Файл: Удовлетворенность трудом как фактор эффективной деятельности персонала (Практические аспекты исследования факторов удовлетворённости трудом персонала организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы удовлетворенности трудом
1.1. Содержание понятия «удовлетворенность трудом»
1.2.Влияние удовлетворенности трудом на удовлетворенность жизнью
Глава 2. Практические аспекты исследования факторов удовлетворённости трудом персонала организации
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Удовлетворенность трудом как фактор мотивации труда персонала ООО «Премиум»
На основе изучения сотен биографий самых разных людей, представителей различных социальных классов и групп - бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и прочее, Ш.Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на прерывность в нем. Изучению в биографиях подвергались три аспекта: 1) внешний, объективный ход событий жизни; 2) история творческой деятельности человека и 3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.
Основной фазой самоосуществления по Ш.Бюлер является следующая и в основном связанна с профессиональной самореализацией: третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, когда у него возникает собственная семья. Это пора зрелости и самый богатый период жизни. Зрелому человеку свойственны реалистичные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В зрелости человек ставит определенные жизненные цели и имеет результаты продвижения к ним. Благодаря этому, приблизительно к 40 годам, устанавливается самооценка личности, в которой находят отражение результаты жизненного пути и жизни, как решаемой задачи.
Таким образом, как гипотеза о компенсации, так и генерализации не имеет достаточных доказательств, при этом последние исследования удовлетворенности трудом и удовлетворенности жизнью говорят о взаимной связи между этими двумя переменными. В дальнейшем мы опираемся на концепцию личности в масштабе жизненного пути Ш.Бюлер и понятие самоосуществления как процесса самореализации в период 25 (30) - 45 (50) лет.
Выводы:
Таким образом, под удовлетворенностью трудом будем понимать в нашем исследовании удовлетворенность деятельностью (как содержанием, так и возможностью реализовывать личностный потенциал) и рабочей средой (как психологическим климатом, так и условиями труда). Опираемся на двухфакторную теорию удовлетворённости трудом Ф. Херцберга, исходящую из принятого в научной литературе понимания потребности как отражения субъектом внутренней необходимости, что важно в нашем исследовании при выявлении корреляции между удовлетворенностью трудом и удовлетворенностью жизнью. В качестве основных элементов, определяющих структуру содержание понятия «удовлетворенность трудом», выступают социальные, психологические и психофизиологические. При этом, мы учитываем, что удовлетворенность трудом на протяжении периода трудовой деятельности меняется в зависимости от возрастных этапов.
Глава 2. Практические аспекты исследования факторов удовлетворённости трудом персонала организации
2.1. Общая характеристика организации
Профиль основной деятельности ООО «Премиум» - оказание ресторанных услуг. Ресторан-ночной клуб ООО «Премиум» - открылся в 2001 году.
Форма собственности ресторана – частная.
Организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью.
Ресторан ООО «Премиум» имеет два больших зала, предлагает в меню блюда европейской и русской кухонь, большой выбор рыбных и мясных блюд, нежнейших десертов.
Интерьер ООО «Премиум» изысканный и роскошный, лишен излишней вычурности. Стеклянные стены и разно уровневая подсветка создают ощущение легкости. В интерьере прихотливо и изысканно переплетаются классические традиции и современный стиль. При входе в ресторан ООО «Премиум» обращают на себя внимание оригинальные букеты из живых цветов, выполненные профессиональными флористами. Каждый клиент может выбрать уголок на свой вкус.
Основной зал – место, где звучит музыка, проводятся вечеринки и зажигательные ночные шоу. Большинство столов в основном зале четырех- и шестиместные, но есть несколько, рассчитанных на восемь-десять человек. В конце зала располагается сцена и большая танцевальная площадка. Бар расположен в центре основного зала и занимает внушительную площадь. Основная атрибутика традиционная – массивная барная стойка полукруглой формы, высокие стулья.
Кухню ресторана ООО «Премиум» сложно отнести к какому-либо конкретному виду. Меню ресторана изобилует самыми разнообразными блюдами, большинство из которых относятся к классической итальянской и традиционной русской кухне. Особое внимание в меню ресторана уделяется мясным и рыбным блюдам.
Разнообразие блюд из рыбы и морепродуктов – сибаса, креветок, камбалы, морского языка и морского черта действительно поражает воображение. Для любителей сочных стейков в ООО «Премиум» предлагается флорентийская говядина, приготовленная на гриле, молочная телятина на косточке с шалфеем.
Главная особенность ООО «Премиум» - щепетильность в выборе ингредиентов и способов приготовления. Телятину и ягнятину сюда поставляют из Италии. Рыбу и морепродукты – из Франции. Гурманы могут полакомиться здесь блюдами из разнообразных грибов. В зависимости от сезона, в меню представлены трюфеля, лисички, белые грибы. В ООО «Премиум» собственный хлеб и домашняя паста, а шеф-кондитер делает потрясающий сабайон со свежими ягодами. Здесь его готовят по всем правилам – с двумя видами вина (красное «Марсала» и белое сухое), а из ягод доверительно посоветуют малину.
Ресторан ООО «Премиум» не только диктует правила высокой итальянской и русской кухни в Москве, но и полностью соответствует выбранному стандарту. Здесь гость ресторана никогда не поставит в тупик официанта вопросом об ингредиентах либо способе приготовления выбранного блюда. И даже самый изысканный деликатес не успеет надоесть, ведь меню обновляется каждую неделю, чтобы уже никогда не повториться.
Замечательной традицией ресторана ООО «Премиум» является проведение тематических вечеринок и детских праздников. Среди них: Новый Год, 8 Марта, Helloween, День Святого Валентина и т.д.
Музыка в ресторане ООО «Премиум» является неотъемлемой частью всех развлекательных программ, тематических вечеринок и т.д. Здесь можно услышать разную музыку: от рок-н-ролла до гранжа, от советского ретро и тяжелого рока до этнической музыки. Незыблемо одно – живой звук. Банкетный зал ресторана ООО «Премиум» - место проведения свадебных торжеств, корпоративных вечеринок, банкетов, юбилеев, детских праздников. Он вмещает до сотни гостей и может быть легко трансформирован по желанию гостя.
Таким образом, можно выделить основные характеристики ресторана ООО «Премиум»: оригинальный интерьер; гостеприимная атмосфера; восхитительная кухня; обслуживание на высоком уровне.
Миссия ресторана ООО «Премиум» – завоевание лидирующих позиций на пути формирования и развития ресторанного бизнеса в России, путем пропаганды богатого образа жизни на основе предоставления высочайших услуг.
Идеология компании – Движение, Успех, Процветание. Лучшие среди равных. Фирменный стиль ресторана – это ориентиры развития ресторана, этикет, знание о том, как выглядит ресторан в глазах потребителей, конкурентов.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
В Приложении 1 представлена организационная структура ООО «Премиум».
Организационная структура управления построена таким образом, что управление персоналом можно осуществить эффективно при минимуме управленческих уровней.
Директор ООО «Премиум» координирует работу всего ресторанного предприятия, определяя стратегию и тактику организации на перспективу и ближайшее время.
Финансовый директор занимается финансовой отчетностью и предоставлением отчетов в соответствующие организации, а также контролирует финансовые потоки ООО «Премиум», и распределяет их в соответствии со стратегическим планом заведения общественного питания.
Директор службы питания осуществляет руководство кухней ресторана ООО «Премиум». В его подчинении находятся: директор ресторана, шеф-повар, главный бармен.
В 2016 году Отдел питания ООО «Премиум» пересмотрел некоторые концепции сервисного обслуживания, подошел более серьезно к разработке меню, винных и коктейльных карт, а также специальных предложений корпоративных программ, кейтерингового меню, к обслуживанию групп и конференций, а так же уделял огромное внимание индивидуальным просьбам гостей. Администратор осуществляет контроль за работой ночного клуба (организует его деятельность), службы безопасности и банкетного отдела. Менеджер хозяйственной службы руководит вспомогательным персоналом ресторана (уборщицы, сантехники, дворники и т.д.).
В целом хозяйственная служба устраняет неисправности сантехнического и электрооборудования, осуществляет грамотную эксплуатацию всего оборудования ресторана, производит ремонт мебели, ковровых покрытий, осуществляет мелкий и текущий ремонт (малярные и сантехнические работы), занимается внешней и внутренней уборкой.
Функции по управлению персоналом в ООО «Премиум» осуществляет менеджер по персоналу. Он осуществляет руководство двумя отделами – отделом обучения и отделом кадров.
Директор отдела закупок руководит поставками (закупками) продуктов и необходимого инвентаря для клуба-ресторана ООО «Премиум».
2.2. Удовлетворенность трудом как фактор мотивации труда персонала ООО «Премиум»
Мы будем понимать под удовлетворенностью персонала трудом факт восприятия работниками степени соответствия предоставляемых организацией условий, содержания, оплаты труда, а также и других факторов, потребностям и запросам сотрудников, т.е. того, что они считают важным.
Для выявления представлений работников о различных аспектах профессиональной жизни в рамках организации, касающиеся удовлетворенности работой и проблем, с которыми работники сталкиваются в своей повседневной производственной жизни, нами было проведено социологическое исследование методом анализа статистической информации и анкетного опроса.
Анализ данных статистических отчетов за 2016-2017гг. видно, что в ООО «Премиум» одной из серьезных проблем является текучесть кадров. Причины текучести кадров мы попытались выявить с помощью проведенного анкетирования по оценке степени удовлетворенности трудом работников ООО «Премиум»
Нами было выделено три группы факторов удовлетворенности трудом:
Первое, факторы удовлетворенности обусловленные действием рационалистических мотивов трудовой деятельности, в том числе:
- условия и охрана труда;
- организация труда;
- отношение администрации к нуждам работников;
- оплата труда, вознаграждения и льготы.
Второе, факторы удовлетворенности, обусловленные действием социальных мотивов трудовой деятельности, в том числе:
- морально-психологический климат в коллективе;
- объективность оценки работы руководителем;
- политика администрации;
- информированность о делах в организации;
- возможность влиять на дела в коллективе;
- возможность карьерного роста.
Третье, факторы, обусловленные действием мотивов самоактуализации, в том числе:
- компетентность руководства;
- возможность проявить творчество продемонстрировать способности;
- стиль и методы работы руководителя;
- возможность ощутить собственную значимость;
- возможность профессионального роста.
Использование рассмотренной системы индикаторов в процессе эмпирических исследований, по нашему мнению, позволяет дать наиболее полную и всестороннюю оценку удовлетворенности трудом работников организации.
Как показало исследование, в целом удовлетворенность трудом работников ООО «Премиум» находится на уровне превышающем среднее значение (обобщающий показатель степени удовлетворенности трудом имеет значение 1,88).
Высокий уровень удовлетворенности трудом имеет место по фактору удовлетворенности, обусловленному действием социальных мотивов трудовой деятельности (это «морально-психологический климат», показатель - 2,37 , объективность оценки работы руководителем, показатель - 2,3 и информированность о делах в организации, показатель - 2,25), а также по фактору удовлетворенности, обусловленному действием мотивов самоактуализации (это удовлетворенность стилем и методами работы руководителя, показатель - 2,75, а также удовлетворенность компетентностью руководства, показатель - 2,71).