Файл: Условия выбора метода адекватного управленческой проблеме на примере ОАО «ЗИФ Плюс».pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа и преодоления проблем управления
1.1. Роль и место диагностики проблем в процессе принятия управленческих решений
1.3. Методика исследования процедур принятия управленческих решений
2.1. Общая характеристика организации ОАО «ЗИФ Плюс»
2.2. Анализ системы принятия управленческих решений в организации
2.3. Социологические исследования проблем принятия и реализации управленческих решений
3.1. Разработка рекомендаций по изучению проблемной ситуации в организации
3.2. Разработка проекта управленческого решения направленная на преодоление проблем его реализации
3.3. Расчет социально - экономической эффективности решений
В организации работают по преимуществу молодые специалисты в возрасте 20-25 лет – 10%, 26- 30 лет – 16%. Как говорилась раньше это категория работников торгового зала. Среди опрошенных, основною группу составили – 33,3% - специалисты экономических и бухгалтерских служб в возрасте 41-45 лет (Рис 2.2.).
Рис. 2.2. Ваш возраст
Общее количество работников старших возрастных групп на предприятии относительно не велико: 46-50 - 6,7%, 51-55 - 3,4%, 51-55 - 3,4%, 56-60 - 3,4%.
На вопрос 3 «Сколько лет Вы работаете в организации» мною получены следующие ответы (Рис. 2.3.): До 1 года - 3,4%, 1- 5 лет - 33,3%, 6-10 - 33,3%, 11-15 лет – 30%. В целом в организации сформирован достаточно стабильный костяк специалистов. Полное отсутствие работников, проработавших в организации более 10 лет, объясняется небольшим сроком существования организации.
Рис. 2.3 Сколько лет Вы работаете в организации
На вопрос 6 «К какой категории аппарата управления вы относитесь» большинство ответили, что они специалисты – 70%. В реальности это не так. Скорее всего, работники рабочих специальностей называли своё образование, а не фактически занимаемую должность (Рис. 2.4).
Рис. 2.4 К какой категории аппарата управления вы относитесь
Руководителями себя назвали 10% работников и непосредственно рабочими только 13% опрошенных.
Интересны ответы и на 7 вопрос о количестве подчиненных (Рис. 2.5).
Рис. 2.5 Сколько у вас подчинённых
У половины всех опрошенных в подчинении находится 1-5 работников. В принципе это типичная ситуация на предприятиях торговли с небольшими коллективами работников. Ещё у 10 и 13% находятся в подчинении от 6 до 15 сотрудников. Работники, которые руководят средними для торговли коллективами – 16 – 20 человек только 23%.
Теперь следует остановиться на ответах на вопросы об оценке системы информационного обеспечения среды принятия решений и разработать мероприятия по её улучшению.
Для того чтобы фактически осуществить данную работу нами будут проведены социологические исследования по основным направлениям проблемной тематики, а результаты представлены в виде диаграмм с подробными комментариями, оценкой и их анализом.
Для того, чтобы попытаться обнаружить основные «слабые места» в системе управления персоналом предприятия, нужно провести анализ его нынешнего состояния, используя имеющиеся анкетные, а также статистические и отчетные данные.
На вопрос 11 «Достаточно ли вам обычно информации по принимаемому решению?» только 23% ответили положительно. Ещё 43% считают, что информации в принципе достаточно для принятия решений. В тоже время 30% затруднились с ответом, а 3,4% сказали, что не располагают необходимой информацией (Рис. 2.6.).
Рис. 2.6 Достаточно ли вам обычно информации по принимаемому решению?
На этом фоне 70% опрошенных хотели бы поверхностных изменений в системе принятия решений (Рисунок 2.7). Кардинальных изменений желают провести 16% опрошенных, а революционных изменений предпочитают 16% респондентов, которые, скорее всего, не принимают действенного участия в существующей системе управления организацией.
Рис. 2.7. Каких изменений Вы можете требовать от своей организации?
Стили принятия решений непосредственно зависит от стиля руководителя. Поэтому целесообразно остановится на вопросе 14 «Как реагируют подчиненные на стиль вашего руководства». Здесь нас сразу ждёт интересный феномен. 56% респондентов не задумывались о своём стиле управления или не интересуются мнением подчиненных. По косвенным данным можно судить, что данные опрощенные используют или автократичный или смешанный стили управления. Плохое отношение к руководителям, которые используют авторитарный стили управления и принятия решения наблюдается у 30% опрошенных (Рис. 2.8).
Рис. 2.8 Как реагируют подчиненные на стиль вашего руководства
Важным с точки зрения темы курсовой работы является изучение вопроса 21 (Рисунок 2.9.).
Рис. 2.9 Насколько активно вы вовлечены в процесс сбора информации для принятия решения
Так сбором информации для принятия решений занимаются постоянно каждый день 30% сотрудников, которые в основном составляют аппарат управления. Занимаются этой работой несколько раз в неделю 70%. По сути, мы видим, что этой работой занимаются по мере необходимости большинство работников.
На вопрос 22 (Рис. 2.10) о роли в подготовке и принятии решения 70 % ответили, что они только собирают информацию для дальнейшего принятия решения.
Рис. 2.10 Какова ваша роль в подготовке и принятии решения
Дают рекомендации по вариантам решения 13% респондентов. В непосредственном обсуждении или принятии решения принимают участие только 7 и 3% соответственно.
Существенным недостатком деятельности предприятия является то, что у ОАО «ЗИФ Плюс» отсутствует формальная и принятая руководством стратегия развития и управления, которая бы выступала в качестве основы принятия управленческих решений.
Таким образом, основное внимание в деятельности управленческого персонала предприятия уделяется использованию методов административного характера, в рамках которого принимается большинство управленческих решений. Таким образом, подавляющее большинство всех решений в организации это распорядительные решения. В качестве этих методов воздействия в отношении персонала используются различные приказы, распоряжения, детективы и т.п. На предприятии достаточно интенсивно используются данные методы управления персоналом. Это определяется, прежде всего, тем, что на предприятии доминирует административная культура, которая и базируется именно на использовании этих методов управления.
На втором месте по значимости в системе управления торговыми работниками стоят экономические решения, связанные с управлением персоналом. Все управленческие решения в данной области принимаются единолично директором предприятия. В основе этих методов на предприятии стоит заработная плата работников. В настоящее время на предприятии применяется дифференцированный подход к определению ставок заработной платы торгового персонала.
2.3. Социологические исследования проблем принятия и реализации управленческих решений
На ход принятия решений огромное влияние оказывают тип управленческого решения. При этом общие решения принимают 67% респондентов. Частные решения принимают 23% опрошенных (Рисунок 2.11).
Рис. 2.11. Степень охвата системы решений
По длительности действия решения, принимаемые в организации, обычно носят стратегический характер в 20% случаев, что типично для данной категории решений. В основном работники предприятия принимают тактические решения (80%) со сроком действия для 1 года.
Рис. 2.12. Время действия решений
При принятии решений работники обычно ориентируются на решения, основанные на суждениях в 43% случаев. Рациональные решения принимаются в 33%, а решения основанные на интуиции в 23%. Такая структура принятия решений является, на мой взгляд, оптимальной и наиболее действенной для предприятия.
Все решения, которые принимаются в ОАО «ЗИФ Плюс» можно разделить на программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения в области торгово-технологического процесса и обслуживания покупателей в ОАО «ЗИФ Плюс».
Рис. 2.13. При принятии решений вы обычно ориентируетесь на:
По данным наблюдений в ОАО «ЗИФ Плюс», около 90% решений принимаются по типичным ситуациям. К таким ситуациям относятся те, что связаны с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др. Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности. Это делается потому, что абсолютного повторения всех нюансов ситуации практически не бывает.
К непрограммируемым относятся решения, которые принимается в ОАО «ЗИФ Плюс», в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции. Эти решения в основном принимаются на предприятии на уровне высшего руководства
Выводы по главе 2
Как следует из проведенного исследования ОАО «ЗИФ Плюс» представляет собой устойчивое предприятие, успешно работающее на ранке.
На предприятии принимаются большое количество решений в различных областях деятельности.
Как следует из проведённого опроса на предприятии относительно небольшое количество людей, которые уполномочены принимать окончательное решение по определённой проблеме. В тоже время большинство опрошенных, так или иначе, привлечены к процессу принятия решения. Это происходит в основном на основе сбора информации, необходимой для принятия решения и оценки (обсуждения) вариантов решения. Можно также выделить группу лиц, которые принимают текущие тактические решения.
В целом система принятия решений на предприятии типична для торговой организации розничного профиля.
Глава 3. Разработка рекомендаций диагностики управленческих проблем и их преодоления в ОАО «ЗИФ Плюс»
3.1. Разработка рекомендаций по изучению проблемной ситуации в организации
Изучение объекта исследования начинается с выявления его свойств. Но следующее обязательное мероприятие – это выделение однотипных групп для обобщения данных о свойствах объекта, его параметрах, сущности.
Управленческое решение (УР) – это многофакторный, многоцелевой, многоаспектный процесс, и в рамках управления организацией обязательно затрагивающий многие стороны социальной, технической, биологической среды. Управленческое воздействие, выработанное в рамках целевого управления, может затронуть большое количество элементов, составляющих процесс управления, а это вызывает необходимость более раннего определения в отношении характеристики принципов разработки УР.
Наличие проблемных мест в макропроцессах предприятия связано со следующими создавшимися условиями и организацией предприятия.
Рассмотрим проблемную ситуацию с точки зрения эффективности управления отделом маркетинга ОАО «ЗИФ Плюс».
Условия внешней среды:
- Высокая динамичность рынка, значительные структурные изменения в предложении и спросе;
- Жесткая рыночная конкуренция с национальными и зарубежными фармацевтическими компаниями на глобальном рынке;
- Активизация западных компаний по продвижению продукции на российский рынок;
- Рост доходов населения и изменение потребительских предпочтений;
- Рост уровня оплаты труда на региональном рынке труда.
Организация предприятия:
- Замедленная реакция компании на изменение внешней среды;
- Несбалансированность организационно-производственной структуры;
- Низкая эффективность управления затратами;
- Нерациональная организационно-производственная структура;
- Низкий уровень мотивации и ответственности менеджмента предприятия
- Низкий уровень организации производства;
- Низкое качество продукции, не отвечающее требованиям рынка;
- Дефицит квалифицированного персонала из-за низкого уровня оплаты труда на предприятии.
Конфликтная ситуация заключается в несогласованности управленческих действий руководства отделов снабжения и маркетинга.