Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Понятие функционального состояния человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так что же такое стресс? Выдающийся психофизиолог и философ, основатель теории стрессов Г. Селье, рассуждая о сущности стресса, отмечает: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [13, с. 15]. «Неспецифический» ответ — это ответ, предъявляющий требование к перестройке и адаптации к возникающей трудности. «Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса», — пишет Г. Селье [13, с. 16].

Чтобы лучше понять, что такое «стресс», важно разобраться, что не является стрессом. Стресс – это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека это связано с «эмоциональными раздражителями»). «В обиходной речи, когда говорят, человек "испытывает стресс", обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс...» [13, с. 18-19].

Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм), и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти.

Т.е. не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида [13, с. 17-20; 8, с. 457].

Стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т. е. он ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация.

Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем организма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе получило название дистресса. Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции [13, с. 19; 8, с. 458].

Г. Селье считал, что защитная реакция организма на повторяющееся действие стрессора проходит через три стадии, совокупность которых он назвал общим адаптационным синдромом.


Первая стадия – это реакция тревоги. В организме появляются изменения, характерные для первоначального воздействия стрессора и направленные на ослабление его влияния.

На следующей стадии – резистентности (сопротивления) – организм начинает адаптироваться к продолжительному воздействию стрессора. Изменения, характерные для реакции тревоги, исчезают. При этом повышаются требования к адаптационным системам организма, но он функционирует на уровне, мало отличающемся от нормального, не стрессового состояния.

Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья стадия – стадия истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй стадиях, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

При этом эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в организме, как и стресс физиологический [8, с. 459].

Таким образом, учитывая все перечисленные факторы, эмоциональный стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

Наличие стрессов в жизни человека не может не сказываться на его работе, которая сама, в свою очередь, часто является источником стрессов.

2.2 Работа как источник стресса

Постоянный стресс, связанный с работой, способен негативно повлиять и на эффективность труда, и на здоровье. Стресс – причина примерно половины всех обращений за медицинской помощью в США [14, с. 433]. Более того, большая часть жалоб на физическое недомогание имеет психосоматическую основу, т. е. люди страдают от физических недугов, представляющих собой либо результат таких эмоциональных факторов, как профессиональный стресс, либо связанных с ним. Стресс дорого обходится и работодателям, т.к. приводит к снижению производительности труда и уровня мотивации и к увеличению количества ошибок и аварий.

Стрессу подвержены все работающие, независимо от должностного уровня и характера труда. Как отмечает Г. Селье, стресс связан с любым видом работы, а дистресс – не с любым [13, с. 59]. Следует, по крайней мере, «быть на дружеской ноге» со своей работой, а в идеальном случае желательно найти себе «игровую профессию», как можно более приятную, полезную и созидательную. Это будет наилучшей отдушиной, предохранительным клапаном – для самовыражения, а также для предотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь с помощью наркотиков [13, с. 91].


Сама проблема стресса наиболее остро заявила о себе в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге вместо вполне нормальных стрессовых реакций человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях [11, с. 235]. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии начальника (многие оправдывают себя тем, что проще подавить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником). В другом типичном примере человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т. п.

Во всех этих и подобных случаях фактически речь идет об ущемлении человеческого достоинства в условиях современного производства. Но особую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в самом главном – в справедливой оплате его труда. Общество, таким образом, отказывает в праве человеку чувствовать себя не только полноценным специалистом, приносящим пользу данному производству, но и полноценным гражданином и личностью. Все это в итоге создает базу и для стресса, и для фрустрации, и для глубочайшего внутреннего кризиса работника.

Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н.В. Самоукина пишет: «Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью» [12, с. 186]. Фактически речь скорее идет о профессиональном дистрессе. К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс (дистресс) – это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях.

2.3 Причины стресса в профессиональной деятельности

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.


Источников стресса можно выделить несколько. Одни относятся к работе, другие связаны с ролью сотрудника в конкретной организации, третьи – с карьерным ростом, четвертые – с отношением к работе и пятые – со структурой и климатом в организации [2, с. 336].

Сюда же можно включить стресс, возникающий за пределами рабочего места. Эти внеорганизационные стрессоры появляются из семейных проблем, жизненных кризисов, финансовых трудностей и факторов окружающей среды. Все вместе создает трудности со здоровьем, что может спровоцировать развитие серьезного заболевания.

Так, например, исследования Купера и Маршала, следующим образом описывают эти группы источников профессионального стресса [11, с. 179 – 196]:

I. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

  1. слишком много работы (перегрузки);
  2. плохие физические условия труда;
  3. дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь);
  4. необходимость самостоятельного принятия решения.

II. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

1) ролевая неопределенность, например, недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства;

2) ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать;

3) ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т.п.). При этом ответственность за людей более стрессогенна;

4) слишком низкая ответственность (больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе);

5) малая степень участия в принятии решений в организации.

III. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:

1) взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами. При этом для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;

2) трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).

IV. Факторы, связанные с деловой карьерой:

1) два основных стрессогенных фактора – профессиональная «неуспешность», боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;

2) отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений);

3) несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.


V. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:

1) неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);

2) ограничение свободы поведения, интриги и т. п.

VI. Внеорганизационные источники стрессов:

1) основные проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между работой и домом; таким образом, сам менеджер «нуждается в социальной поддержке для борьбы с "подводными камнями" семейной жизни»); перенесение кризисов из одной ситуации в другую. Ряд авторов считают, что идеалом для руководителя является схема: «Работающий, пробивающий себе дорогу муж, заботливая жена» (где жена — как «группа поддержки»). Другой вариант семьи руководителя: «Две карьеры с акцентом на полное разделение и невмешательство».

2) мобильность менеджера ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т. п. (основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена). По данным специальных исследований (опрос 1800 семей в 70 странах), успех мужа-менеджера часто связан с тем, как успешно жена включается в новую (особенно иностранную) среду общения, т. е. как быстро жена находит смысл в новых отношениях и как следствие, меньше попрекает своего мужа;

3) различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от начальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой, ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие.

Похожие причины стресса в профессиональной деятельности выделяет и С. Касл [6, с. 156].

Источником стресса могут быть и организационные перемены [14, с. 451]. Работники, которые радуются переменам как дополнительной возможности проявить себя, менее восприимчивы к связанным с ними стрессами, чем их коллеги, которые видят в них угрозу для себя. Источником стресса служит скорее не сама перемена как таковая, а ее восприятие человеком и реакция на нее. Многие люди сопротивляются переменам, предпочитая то, что уже им знакомо: они хотят знать, чего им следует ожидать.

Что касается нашей действительности, то здесь часто существенными факторами стресса являются неопределенность организационной ситуации, юридических основ, слабая предсказуемость экономики, общественной ситуации. Также сюда могут наслаиваются нечеткость должностных обязанностей и противоречивость требований.