Файл: Инвентаризация имущества и финансовых обязательств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 478

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность курсовой работы. Одним из важнейших требований, предъявляемых к учету, является его реальность и точность информации. Для выполнения указанных требований предприятия проводят инвентаризацию ценностей и обязательств. Инвентаризация представляет собой контрольную функцию учета, позволяющая выявить случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества.

Степень разработанности темы курсовой работы. Изучение процесса правильного проведения инвентаризации всегда находится под пристальным вниманием экономистов. Некоторые экономисты, такие как Василенко О. Ю., Локшин Г. определили в своих книгах порядок и правила проведения инвентаризации. Маслов Б. Г., Потапова Е. А., Гришкина С. Н., Хахонова Н., Сапожникова Н. Г. и Бабаев Ю. А. в учебниках по бухгалтерскому учету определили сущность инвентаризации и методы ее учета.

Предмет исследования – инвентаризация имущества предприятий и организаций.

Объект исследования – порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества.

Целью работы является: изучить основные вопросы проведения инвентаризации и способы оформления полученных результатов.

Задачи курсовой работы определились исходя из ее цели и состоят в:

  • Определении значения инвентаризации и изучении ее видов;
  • Изучении создания и работы комиссии по проведению инвентаризации;
  • Определении порядка проведения инвентаризации;
  • Рассмотрении и утверждении результатов инвентаризации;
  • Анализе способов оформления результатов инвентаризации;
  • Определении порядока урегулирования инвентаризационной разницы.
  • Раскрыть практические аспекты инвентаризации на примере конкретного предпряти

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования способствуют расширению теоретической базы, необходимой для изучения методов проведения инвентаризации и учета результатов инвентаризации.

Теоретическая основа. При написании курсовой работы в качестве теоретической основы были взяты основные выводы и рекомендации по проведению инвентаризации ведущих ученых-экономистов.

Методологическая основа. Необходимые для научной работы глубина исследований и достоверность выводов достигаются за счет применения статистических и динамических методов системного, сравнительного и факторного анализа, а также методов группировок, динамического прогнозирования, экспертных оценок.


Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав «Сущность инвентаризации и порядок ее проведения» и «Оформление результатов инвентаризации», заключения, списка использованных источников, приложений.

Глава 1 Сущность инвентаризации и порядок ее проведения

1.1 Значение и виды инвентаризации

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. (Приложение А)

Инвентаризация – это проверка наличия и состояния имущества в натуре при последующем сопоставлении полученных данных с учетными показателями.[7, с. 269]

Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета путем их сопоставления с фактическим наличием имущества.

Инвентаризации подлежит все имущество, независимо от его местонахождения, и все виды финансовых обязательств.

Проведение инвентаризации в организациях обязательно как минимум перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, инвентаризация основных средств допускается не реже одного раза в три года, библиотечных фондов – раз в пять лет. Процедура эта непростая, трудоемкая, но необходимая как для самой организации, так и для ее собственников.

Целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление полученных данных о фактическом наличии имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете организации операций с имуществом и финансовыми обязательствами. [3, с. 29]

Т.е. целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств - дата, перечень имущества и обязательств, устанавливается руководителем организации, за исключением случаев с обязательной инвентаризацией.

Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.


Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально-ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации. [5, с. 61]

Инвентаризация является одним из основных элементов метода бухгалтерского учета, а также методическим приемом фактического контроля при проведении ревизии, аудита и др.

В зависимости от полноты охвата проверкой ценностей инвентаризации бывают полные и частичные.

Полная инвентаризация предусматривает проверку всех видов имущества и состояния расчетов. Проводят ее, как правило, в конце года с тем, чтобы обеспечить полноту отражения всех хозяйственных операций в годовом отчете.

Частичная инвентаризация охватывает отдельные виды материальных ценностей и денежных средств в определенных местах хранения. К частичной относится, к примеру, инвентаризация материалов или товаров у отдельного материально ответственного лица, инвентаризация денежных средств в кассе.

В зависимости от способа проведения и характера инвентаризации бывают плановые, или объявленные, назначенные, внеплановые или внезапные, а также ликвидационные.

Плановые инвентаризации проводятся по заранее составленному графику. К плановым относятся и годовые инвентаризации, которые имеют большое значение для предприятий. Они проводятся в соответствии с планом, составленным руководителем и учетной политикой предприятия, а также перед составлением годовой бухгалтерской отчетности с целью обеспечения реальности ее показателей. До представления годового отчета на основании утвержденных руководителями предприятия результатов инвентаризации должны быть внесены соответствующие записи в учетные регистры на конкретных счетах.

Внеплановые или внезапные инвентаризации проводятся по мере необходимости по распоряжению или требованию администратора, собственника, контролирующих и судебных органов, в случае стихийных бедствий, при переоценке ценностей, по сигналам персонала, при обнаружении сомнительных хозяйственных операций и др.

Ликвидационные инвентаризации связаны с закрытием предприятия или фирмы и имеют огромное значение в связи с тем, что у ликвидируемого предприятия, как правило, имеются долги, которые нужно оплатить.


По объему совокупности объектов учета выделяют сплошную и выборочную инвентаризацию.

Сплошной считается инвентаризация, в ходе которой подвергаются осмотру в натуре, пересчету и т.д. все объекты данного вида. Сплошной инвентаризации подвергается денежная наличность в кассе, наличие ценных бумаг, отдельных товарно-материальных ценностей.

Выборочной является инвентаризация, в ходе которой подвергается осмотру, пересчету, взвешиванию один или несколько видов товарно-материальных ценностей.

1.2 Комиссия по проведению инвентаризации

Проведение инвентаризации - компетенция специально созданного органа - инвентаризационной комиссии. В зависимости от объема работ, которые нужно успеть сделать при инвентаризации, а по сути, учитывая количество основных средств, товарно-материальных ценностей, денег и объем дебиторской и кредиторской задолженностей, руководитель распорядительным актом вправе создать инвентаризационную комиссию. Существует несколько разновидностей инвентаризационных комиссий.

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия

Если объем работ во время инвентаризации незначительный и подсчитать и оценить все объекты по силам одной комиссии, то руководитель может ограничиться созданием только постоянной комиссии. В ее состав входят руководители структурных подразделений, отделов, департаментов, главбух, а возглавляет комиссию или первое лицо предприятия, или заместитель руководителя. Обычно ее персональный состав находит отражение в приказе об учетной политике предприятия. Однако поскольку издают его в начале года, на момент проведения инвентаризации в конце года может возникнуть необходимость заменить членов комиссии.

Объем задач, которые решает постоянно действующая инвентаризационная комиссия, зависит от того, единственная она или у нее есть помощники - рабочие инвентаризационные комиссии. В последнем случае в ее обязанности входит выполнение следующих функций:

  • организует проведение инвентаризаций и инструктирует членов комиссий;
  • осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций;
  • в межинвентаризационный период обеспечивает проведение выборочной инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения и переработки;
  • проверяет правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений относительно зачетов пересортицы ценностей во всех местах их хранения;
  • проводит по поручению руководителя предприятия повторные сплошные инвентаризации, в частности, при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации;
  • осуществляет профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей;
  • рассматривает письменные пояснения лиц, допустивших недостачу или другие нарушения. [3, с. 72]

Рабочая инвентаризационная комиссия

Создавать или нет эту комиссию, ее численность и персональный состав - вопросы, которые решать опять же руководителю предприятия.

Формируют рабочие комиссии из инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров и других опытных работников, которые хорошо знают объект инвентаризации, цены и первичный учет, а возглавляют их представители руководителя предприятия. При этом одно и то же лицо не может возглавлять рабочую комиссию у тех же материально ответственных лиц 2 года подряд.

Рабочая инвентаризационная комиссия выполняет следующие задания:

  • осуществляет инвентаризацию имущества, товарно-материальных ценностей, денежных средств, ценных бумаг и других денежных документов и незавершенного производства в местах хранения и производства;
  • совместно с бухгалтерией предприятия принимает участие в определении результатов инвентаризации и разрабатывает предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;
  • вносит предложения по вопросам упорядочения приемки, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля их хранения, а также реализации ненужных предприятию материальных ценностей и имущества;
  • несет ответственность за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризаций, соответственно, за полноту и точность внесения в описи сведений о фактических остатках активов и обязательств;
  • формирует протокол с указанием состояния складского хозяйства, результатов инвентаризации и выводов по ним. предложений о зачете недостач и излишков по пересортице, списании недостач в пределах норм естественной убыли, а также недостач и потерь сверх нормы от порчи ценностей с указанием принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач. [3, с. 74]

Одного приказа о создании инвентаризационных комиссий недостаточно даже при установлении периодичности и объемов инвентаризации в приказе об учетной политике предприятия. Итак, перед каждой инвентаризацией - независимо от оснований - руководитель субъекта хозяйствования должен издать приказ об инвентаризации, в котором оговорить срок, объекты и процедуру инвентаризации.

1.3 Порядок проведения инвентаризации

До начала проверки фактического наличия имущества и обязательств требуется определить круг лиц, несущих ответственность за хранение имущества и круг лиц, отражающих в учете операции с имуществом и обязательствами. Кроме того, необходимо подготовить приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, которые должны служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.