Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Понятие функционального состояния человека).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Функциональное состояние человека
1.1 Понятие функционального состояния человека
1.2 Виды функционального состояния человека
Глава 2 Эмоциональный стресс и причины его проявления в профессиональной деятельности
2.1 Понятие об эмоциональном стрессе
2.2 Работа как источник стресса
2.3 Причины стресса в профессиональной деятельности
Глава 3 Реакции на стресс: формы проявления и стрессоустойчивость
3.1 Формы проявления профессиональных стрессов
3.2 Индивидуальные различия в реакции на стресс. Стрессоустойчивость
Хотелось бы отметить и фактор несправедливой оплаты труда – как очень существенный для возникновения стресса, когда люди работают по-разному, а платят им одинаково или значительно меньше того, что человек, по его мнению, заслуживает.
Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны.
Глава 3 Реакции на стресс: формы проявления и стрессоустойчивость
3.1 Формы проявления профессиональных стрессов
Как уже отмечалось выше, в результате хронического воздействия стрессоров могут возникать различные психосоматические заболевания. Но существуют также и долговременные психологические последствия: напряжение, раздражительность, чувство тревоги, утрата самоуважения, чувство возмущения, психологическая усталость и невроз. Результаты исследований говорят о том, что тяжелые профессиональные стрессы становятся также и причиной проявления насилия по отношению к женам (мужьям), и детям, а также агрессивного поведения на работе, например, враждебности и открытого саботажа [14, с. 455]. Такие явления, как истощение физических и моральных сил или «профессиональное выгорание» и некоторые формы трудоголизма — также следствие пережитых стрессов.
Рассмотрим указанные факторы более подробно.
Истощение физических и духовных сил («профессиональное выгорание»). Стресс как результат чрезмерной перегруженности работой вызывает полное истощение физических и духовных сил человека. В подобном состоянии люди становятся менее энергичными и меньше интересуются своей работой, чем обычно. Они опустошены эмоционально, апатичны, раздражительны, говорят, что им все надоело, и переживают депрессию. Они недовольны всем, что их окружает на работе, включая и коллег, к которым постоянно придираются, и негативно реагируют на любые их предложения. Как правило, они работают хуже, чем обычно, но не всегда — меньше.
Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности [9, с. 443].
Описаны три компонента синдрома профессионального выгорания:
1. Эмоциональное истощение: чрезмерная нагрузка на эмоциональную сферу и на психику вследствие перегруженности работой или нереалистичных завышенных ожиданий вызывает чувство полной опустошенности.
2. Деперсонализация: проявления бессердечия, цинизма и грубости по отношению к окружающим.
3. Заниженная оценка собственных достижений: чувство, что все действия и усилия – лишь бессмысленная и пустая трата времени [9, с. 450].
Профессиональное выгорание очень распространено среди специалистов, работающих с людьми: учителей, социальных работников, менеджеров, медсестер [2, с. 350], т.е. в профессиях типа «человек-человек».
Эмоциональное истощение как компонент синдрома профессионального выгорания чаще и более сильно проявляется у менеджеров-женщин, нежели у их коллег-мужчин, причем одинокие или разведенные люди чаще страдают него, чем семейные. Доказано также, что эмоциональное истощение связано с отсутствием реальных возможностей продвижения по службе [14, с. 457]. Как правило, синдром профессионального выгорания – удел тех, кто погружен в работу, уходит в нее с головой. О приближении синдрома можно судить по тому, что человек проводит на производстве больше времени, а успевает меньше, чем обычно, потому что он слишком переутомлен.
Плата за хроническую перегруженность работой – накапливающиеся стрессы и истощение запаса энергии, что в свою очередь ведет к психологическим и физическим проблемам.
В данной работе будет рассмотрен синдром профессионального выгорания более подробно – на примере методики В.В. Бойко.
Трудоголизм. О жертвах истощения физических и моральных сил иногда говорят, что они трудоголики, т. е. люди, которые работают так же «запойно», как некоторые пьют, и также зависимы от работы, как пьяницы от алкоголя.
Некоторые трудоголики по-настоящему любят свое дело и получают от него удовлетворение. Для них работа не тягостная обязанность, а источник положительных эмоций и основной смысл и стимул их существования. Эти трудоголики — счастливые люди, радующиеся жизни и результатам своего труда. Они редко отдыхают, потому что не испытывают потребности бежать от своих обязанностей куда глаза глядят.
Следовательно, можно говорить о существовании двух разновидностей трудоголизма — «здорового» и «болезненного». «Здоровые» трудоголики, или энтузиасты своего дела, исключительно преданы работе и увлечены ею и получают от нее огромное удовольствие. Люди, страдающие «болезненным» трудоголизмом, тоже поглощены своим делом, но оно приносит им мало удовлетворения. Установлено, что «болезненный трудоголизм» — скорее не добровольный, а вынужденный стиль жизни, в основе которого лежит необходимость справиться со служебными обязанностями. «Болезненные» трудоголики страдают от стрессов больше, чем «здоровые», и их физическое и психическое состояние хуже.
«Болезненные» трудоголики могут неблагоприятно влиять как на свою организацию, так и на своих коллег. Их непреодолимая тяга к работе может стать источником таких негативных последствий, как косность мышления и отсутствие гибкости при анализе проблем, разработка чрезвычайно напряженных, нереалистичных рабочих графиков для подчиненных и стремление сосредоточить в своих руках полный контроль над производственной ситуацией. В результате оказывается, что им трудно делиться властью, обращаться за помощью и работать в команде. Несмотря на все трудолюбие и на их усилия, «болезненные» трудоголики нередко приносят своим организациям больше вреда, чем пользы.
3.2 Индивидуальные различия в реакции на стресс. Стрессоустойчивость
Люди по-разному реагируют на стресс. Ходит легенда о том, что воинов в войске Александра Македонского отбирали не только по их военным умениям и выносливости. Их ставили в трудную ситуацию, а потом смотрели: кто из них бледнеет, а кто краснеет. На воинскую службу принимались последние. Еще в те времена было известно о различных реакциях на ситуацию стресса: активной и пассивной. Румянец воинов был индикатором их реакции на стресс (активное реагирование).
Если в работе, выполняемой человеком, зачастую возникают сложные, опасные, экстремальные ситуации, совершенно ясно, что хорошо с ней будет справляться субъект с активным типом реагирования.
Активное реагирование на стрессовую ситуацию характеризуется усилением эмоционально-двигательной и поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных экстремальных воздействиях. Такой способ реагирования – это попытка организма человека с помощью ускоренных и усиленных действий предотвратить возможность неблагоприятного развития ситуации. Различается адекватное и неадекватное действие в подобной ситуации. Неадекватная активная реакция может привести как к возникновению ошибок, так и дезорганизации действий.
Пассивный способ реагирования может проявляться по-разному. У некоторых людей - это замедленность, заторможенность, напряженность. Кто-то на протяжении некоторого времени бездействует, его охватывает тревога и страх, человек испытывает затруднения в организации умственной деятельности. При низкой стрессоустойчивости и сильном воздействии стрессора может иметь место полная заторможенность и бездействие, стремление уйти от решаемой проблемы. Во многом эти реакции обусловлены не только силой и продолжительностью стрессогенного воздействия, но и индивидуально-психологическими особенностями человека [1, с. 141].
Говоря о пассивном или активном реагировании на стресс, следует пояснить, что под этим подразумевается реакция типичная для конкретного индивида.
Как отметил в своей работе Л.А. Китаев-Смык, "чем более субъективно значимо событие (например, за счет осознания опасности), и чем более определенным оно является для субъекта, ... тем больше вклад этого воздействия в актуализацию программы активного поведения" [4, с. 173].
При длительных воздействиях стрессора предпочтительнее активная реакция, при не очень сильном, но длительном воздействии - пассивное. Та или иная реакция будет зависеть от восприимчивости человека к стрессам.
В современных условиях такое качество как стрессоустойчивость не помешает представителям любой профессии. Как уже было отмечено, не все люди одинаково подвержены действию стрессоров. Источник стресса, способный сломать жизнь одному человеку, останется не замеченным его коллегой.
Изучением различных типов характера и соответствующих поведенческих моделей еще в 1950 г. занялись специалисты по сердечно-сосудистым заболеваниям с целью прогнозирования возможности сердечных приступов. В конце 1960-х гг. Фридман и Розенман [7, с. 68] начали изучение полярных типов характера, так называемых личностей типа А и типа В с точки зрения восприимчивости к стрессу. Они определили личность типа А как «сочетание действий и эмоций, которое можно наблюдать в каждом человеке, находящемся в состоянии постоянной и неутомимой борьбы, чтобы сделать все больше и больше в максимально короткие сроки и даже, в случае необходимости, вопреки усилиям других людей и обстоятельствам».
Люди типа А постоянно находятся в напряжении, стресс — это их обычное состояние. Даже тогда, когда они работают в относительно спокойной обстановке, собственный стресс остается определяющей особенностью их индивидуальности. Люди типа А, как правило, — экстраверты, обладающие ярко выраженным чувством собственного достоинства. Они с головой уходят в работу и испытывают большую потребность в достижениях и во власти.
Люди типа В могут быть столь же амбициозными, как и люди типа А, но им присущи и некоторые другие личностные качества. Люди типа В менее подвержены производственным и бытовым стрессам. Они меньше страдают от их пагубных последствий, хотя и работают столь же напряженно и в не менее стрессовой обстановке. Люди, принадлежащие к этим двум типам, по-разному реагируют на хронический стресс, который практически не зависит от них. Например, человек, принадлежащий к типу А, будет изо всех сил стремиться переломить неблагоприятную ситуацию, а если ему это не удастся, наступит фрустрация, и он сложит оружие. В аналогичных условиях человек, принадлежащий к типу В, не оступится и будет стараться действовать с максимально возможной эффективностью [14, с. 440].
В качестве факторов, которые могут влиять на предрасположенность человека к стрессам, исследователи [10, с. 368] выделяют также выносливость, самоэффективность (уверенность в решении стоящей перед человеком задачи), локус контроля (внутренний и внешний), самоуважение, род занятий, гендерные различия (как правило, женщины больше жалуются на стрессы, чем мужчины).
Люди, обладающие выносливостью, убеждены в своей способности контролировать события своей жизни, привержены работе, рассматривают перемены как предоставляющиеся им шансы проявить свои творческие возможности и менее уязвимы для стрессов и их последствий. То же самое можно сказать и о людях с развитым чувством самоуважения, с высокой самоэффективностью и внутренним локусом контроля.
Следует отметить, что профессиональный стресс трудно определить и измерить, так как в процессе деятельности на людей воздействуют стрессоры, не имеющие отношения к работе, но так или иначе, человек испытывает влияние профессионального стресса, а значит, каждому просто необходимо научиться справляться с ним. В следующей главе будет проведена диагностика профессионального выгорания представителей некоторых коммуникативных профессий, а также рассмотрены пути снижения воздействия профессиональных стрессоров.
О том, что история развивается по спирали, учёные говорили давно. Ждать ли нам на этот раз новой «смуты»? Или всё-таки пронесёт? Трудно дать однозначный ответ. На развитие ситуации влияет множество факторов. Среди них наиважнейший — состояние экономики. Дедушка Маркс не зря говорил, что экономические отношения — это базис, а политическое устройство — не более чем надстройка. Если «фундамент» рухнет, то даже самая сильная и централизованная власть не спасёт государство от деградации и развала.
Нынешнее состояние российской экономики не внушает ничего, кроме опасения. Несмотря на пламенные призывы к развитию, Россия была и остаётся сырьевым придатком Запада. Достаточно обрушить цены на энергоносители (а для этого существует множество проверенных способов) — и нынешнее «благополучие» рассыпается, как карточный домик. Чтобы экономика перестала хромать, опираясь на нефтегазовую трубу, необходимо инновационное развитие промышленности, внедрение новых технологий. Для этого требуется, в первую очередь, экономическая свобода. Пока же наш путь чересчур смахивает на латиноамериканский капитализм, когда правила игры диктуют зарвавшиеся монополии и жадные чиновники. Крупный бизнес, имея солидные «подвязки», ещё может чувствовать себя относительно уверенно. Однако мелкие и средние предприниматели существуют в этой системе на птичьих правах. Симптоматично, что заработав более-менее приличные деньги, бизнесмены стремятся как можно быстрее вывести их из России. Пока не «раскулачили» и не отправили пилить лес на бескрайних просторах Родины. Так миллиарды, которые могли бы работать на страну, вливаются в экономику других государств. Рано или поздно подобная система «съедает» себя изнутри. И тогда начинается настоящий кризис. Вопрос лишь в том, когда это произойдёт.