, наблюдается увеличение выручки и нераспределенной прибыли, причём нераспределенная прибыль увеличивается быстрее, чем выручка за счёт уменьшения отложенных налоговых активов, за счёт более медленных темпов роста себестоимости.
В завершении можно сделать вывод о том, что ООО «МарТим» является одним из крупнейших промышленных предприятий нефтегазодобывающей отрасли, проводящих геологоразведочные работы и промыслово-геофизические исследования не только Татарстана, но и России. Общество всегда открыто для сотрудничества и готово предложить заказчикам оптимальное соотношение цены и качества выполняемых работ.
Имущество ООО «МарТим» имеет тенденцию к увеличению. Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие применяет стратегию интенсивного роста.
2.2 Анализ кадровой стратегии ООО «МарТим»
Выживание организации, не говоря уже об их процветании, зависит, прежде всего, от того, имеют ли они собственную стратегию, а также от того, смогут ли организации последовательно реализовать эту стратегию на практике при помощи конкретных мероприятий.
Неуверенность в будущем, неустойчивость на рынке и возрастающая сложность управления приводят организации к необходимости внимательно изучать и пытаться внедрить различные варианты стратегического развития своих фирм.
Стратегическая мысль в этой области за последние годы получила значительный толчок к развитию, особенно из-за ухудшения экономической ситуации, как в странах Западной Европы, так и в нашей стране.
Стратегия управления персоналом – это планы, направления действий, последовательность принимаемых решений и методы, позволяющие дать оценку, провести анализ и разработать эффективную систему воздействия на персонал для реализации стратегии развития организации.
Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию.
Основные черты стратегии управления персоналом ООО «МарТим»:
- её долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или её отдельных элементов, причём такие изменения требуют дополнительного времени;
- связь со стратегией ООО «МарТим» в целом, учёт многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечёт за собой смену, или корректировку стратегии ООО «МарТим» и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.
Стратегия управления персоналом зависит от кадровой политики. Более того, стратегия кадровой политики определяет стратегию управления персоналом ООО «МарТим».
В настоящее время выделяют несколько концепций стратегии кадровой политики.
Концепция, которую использует ООО «МарТим» предполагает, что стратегия управления персоналом определяется стратегией организации. Стратегия ООО «МарТим» заключается в увеличении доли рынка, закрепление позиций на международных рынках.
Управление же персоналом выполняет обслуживающую функцию, которая заключается в предоставлении и поддержании работоспособности необходимого для ООО «МарТим».
Данные для анализа движения кадров представлены в таблице 4.
Таблица 4
Данные для анализа движения кадров ООО «МарТим»
за 2014 – 2016 гг.
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Общая численность работников, чел. |
6251 |
6302 |
6324 |
Принято, чел. |
87 |
112 |
75 |
Уволено, чел. |
53 |
61 |
53 |
Расходы на образование, аттестацию, повышение квалификации, курсы и пр., руб. |
330 000 |
380 000 |
450 000 |
Расходы на обучение 1 работника, руб. |
52,791 |
60,30 |
71,16 |
Как видно из табл. 4, общая численность работников в период 2014 – 2016 гг. имеет тенденцию к увеличению. Самое большое значение принятых работников наблюдается в 2015 г.
Также наблюдается ежегодное увеличение суммы, выделяемой на обучение работников, в 2016 г. эта сумма достигает значения 450 тыс. руб. Это говорит о том, что предприятие заботится о профессиональном уровне своих работников.
За последние три года было дополнительно принято в штат 274 человека. Также были направлены на обучение в высшие учебные заведения за счёт ООО «МарТим» 5 человек.
Текучесть кадров за последние три года в среднем составила примерно 1%.
Длительное время ООО «МарТим использовало стратегию наращивания кадрового потенциала. Большое внимание уделялось повышению профессионального уровня руководителей высшего и среднего звена. Основными мероприятиями для достижения этих целей были:
- обучение работников;
- перенимался зарубежный опыт в управлении;
- проводились исследования как с целью выявления более эффективных приемов и методов управления, так и с целью увеличения производительности труда, разработки новых технологий производства товаров и оказания услуг.
Как говорилось выше, предприятие в период в 2014 – 2016 гг. наращивало объем выделяемых средств на обучение, повышение квалификации персонала.
Отбор специалистов осуществляется на основе конкурса, а также на основе собеседования, опята работы и личных качеств кандидатов.
Также раз в три года проводится аттестация персонала.
Аттестация проводится для выявления наиболее способных работников для перевода их на более высокие должности, либо повышения заработной платы, при чем одно не исключает другого.