Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
Особое место в мировой экономике занимают иностранные инвестиции. В течение последних десятилетий вопрос об их доле в экономике любой страны, будь то промышленно развитые, типа США и Япония, или развивающаяся, остается актуальным. Каковы должны быть объем и структура иностранных инвестиций, чтобы принести наибольшую пользу национальной экономике? Каковы основные критерии при выборе приоритетных направлений для вложения отечественных и иностранных инвестиций?
В современной России иностранные инвестиции (согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации») определяются как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (если таковые не изъяты из оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации в соответствии с федеральными законами), в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и рублях), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.[1]
Иностранные инвестиции подразделяются на прямые, портфельные и прочие.
Прямые — это те инвестиции, которые сделаны юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия.
Портфельные инвестиции — покупка акций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в общем акционерном капитале предприятия.
Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных, относятся к прочим (торговые и иные кредиты, банковские вклады и т.д.).
Инвестиционная деятельность предприятия — это деятельность, связанная с формированием инвестиционного портфеля, включающего любые формы инвестиций.
Инвестиционный портфель представляет собой целенаправленно сформированную совокупность объектов реального и финансового инвестирования, предназначенных для осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с разработанной инвестиционной стратегией предприятия.
Инвестиционный портфель предприятия в общем случае формируется на таких принципах, как:
— обеспечение реализации инвестиционной стратегии. Формирование инвестиционного портфеля должно соответствовать инвестиционной стратегии предприятия, обеспечивая преемственность долгосрочного и среднесрочного планирования инвестиционной деятельности предприятия;
— обеспечение соответствия портфеля инвестиционным ресурсам, т.е. перечень выбираемых объектов инвестиций должен ограничиваться возможностями обеспечения их ресурсами;
— оптимизация соотношения доходности и ликвидности, что означает соблюдение определенных инвестиционной стратегией предприятия пропорций между доходом и риском;
— оптимизация соотношения доходности и риска — это соблюдение определенных инвестиционной стратегией предприятия пропорций между доходом и ликвидностью;
— обеспечение управляемости портфелем — соответствие объектов инвестирования кадровому потенциалу и возможности осуществления оперативного реинвестирования средств.
Инвестиционная деятельность в рыночных условиях хозяйствования является предпринимательской деятельностью и осуществляется на инвестиционном рынке, состоящем из рынка объектов реального инвестирования, рынка объектов финансового инвестирования и рынка объектов инновационных инвестиций.
Состояние инвестиционного рынка и его сегментов характеризуется такими показателями, как спрос и предложение, цена, конкуренция.
Изучение рыночной конъюнктуры инвестиционного рынка чрезвычайно важно для инвесторов, так как принятие неадекватных решений может привести к снижению доходов, а иногда и к потере капитала.
Инвестиционный рынок изучается, как правило, в следующей последовательности:
— оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка (оценка инвестиционного климата);
— оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов;
— оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей (подотраслей) экономики;
— оценка инвестиционной привлекательности отдельных предприятий;
— оценка инвестиционной привлекательности отдельных проектов, сегментов рынка;
— разработка инвестиционной стратегии предприятия;
— формирование эффективного инвестиционного портфеля предприятия, включая как реальные капитальные вложения, так и финансовые и инновационные инвестиции;
— управление инвестиционным портфелем предприятия (в том числе диверсификация инвестиций, реинвестирование капитала и пр.).
Любой крупный инвестор, в особенности иностранный, начинает изучение инвестиционного рынка с исследования макроэкономических показателей, характеризующих инвестиционный климат страны, и включает оценку следующих прогнозов:
— динамики валового национального продукта, национального дохода и объемов производства промышленной продукции;
— динамики распределения национального дохода;
— развития приватизационных процессов;
— законодательного регулирования инвестиционной деятельности;
— функционирования налоговой и банковской систем;
— развития отдельных инвестиционных рынков, прежде всего фондового и денежного.
Инвестиционный процесс выступает как совокупное движение инвестиций различных форм и уровней. Осуществление инвестиционного процесса в экономике любого типа предполагает наличие ряда условий, основными из которых являются: достаточный для функционирования инвестиционной сферы ресурсный потенциал; наличие экономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах; механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности.
В рыночном хозяйстве инвестиционный процесс реализуется посредством механизма инвестиционного рынка.
Финансовый рынок, являющийся частью инвестиционного, представляет собой систему торговли различными финансовыми инструментами (обязательствами). Товаром здесь выступают собственно наличные деньги (включая валюту), банковские кредиты и ценные бумаги.
Финансовый рынок — это совокупность первичного рынка, на котором мобилизуются финансовые ресурсы, и вторичного, где финансовые ресурсы перераспределяются.
Быстрыми темпами развивается в последние десятилетия спорт и физическая культура, превратившись в целую индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий, что с позиции бизнеса является перспективным объектом инвестирования. Государства и частные инвесторы вкладывают свои средства в подготовку спортсменов, медицинскую оснащенность, обеспечение мер безопасности, информационное оснащение и продвижение.
По данным компании Pricewaterhouse Coopers, ежегодный рост рынка спортивной индустрии составляет не менее 4.8%, начиная с 2010 года. А к 2018 году этот показатель может увеличиться до 13% ежегодного роста, и объем рынка составит 70,7 миллиардов долларов.
Спортивные мероприятия международного уровня, которые, например, Россия приняла и планирует принимать на своей территории, дают мощный импульс в развитии данной индустрии, в особенности ускоряют строительство инфраструктуры. Но с другой стороны, государственных денег будет не достаточно на обеспечение регионов всем необходимым. За последние годы на строительство спортивных объектов было выделено более одного триллиона рублей, а финансирование продолжает требоваться в огромных масштабах. Для того чтобы справиться с этой ситуацией правительство активно привлекает капитал частных инвесторов, создавая для них наиболее выгодные условия для осуществления инвестиционных проектов.
Инвестиции в спортивную инфраструктуру, являются сильным катализатором, активизирующим развитие не только спортивной индустрии, но приводят к увеличению занятости населения, росту частного сектора экономики, внедрению и разработке новых технологий. К тому же это опыт для организации и осуществления масштабных проектов (Универсиада в Казани в 2013г., Олимпийские игры в Сочи в 2014 г., Чемпионат мира по футболу в 2018 г.), позволяющий выявить эффективных менеджеров и функционеров, которых так не хватает в нашей стране и которых можно привлекать для решения новых экономических проектов.
Однако внебюджетное финансирование направлено не только на строительство и реконструкцию спортивных сооружений, но также и на развитее спортивной инфраструктуры, сервиса и так далее. Современная спортивная индустрия включает в себя инвестиции в теле- и радиотрансляции матчей, различных соревнований, популярность которой растет с развитием теле и видеотехники (Матч!Боец, КХЛ ТВ, Наш футбол,ViasatSport).
Низкая технология съемки, неудовлетворительная организационная работа операторов и режиссера при прямых трансляциях отечественных спортивных каналов тормозит отдачу прибыли с просмотров, и составляет низкую конкуренцию зарубежным каналам, которые ведут многоподходную и организованную съемку спортивных событий (Sport Klub, Fox Sports News, BT Sport, Sky Sports).
Еще одним направлением инвестиций является обустройство мест отдыха возле спортивных объектов. В качестве примера – открытие спортивного кафе, где будут в реальном времени транслироваться спортивные телеканалы. При этом необходимо создать качественный сервис и высокое обслуживание посетителей, так как цель инвестиций, это не только размещение капитала, но и получение прибыли, а при низком уровне работы таких заведений, нельзя привлечь достаточное количество посетителей, и, как следствие, достаточного объема привлеченных средств в российский спорт. Весомой нишей внебюджетного финансирования спорта и физической культуры является развитие производства по выпуску спортивного снаряжения, аксессуаров, а также спортивной одежды, обуви, инвентаря, тренажёров.
Роль частных инвестиций в развитие спортивной инфраструктуры, профессионального спорта и физической культуры постоянно растет, что позволяет не только вовлечь больше людей в систему массового оздоровления, но и сократить нагрузку на бюджет.
Проблемой инвестиционной привлекательности различных спортивных проектов также является отсталость систем теле- и аудио трансляций, низкое качество обслуживания как теле- так и реальных болельщиков, что приводит к снижению интереса контактной аудитории, и как следствие это приводит к уменьшению прибыли для коммерческих организациях и малоэффективности частных инвестиций в данный бизнес.
Глава 2. Инвестиционная деятельность на примере ESforce Holding
2.1. Характеристика ESforce Holding
ESforce Holding — одна из крупнейших киберспортивных организаций в мире и лидер российского компьютерного спорта. Холдинг занимается организацией международных и российских турниров (оператор Epic Esports Events), издательской и рекламной деятельностью (компании принадлежат права на продвижение ведущих клубов Virtus.pro и Na'Vi), торговлей продукцией киберспортивной тематики (магазин Fragstore)
ESforce принадлежит свыше 180 интернет-ресурсов с аудиторией около 40 млн уникальных пользователей в год: вместе они «обеспечивают охват 80% зрителей киберспортивных трансляций в России и СНГ, а также покрытие значительной части профильной международной аудитории».
В холдинг входят, к примеру, крупнейшие производители медийного контента RuHub и Storm Studio(общее количество просмотров их продукции превышает 400 млн).
В 2015 году холдинг запустил интернет-магазин Fragstore, в котором продаются товары, связанные с киберспортом. Магазин является частью киберспортивной ритейл-сети, состоящей из 11 сайтов. Они работают на рынке России и СНГ, а также в нескольких странах Европы.
2.2. Инвестиции в проект
В 2015 году миллиардер Алишер Усманов инвестировал $100 млн в киберспортивную компанию Virtus.pro, управляющую одноимённой командой. Её владелец Антон Черепенников собирался объединить свою компанию с активами Александра Кохановского, основателя украинской команды Natus Vincere (Na’Vi). На двоих у них было несколько команд, студия для трансляции киберспортивных соревнований и компания-организатор турниров.
После сделки Черепенников и Кохановский сделали холдинг, который получил название ESforce. Партнёры анонсировали несколько амбициозных проектов, например строительство стадиона для киберспортивных турниров в Москве. Yota Arena открылась на станции метро «Тимирязевская». Сейчас Esforce объединяет компании, организующие международные игровые турниры, студии видео- и звукозаписи, интернет-ресурсы о киберспорте и несколько команд, чьи игроки завоевали более сотни золотых медалей на международных соревнованиях.[2]