Файл: Удовлетворенность трудом как фактор эффективной деятельности персонала (Практические аспекты исследования факторов удовлетворённости трудом персонала организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы удовлетворенности трудом
1.1. Содержание понятия «удовлетворенность трудом»
1.2.Влияние удовлетворенности трудом на удовлетворенность жизнью
Глава 2. Практические аспекты исследования факторов удовлетворённости трудом персонала организации
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Удовлетворенность трудом как фактор мотивации труда персонала ООО «Премиум»
Введение
Актуальность исследования. В современном обществе, с развитием цивилизации, всё больше на задний план уходит проблема выживания. Комфортные условия труда, отдыха и быта становятся нормой, и всё большее значение и ценность для большинства людей приобретают эмоциональный комфорт, счастье и удовлетворённость.
Понятие «удовлетворенность» определяется в психологической литературе неоднозначно. В общепсихологическом смысле удовлетворённость рассматривается, прежде всего, как состояние удовольствия, переживаемое субъектом, если его желания и потребности исполнены, реализованы (И.А.Джидарьян, Л.В.Куликов). По своей природе это психическое состояние противоположное потребности и отражает устранение нужды. В социальной психологии удовлетворенность может рассматриваться как оценка субъектом результатов своей деятельности или самой деятельности, то есть как отношение к чему-либо. С этих позиций удовлетворённость жизнью может быть представлена как субъективная оценка человеком своей собственной жизни в целом (условий жизни и деятельности, достижений, отношений с людьми и прочее), которая естественно сопровождается приятными, радостными эмоциональными переживаниями (И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, М.Аргайл, М.Селигман). По мнению Р.М.Шамионова, удовлетворенность жизнью представляет собой субъективное эмоционально-оценочное отношение, обладающее побудительной силой, способствующей действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами. Автор считает, что это сложное, динамичное, социально-психологическое образование, в основе которого лежит интеграция когнитивных и эмоционально-волевых процессов.
В зарубежной и отечественной психологии высокая степень удовлетворённости жизнью часто связывается или отождествляется с такими понятиями, как «счастье», «субъективное психологическое благополучие» и рассматривается как важное условие психологического здоровья человека. М. Аргайл считает, что удовлетворенность жизнью есть непременная составляющая счастья, и определяет данное явление как рефлективную оценку прошлого и настоящего положения дел. Безусловно, на удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью оказывают влияние разнопорядковые детерминанты: объективные и субъективные предпосылки экономического, политического, психологического, социально-психологического характера. В современной психологии исследованы взаимосвязи данного явления с такими факторами как: личная и семейная безопасность (уровень криминализации жизни и произвола властей); социальная стабильность; климат и другие условия среды; материальное благополучие; социальный статус; достижение поставленных целей; уровень самореализации и самоактуализации; наличие свободного времени и хорошо организованного досуга; гармоничные отношения в семье; межличностные отношения; здоровье; возраст и другое.
Таким образом, удовлетворенность трудом является одной из составляющих удовлетворенности жизнью.
При исследовании составляющих понятия «удовлетворенность трудом» установлено: важное значение в управлении любой организацией имеет тот факт, что объектом социально-психологических механизмов является человек, а если речь идет о сотрудниках муниципальных учреждениях, как, например, о преподавателях высших учебных заведений, необходимо учитывать специфику данной профессиональной деятельности, находящейся в сфере «Человек- человек». В нашем исследовании мы пытаемся определить влияние удовлетворенности трудом у женщин, сотрудников муниципальных учреждений на удовлетворенность жизнью.
Объект исследования: сотрудники ООО «Премиум».
Предмет исследования: взаимосвязь удовлетворенности трудом и эффективности работы персонала организации.
Цель исследования: выявить взаимосвязь удовлетворенности трудом и эффективности работы персонала организации.
Задачи исследования:
- рассмотреть содержание понятия «удовлетворенность трудом»;
- изучить влияние удовлетворенности трудом на удовлетворенность жизнью;
- дать общую характеристика организации;
- исследовать удовлетворенность трудом как фактор мотивации труда персонала ООО «Премиум».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы удовлетворенности трудом
1.1. Содержание понятия «удовлетворенность трудом»
Удовлетворенность работой - это установка, а, следовательно гипотетический конструкт, такой как мотивация и потребности; удовлетворенность работой невозможно увидеть, однако отсутствие или присутствие этого психического явления связано с определенными поведенческими паттернами. Человек, удовлетворенный своей работой, находит в ней для себя больше приятного, чем неприятного.
Удовлетворенность работой определяется через способ ее оценки, большинство инструментов которой можно отнести к одной из следующих категорий:
- глобальное понятие;
- многогранное понятие;
- функция удовлетворенных потребностей [5, с. 276-285].
Удовлетворенность работой когда-то описывали как положительную
оценку конкретной рабочей ситуации. Под этим подразумевалось психологическое обобщение всех нравящихся и не нравящихся аспектов работы. Типичный для такого подхода вопрос: «В целом, насколько вы удовлетворены своей работой - можете ли вы сказать, что весьма удовлетворены, умеренно удовлетворены, немного неудовлетворены или весьма неудовлетворенны?».
Альтернативой одномерного понятия удовлетворенности работой является многогранное понятие, основанное на предположении о том, что удовлетворенность сотрудников различными аспектами рабочей ситуации может изменяться независимо и должна оцениваться отдельно для каждого аспекта. В предельном случае при многогранном подходе предлагается оценивать удовлетворенность отдельными заданиями, выполняемыми наработе, но пока этот узкий подход к оценке удовлетворенности работой не нашел широко признания.
Большинство исследователей, рассматривающих удовлетворенность работой как многогранное понятие, интересуются аспектами работы (гранями), которые присутствуют во всех заданиях и работах. Примерами таких аспектов являются рабочая нагрузка, безопасность работы, оплата труда, статус и престиж работы, общие методы руководства, отношения между начальниками и подчиненными, автономия и ответственность, возможности для применения знаний и умений, возможности для роста и развития.
Все перечисленные компоненты использовались индустриально-организационных психологических исследованиях; как правило, в разных исследованиях используются разные методы оценки удовлетворенности работой. Варьируют также и количество оцениваемых компонентов.
Портер разработал новый подход к оценке удовлетворенности работой, не основанный на том, что все люди одинаково относятся к различным аспектам работы, а построенный на основании собственных потребностей и представлений о работе, касающихся безопасности, уважения, автономии, социальных потребностей и потребностей в самоактуализации.
Поиск различий в удовлетворенности работой между широкими группами людей, определяемыми на основе какой-либо доступной для наблюдения дескриптивной характеристики, такой как возраст или пол, в целом оказался не особо продуктивным. Возродился интерес к личностным переменным. Основная гипотеза этого направления состоит в том, что людям присущи устойчивые черты, которые предрасполагают их к удовлетворенности или неудовлетворенности своей работой, независимо от фактической производственной ситуации.
Выделяются два основных подхода к пониманию труда и, соответственно, удовлетворенности трудом. Наиболее разработанным и известным является направление, исходящее из понимания труда как процесса удовлетворения потребностей человека. Таким образом, в теорию удовлетворенности трудом вводятся такие термины, как потребность, мотив, установка, отношение и так далее, посредством которых теория разрабатывается. Соответственно, в рамках этого направления, удовлетворённость трудом понимается как оценка степени насыщения потребностей, которые личность стремится удовлетворить в сфере, связанной с процессом труда [9, с.9].
В отечественной социологии и психологии приведенного выше понимания труда, на основе которого разрабатываются соответствующие концепции удовлетворенности трудом, придерживаются В.А. Ядов, А.А. Киссель, Т.А. Китвель, А.А. Мурутар, И.М. Попова и другие.
Вторая группа теорий удовлетворённости трудом исходит из иного взгляда на понятие «труд», которое истолковывается как общественное разделение функций, посредством которых реализуется существование системы или как деятельность в системе общественного раздвоения труда. Общество при этом понимается как продукт взаимодействия людей, основанного на разделении труда.
В советской литературе такого подхода придерживается Н.Ф. Наумова, рассматривая, например, удовлетворенность трудом как удовлетворённость социальным статусом.
Теории удовлетворенности трудом, исходящие из такого понимания труда, разрабатываются с помощью таких понятий, как социальный статус, социальный обмен, социальное сравнение и так далее.
В западной литературе существуют различные разработки удовлетворенности трудом в рамках теорий социального обмена (теория справедливости), социального сравнения (теория референтных групп) и прочее. Их недостаток в том, что рассматриваются лишь отдельные социальные и социально-психологические аспекты проблемы, а не вся их совокупность.
Указанные различия в понимании труда обусловливают то, какие модели удовлетворенности трудом положены в основу анализа, а оба эти фактора влияют в определённой степени на выбор метода измерения удовлетворенности и непосредственно связаны с интерпретацией получаемых в ходе исследования результатов.
Понимание труда как процесса удовлетворения потребностей предопределяет при анализе удовлетворенности трудом использование «динамических» моделей удовлетворенности, которые рассматривают функционирование этого феномена в ходе изменения состояния элементов его составляющих. При анализе отдельных определений удовлетворенности трудом, основанных на «динамических» моделях, можно опираться на определение, данное К. Левиным в его теории мотивационной динамики. Он понимал удовлетворенность как эмоциональную оценку отношения валентности цели и возможности (или результата) её достижения.
Понимание труда как деятельности в системе общественного разделения труда обусловливает использование «статических» моделей удовлетворенности, которые разрабатываются в соответствующих теориях удовлетворенности трудом. «Статическая» модель рассматривает удовлетворенность как некоторое относительно устойчивое соотношение двух основных элементов её составляющих - индивида и места в системе общественного разделения труда, которое он занимает. Это понимание отражает соответствие имеющихся относительно стабильных качеств друг другу, то есть наличных качеств индивида и качеств, которые необходимы для данного места. Таким образом, «статическая» модель служит для измерения соответствия двух условно константных данностей по опредёленным своим параметрам.
Труд - это деятельность субъекта, направленная на опережающее удовлетворение его потребностей в системе общественного разделения производительных функций, деятельность, которая является основой социальной формы движения материи. Из принятого, определения следует, что удовлетворенность трудом - это состояние деятельности в системе «работник - общество», в которую, при опосредованности труда и потребления, входят характеристики трудовой деятельности и её условия. В сознании индивида удовлетворённость трудом отражается в виде оценки собственного положения в системе общественного разделения труда.
Выше мы описали концептуальную связь в схеме «труд - удовлетворённость трудом», однако понимание удовлетворенности трудом находится также в зависимости от того, в рамках какой парадигмы работает автор. В.А. Ядовым проделан анализ эволюции парадигм социологии труда и показана внутренняя логика этого процесса.
Так, в рамках парадигмы «работник - рабочее место» удовлетворенность трудом понималась преимущественно как удовлетворенность функциональным содержанием труда (А. Гастев).
Парадигме «работник - группа», «работник - коллектив» соответствовало понимание удовлетворенности трудом как удовлетворенности в основном психологическим климатом (теория человеческих отношений).
В парадигме «работник в организации», удовлетворенность трудом - это удовлетворенность местом работы или степень адаптации работника к производственной ситуации (В.А. Ядов, А.А. Киссель).
Последней из рассматриваемых парадигм: «работник - система общественного разделения труда», соответствует понимание удовлетворенности трудом как оценки работником своей работы, своего положения в организации и в системе общественного разделения труда (Н.Ф. Наумова).