Файл: Негативные последствия принятия решения и их предотвращение (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы изучения последствий принятия управленческих решений
1.1 Понятие и последствия управленческих решений в организации
1.2 Методы снижения негативных последствий управленческих решений
2. Анализ системы принятия управленческих решений в ИП Тимофеев А.А.
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ проблемных зон системы принятия решения
3. Разработка системы принятия решений с минимальными негативными последствиями
3.1. Разработка системы принятия рациональных решений с минимизацией негативных последствий
3.2. Совершенствование реализации принятых решений как основы уменьшения их негативных последствий
В организации ИП Тимофеев А.А. используется линейно-функциональная организационная структура. Достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична
Далее рассмотрим основные экономические показатели деятельности исследуемого предприятия, которые представлены в таблице 2. На основе данных таблицы, проанализируем экономическое состояние ИП Тимофеев А.А. (в целях конфиденциальности информации введен корректирующий коэффициент).
По данным таблицы 2 можно сделать некоторые выводы о состоянии производственно - хозяйственной деятельности предприятия ИП Тимофеев А.А. .
Таблица 2.
Экономические показатели ИП Тимофеев А.А.
Показатели |
2013г. |
2014г. |
2015 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп прироста, % |
||
2015/ 2014 |
2014/ 2013 |
2015/ 2014 |
2014/ 2013 |
||||
1. Выручка от реализации продукции без НДС, тыс. руб. |
56573 |
89005 |
97500,5 |
+8495,5 |
+32432 |
109,5 |
157,3 |
2. Численность персонала, чел. |
99 |
123 |
170 |
47 |
24 |
138,2 |
124,2 |
3. Среднегодовая выработка на 1 работающего, тыс. руб. |
571 |
723 |
573 |
-150 |
+152 |
79,3 |
126,6 |
4. ФОТ ППП, тыс. руб. |
28767,4 |
38139,8 |
59596,6 |
9372,42 |
21456,7 |
132,6 |
156,3 |
5. Среднемесячная заработная плата 1 работающего, руб. |
24215 |
25840 |
29214 |
3374 |
1625 |
157,8 |
138,5 |
6. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
30600 |
29993 |
32992,3 |
+2999,3 |
-0,7 |
110 |
97,7 |
7. Фондоотдача, руб. |
1,85 |
2,98 |
3,278 |
+0,298 |
+1,13 |
110 |
161 |
8. Фондовооруженность, тыс. руб. |
612 |
526,2 |
578,82 |
+52,62 |
-85,8 |
110 |
86 |
9. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
49625 |
65856 |
72441,6 |
+6585,6 |
+16231 |
110 |
132,7 |
10. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. |
0,88 |
0,74 |
0,814 |
0,074 |
-0,14 |
110 |
84 |
11. Валовая прибыль, тыс. руб. |
4844 |
20211 |
22232,1 |
+2021,1 |
+15367 |
110 |
4 раза |
12.Прибыль от продаж, тыс. руб. |
6948 |
21754 |
23929,4 |
+2175,4 |
+14806 |
110 |
3 раза |
13. Чистая прибыль, тыс. руб. |
4172 |
16081 |
17689,1 |
+1608,1 |
+11909 |
110 |
3,8 раза |
14. Рентабельность продаж, % |
12,3 |
24,4 |
26,84 |
+2,44 |
+12,1 |
110 |
- |
15. Рентабельность основной деятельности, % |
14 |
33 |
36,3 |
+3,3 |
+19 |
110 |
- |
Выручка от реализации продукции растет хорошими темпами, так по сравнению с 2013г. возросла на 66,3% в 2014 г по сравнению с предыдущим годом и на 10% в 2015 г.. Это происходит за счет повышения спроса на продукцию, производимую предприятием с учетом новой используемой технологией и увеличением доли рынка в ЮФО.
Динамика численности персонала показывает ее увеличение. Это численность постоянно работающего персонала, хотя существует определенная специфика работы – сезонность, которая и характеризует увеличение численности в сезон зима-весна, а именно в декабре - апреле почти в два раза. Также увеличение численности можно объяснить увеличением спроса на продукцию предприятия.
Фонд оплаты труда за последние 3 года увеличился почти в 2 раза, так как с одной стороны предприятие развивается, захватывает все большие рынки сбыта, поэтому и увеличивается количество работников с 99 человек в 2013 году до 170 человек в 2015 году, что безусловно влияет на размер ФОТ. С другой стороны, в связи с ростом российской экономики, а также быстрыми темпами развития предприятия, растет и заработная плата каждого работника, и является вполне конкурентоспособной в Астраханской области, что также влияет на размер ФОТ в сторону его увеличения.
Стоимость основных производственных фондов в 2014 г снизилась, так как была начислена амортизация и нового оборудования не закупалось. В 2015 году была обновлена часть парка оборудования, что и нашло свое отражение в росте среднегодовой стоимости ОПФ на 10% к 2014 году.
Однако положительная динамика показателя фондоотдачи свидетельствует о ежегодном увеличении эффективности использования оборудования, что связано с ростом продаж продукции. Увеличение продаж с 2013 по 2014 гг. почти в 3 раза, при сокращении стоимости ОПФ свидетельствует о росте эффективности использования оборудования. В 2015 году было закуплено новое оборудование, что увеличило и производство продукции на 9,5% и стоимость ОПФ на 10%.
В динамике себестоимости также произошел значительный скачок. За трехлетний период она увеличилась в 2,3 раза, что обусловлено увеличением объема реализации. Однако, можно заключить, что в 2014 году затраты на 1 руб. реализованной продукции выросли на 6 копеек, что обусловлено большим ростом в 2014 году тарифов на энергию и грузовые перевозки. Однако, в 2015 году затраты на 1 рубль реализованной продукции сократились на 14 копеек, вследствие того, что предприятие заключило долгосрочные договоры на грузоперевозки продукции, что позволило значительно сократить стоимость грузоперевозок и затраты на 1 рубль реализованной продукции в целом.
Однако, в 2015 году происходит рост затрат на 1 рубль реализованной продукции на 7 копеек. Причина заключается в том, что предприятие увеличивает затраты на рекламу, повышая тем самым себестоимость продукции с целью захвата рынка, вытеснения конкурентов. Одним из важнейших показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия, являются прибыль и рентабельность. Прибыль зависит от двух показателей – цены продукции и затрат на ее производство (себестоимости продукции). За 2014-2015 гг. валовая прибыль увеличилась в 5,08 раза, при этом выручка увеличилась только в 3 раза, что свидетельствует о том, что предприятие увеличивает прибыль не только за счет роста производства, но и за счет эффективного управления предприятием, а именно сокращением затрат на продажу продукции, увеличением производительности труда, увеличением сбыта.
Рентабельность стабильно растет, за 2013-2015 гг. рентабельность продаж увеличилась на 9,24%. Рост рентабельности продаж свидетельствует о том, что прибыль на рубль проданной продукции растет. Такой рост происходит за счет того что прибыль ИП Тимофеев А.А. растет большими темпами чем выручка от реализации продукции.
2.2. Анализ проблемных зон системы принятия решения
На основании типовых должностных инструкций каждого работника данного предприятия задачи, полномочия и ответственность в ИП Тимофеев А.А. распределены следующим образом.
Руководитель управляет предприятием, отдает приказы и распоряжения, принимает решение об изменении штатного расписания, является представителем интересов фирмы перед другими физическими и юридическими лицами.
Супервайзеры координируют работу по снабжению, маркетингу и сбыту.
Руководитель финансового отдела руководит всеми видами деятельности организации, в том числе реализацией товара, контролирует соблюдение правил торговли, осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, решает все вопросы в пределах предоставленных прав, в том числе по согласованию с генеральным директором организации.
Главный бухгалтер является ответственным лицом за ведение бухучета на предприятии. Разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.
Бухгалтер - кассир выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета, осуществляет прием и контроль первичной документации, осуществляет операции по приему, учету, выдачи и хранению денежных средств и ценных бумаг, оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка[54].
Торговый представитель принимает продукцию, товары, оформляет приемосдаточные документы, распаковывает товары, производит предпродажную подготовку, обслуживает покупателей, производит современный и качественный учет движения товаров, документальное оформление.
На данном предприятии стратегические решения принимает руководитель и супервайзеры, а также руководитель финансового отдела.
Наиболее важные решения, принимаемые предприятием являются групповыми и принимаются на заседаниях, которые проводятся еженедельно, каждый понедельник.
Тактические решения принимаются начальниками структурных подразделений и текущие проблемы решают на местах.
Для принятия решений, например, от которых зависит правильная организация работы предприятия, социальные и трудовые условия работы коллектива, в совещаниях принимают участие начальники среднего звена и их заместители. На таких совещаниях, как правило, руководитель предприятия предлагает высказаться каждому из участников совещания устно, иногда в письменной форме с указанием достоинств и недостатков какой либо рассматриваемой проблемы.
Для выработки решения, выявляются существующие проблемные ситуации, сложившиеся в работе и причины их возникновения. Данную работу выполняют руководители, которых касается существующая проблема и быстрое ее разрешение. Собирается необходимая информация, например, по изучению рынков продавцов и покупателей, будущих конкурентов, спроса и предложения, увеличения или снижения темпов реализации по оптовому или розничному звену, с выделением преимуществ и недостатков по отдельным группам товаров. Собранная информация выносится на обсуждение коллективом, уполномоченным участвовать в принятии решения. Совместно разрабатывается несколько возможных вариантов решения, с указанием ограничений (законодательных, финансовых), в пределах которых необходимо принять решение, указываются преимущества и недостатки, последствия. В последствии принимается то решение, которое принесет больший коммерческий или социальный эффект большинству коллектива предприятия[55].
Для повышения эффективности управленческих решений начальники всех подразделений предприятия применяют к лицам недобросовестно выполненным порученным им указания административные меры воздействия (снятие премий, надбавок, материальной помощи, выговор, строгий выговор). работников, качественно выполняющих свои обязанности, премируют и продвигают по служебной лестнице.
Принятые решения оформляются приказом. Руководитель доводит информацию о принятом решении каждому из своих заместителей, которые в свою очередь доводят четкие указания в письменной форме (ставят свою резолюцию на копии приказа) начальникам структурных подразделений о последовательности действий, которые необходимо выполнить в сложившейся ситуации и в конкретные сроки, определяют ресурсы и средства, которые могут использоваться. Начальники структурных подразделений назначают ответственных исполнителей за реализацией данного решения, и контролируют правильность и своевременность выполнения решения.
На данном предприятии выявлены следующие недостатки в работе руководства, не позволяющие в полной мере проводить эффективное принятие решений и осуществлять контроль за их исполнением.
На предприятии отсутствует контроль по подсистемам, а от обоснованности и реализации этих подсистем зависит эффективность системы менеджмента в целом[56].
Регламентация контрольных процедур на предприятии ограничивается описанием функционирования органов внутреннего контроля предприятия, а также процедур по сбору информации с целью составления отчетности (заключительного контроля). Описание процедур предварительного контроля, включающего сбор оперативной информации по контрольным точкам, анализе ее, принятие на ее основании решений отсутствуют.
На данном предприятии документ, описывающий структуру, утвержден, однако, степень детализации информации в нем недостаточна. Это является серьезным препятствием для эффективного распределения функций между структурными подразделениями. Так как составной частью среды контроля являются документы, регламентирующие деятельность подразделения предприятия и отдельных специалистов (регламенты, инструкции), часть из них оказывается неразработанной или неутвержденной, отсутствует единообразие в стандартных изложениях информации, не взаимосвязаны между собой регламенты, качество информации в регламентах оставляет желать лучшего.
В последнее время на предприятии потребность в решение проблем выбора существенно возросла и многие из традиционных способов их решения оказались малопригодными.