Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 470
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Сущность инвентаризации и порядок ее проведения
1.1 Значение и виды инвентаризации
1.2 Комиссия по проведению инвентаризации
1.3 Порядок проведения инвентаризации
Глава 2 Оформление результатов инвентаризации
2.1 Рассмотрение и утверждение результатов инвентаризации
2.2 Оформление результатов инвентаризации
2.3 Порядок урегулирования инвентаризационной разницы
Глава 3. Техника проведения инвентаризации в филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ
3.1. Технико-экономическая характеристика Филиала АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ
3.2. Порядок проведения инвентаризации в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ
3.3. Отражение результатов инвентаризации в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и производят при обязательном участии материально ответственных лиц.
Инвентаризация подразделяется по видам имущества и финансовых обязательств следующим образом:
- инвентаризация основных средств;
- инвентаризация нематериальных активов;
- инвентаризация финансовых вложений;
- инвентаризация товарно-материальных ценностей;
- инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов;
- инвентаризация животных и молодняка животных;
- инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности;
- инвентаризация расчетов;
- инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов. [10, с. 361]
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Документы составляются не менее, чем в двух экземплярах. На каждой странице документов указывают прописью количество номенклатурных позиций материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от единиц измерения приведенного имущества. В документах не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Документы должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
Все отклонения фактических данных от учетных, выявленные в результате инвентаризации имущества, отражаются в сличительных ведомостях. Выявленные суммы излишков и недостач указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Для оформления инвентаризации отдельных видов имущества используются унифицированные формы первичной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
По результатам инвентаризации имущества и финансовых обязательств формируется обобщающая ведомость учета результатов инвентаризации.
Выявленные в результате инвентаризации расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием имущества регулируются в соответствии с законодательством. Выявленные излишки и недостачи необходимо отразить на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации. [1, с. 259]
Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.
Результаты инвентаризации имущества и финансовых обязательств должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Глава 2 Оформление результатов инвентаризации
2.1 Рассмотрение и утверждение результатов инвентаризации
По выявленным недостачам и излишкам ценностей, а также по суммарным разницам от их пересортицы материально ответственные лица обязаны письменно дать исчерпывающее объяснение об имеющихся различиях. Выводы, предложения и решения комиссии оформляют протоколом, который подписывают все члены инвентаризационной комиссии.
На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации руководитель предприятия определяет характер выявленных недостач, излишков и потерь и согласно действующему законодательству определяет порядок зачисления и покрытие недостач одних сортов ценностей излишками других.
Стоимость недостачи ценностей после списания естественной убыли и покрытия недостач излишками по одноименным видам ценностей возмещают за счет виновных.
При наличии фактов недостач и потерь, с учетом потери от пересортицы, руководитель предприятия обязан отстранить от работы виновных лиц и направить материалы на них в судебно-следственные органы и подать гражданский иск не позднее пять дней после обнаружения недостач или порчи материальных ценностей.
Выявленные излишки после зачета пересортицы должны быть отражены на соответствующих счетах учета ценностей и результатов деятельности. За незначительные недостатки, которые возникли из-за халатности материально ответственных лиц, при отсутствии признаков злоупотреблений руководитель предприятия привлекает виновных лиц к дисциплинарной ответственности и удерживает с них в установленном порядке стоимость ценностей, которых высчитываются по установленным ценам. Если обнаруженные недостачи ценностей образовались в результате неправильного определения их качества при приемке или отпуске или значительного превышения определенных затрат по фактически выявленным потерям, то инвентаризационная комиссия обязана детально проверить условия хранения ценностей и расчеты и рассмотреть вопрос об ответственности лиц, действия которых спровоцировали потерю ценностей. [5, с. 101]
Рассмотрев материалы инвентаризации ценностей и утвердив их в установленном порядке вместе с объяснениями материально ответственных лиц при наличии недостач или излишков инвентаризационная комиссия передает эти материалы в бухгалтерию, где отражают результаты инвентаризации, а именно:
- потере при хранении ценностей в пределах норм естественной убыли;
- потере от пересортицы в результате перекрытия недостач ценностей;
- потере от порчи, браковки и краж;
- суммарные недостачи и излишки от перекрытия пересортицы;
- недостачи сверх нормы естественной убыли.
Особенно тщательной проверке подлежат акты на списание потерь ценностей, поскольку такие списания часто связаны с моментом проведения инвентаризации. Для выявления таких фактов делают ежедневную балансовую увязку записей поступления и выбытия ценностей, сравнивают даты их поступления с датами составления актов.
Финансово-хозяйственный контроль как единое целое охватывает не только материальное производство, но и непроизводственную сферу. Важным методом контроля является инвентаризация, при которой проверяют не только количественные и суммарные показатели учета материальных ценностей, но и условия их хранения на объектах контроля и организацию складского учета на складах, в кладовых.
Финансово-хозяйственный контроль - это творческий процесс исследования, наблюдения, проверки производственной и непроизводственной финансовой деятельности, которые осуществляются соответствующими субъектами управления, наделенные определенными функциями контроля, с целью выявления отклонений от установленных параметров этой деятельности, предотвращение негативных явлений и тенденциям к устранению их. [9, 306]
Инвентаризация - не только одна из составляющих метода бухгалтерского учета, но и важный метод ревизии, проверка сохранности ценностей на объектах предприятия. Несмотря на то, что слово инвентаризация имеет конкретное содержание, означает проверку фактического наличия ценностей, денежных средств и сопоставление этой наличии с данными бухгалтерского учета, все же ее функции не всегда является однозначными.
2.2 Оформление результатов инвентаризации
После окончания инвентаризации оформленные описи (акты) сдаются в бухгалтерию для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации. При этом количественные и ценовые показатели по данным бухгалтерского учета ставятся напротив соответствующих данных описи и путем сопоставления выявляются расхождения между данными инвентаризации и данными учета.
Результаты инвентаризации ценностей, принадлежащих другим организациям, с приложением копии описи сообщают их собственникам. На последней странице описи также следует сделать отметку о проверке цен, таксировку и подсчет результата за подписями лиц, проводивших эту проверку.
Инвентаризационная комиссия проверяет правильность определения бухгалтерией результатов инвентаризации и свои заключения и предложения отражает в Протоколе инвентаризационной комиссии, который заполняется по окончании инвентаризации.
В протоколе приводятся подробные данные о причинах и лицах, виновных в недостачах, потерях, а также излишках, и указывается, какие приняты меры к виновным лицам.
Не позднее чем за десять дней после окончания инвентаризации протоколы инвентаризационной комиссии утверждаются руководителем учреждения; в централизованных бухгалтериях протоколы центральной инвентаризационной комиссии утверждаются руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия.
Для определения окончательного результата инвентаризации составляют сличительную ведомость. Перед этим и до определения результатов инвентаризации необходимо проверить правильность цен, таксировки и подсчета итогов в описях и сделать об этом отметку на каждой странице. Обнаруженные ошибки должны быть исправлены и оговорены за подписью всех членов комиссии и материально ответственных лиц. [3, с. 87]
В сличительной ведомости отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между данными бухгалтерского учета и данными описи. Расхождения выявляют по количеству и сумме отдельно по каждому наименованию, сорту, цене материалов и товаров, таре. Стоимость излишков и недостач материальных ценностей в сличительных ведомостях приводятся в соответствие с их оценкой в текущем учете.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием материальных ценностей и данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с законодательством в следующем порядке:
- излишки материальных ценностей и денежных средств приходуются и относятся на увеличение доходов;
- недостачи материальных ценностей в пределах установленных норм естественной убыли относят на затраты производства, расходы периода;
- недостачи материальных ценностей сверх установленных норм естественной убыли, а также потери, связанные с порчей материальных ценностей, относятся за счет виновных лиц в оценке по рыночным ценам на момент выявления недостачи;
- в случае, когда виновные лица не установлены или оправданы судом, потери, связанные с порчей материальных ценностей или недостачей таковых сверх установленных норм, относятся на расходы периода. [5, с. 214]
К документам, представляемым для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, прилагаются решения судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ от взыскания ущерба.
Материалы инвентаризации и решения по регулированию расхождений утверждаются руководителем учреждения с включением результатов в отчет за тот период, в котором закончена инвентаризация, а также и в годовой отчет.
Срок хранения документов по инвентаризации - инвентаризационных описей, сравнительных ведомостей, актов, протоколов инвентаризационных комиссий в учреждениях, составляет три года при условии завершения ревизий согласно Перечню типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения документов. В случаях возникновения споров, разногласий, возбуждения уголовных дел - хранятся до вынесения соответствующего решения.
2.3 Порядок урегулирования инвентаризационной разницы
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в порядке, предусмотренном действующими нормативными документами.
Регулирование выявленных расхождений производится следующим образом:
- имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и зачислению соответственно на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. В бухгалтерском учете коммерческой организации производятся записи по дебету счетов 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы" и т.п. и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки";
- недостача и порча имущества в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения (расходы), а сверх норм - на виновных лиц. [11, с. 319]
В случае выявления при инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей расхождений в начисленных суммах отдельных видов резервов, образуемых в установленном порядке, по состоянию на 31 декабря излишне начисленная сумма резерва сторнируется, а на недоначисленную сумму делается дополнительная запись.