Файл: Проблемы в организации государственного финансового контроля.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ И АУДИТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ: ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый контроль – необходимое условие существования государства как целостной социально-экономической системы.
Целостность, которая лежит в основе системного подхода. Государственный финансовый контроль в этом отношении можно рассматривать одновременно и как самостоятельную систему и как подсистему, входящую в систему более высокого уровня – систему социального управления.
Государственный финансовый контроль, как и система государственного управления в целом, призваны обеспечить поступательное, бескризисное развитие общества. Следовательно, характер финансового контроля, его цели и задачи должны быть адекватными стратегическим целям государства.
Соответственно, государственный финансовый контроль в современной России должен быть организован на основе апробированных мировой практикой демократических принципов, иметь продуманную нормативную правовую базу и отвечать федеративному устройству государства.
Непрерывный поиск механизмов укрепления целостности системы управления и контроля, приведение ее в соответствие с постоянно меняющимися условиями общественной жизни – важнейшая задача управленческой теории и социальной практики.
При этом нельзя допускать абсолютизацию тех или иных идей, подходов к вопросам стратегического планирования и управления. Любая система взглядов – экономических, политических, правовых, как бы разумна и прогрессивна она не была в период своего зарождения и борьбы за утверждение, рано или поздно превращается в тормоз дальнейшего развития общественного организма.
Поэтому система государственного финансового контроля требует постоянного совершенствования в соответствии со стратегическими и тактическими целями государства.
Организация финансового контроля в масштабах государства пред- полагает, с одной стороны, определение действительной роли, которую играет контроль в социально-экономическом развитии страны, а с другой – выявление функциональных зависимостей между составными частями системы контроля, а также частями и целым.
Цель: провести анализ организации государственного финансового контроля.
Задачи:
- Изучить теоретические основы в организации государственного финансового контроля.
- Рассмотреть проблемы в организации государственного финансового контроля.
Объектом исследования является государственный финансовый контроль.
Предметом исследования является особенности государственного финансового контроля.
Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.
Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.
В первой главе будут рассмотрены теоретические основы организации государственного финансового контроля.
Во второй главе показаны проблемы государственного финансового контроля.
В заключении проведены итоги.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ И АУДИТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственный контроль и аудит являются одними из приоритетных вопросов бюджетной политики любого государства, будучи инструментами для достижения стабильной и устойчивой бюджетной системы страны, но до настоящего времени в России исследования, касающиеся государственного финансового контроля и аудита, проводились крайне редко. [1]
Государственный финансовый контроль - это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства РФ и субъектов РФ, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов. [2]
Целью ГФК является обеспечение законности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности. Финансовый аудит – это проверка и анализ финансового состояния дел относительно законного и эффективного использования государственных или коммунальных средств и имущества, других активов государства, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности, функционирования системы внутреннего контроля. [3]
Государственный аудит зародился в Швеции в 1960-х гг. В настоящее время во многих развитых европейских странах, США и Канаде он уже занимает практически 70% от общего объема контрольных мероприятий.
В России он получил распространение значительно позже и в 2004 г. решением коллегии Счетной палаты РФ были приняты: методика проведения аудита эффективности использования государственных средств и концептуальные и методические основы аудита использования бюджетных средств и государственной собственности.
Государственный финансовый аудит включает в себя:
-государственный финансовый аудит бюджетного учреждения;
- государственный финансовый аудит субъектов хозяйствования государственной и коммунальной форм собственности;
-аудит бюджетных программ;
-аудит исполнения местных бюджетов. [4]
В рамках реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. Президентом РФ В.В.Путиным было отмечено, что одним важных направлений борьбы с коррупцией является внедрение и развитие аудита эффективности и целесообразности закупок государства и госкомпаний, расходов, а также публичная отчетность всех операций. [5]
Законопроект предполагает полный перечень объектов государственного финансового контроля, как получателей бюджетных средств, так и юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, которым предоставляются средства из бюджетов. [6]
Впервые предполагается закрепить методы финансового контроля, к которым относятся:
-проверка (совершение контрольных действий по изучению законности финансовых и хозяйственных операций);
-ревизия (комплексная проверка объекта контроля);
-обследование (анализ и оценка определенной сферы деятельности);
-санкционирование операций (финансовая проверка соблюдения бюджетного законодательства) Федеральным казначейством. [7]
Финансовый контроль принято разграничивать на: внутренний и государственный аудит (внешний). Несмотря на схожесть функций, данные направления имеют одну общую задачу - обеспечить эффективное использование государственных финансовых ресурсов, а основные различия имеются в объектах и субъектах деятельности. [8]
Задачи по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля возложены на органы исполнительной власти. Субъектами внутреннего государственного финансового контроля являются:
-Федеральная служба финансово;
-бюджетного надзора;
-органы государственного финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов РФ;
-должностные лица местной администрации;
-Федеральное казначейство.
Субъекты государственного аудита, наделенные соответствующими полномочиями,- это государственные органы, осуществляющие государственный аудит органов исполнительной власти, но не входящие в систему исполнительной власти. В России органы государственного аудита представлены на федеральном, региональном и муниципальном уровнях: Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ и местного самоуправления.
У государственного аудита задачи шире, так как он носит общегосударственный характер и включает в себя контроль за всеми решениями, приводящими к определенным финансовым операциям. К полномочиям данных органов можно отнести экспертизу проектов нормативных правовых актов, а также оценку развития всей страны в целом, и ее отдельных регионов. [9]
Крупнейшей международной структурой в области государственно аудита является Международная организация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). Организация объединяет высшие органы финансового контроля (или счетные палаты) в странах ООН. В ее членах состоят более 180 стран. Счетная палата России стала членом ИНТОСАИ в 1995 г.
В рамках этой организации были разработаны Международные стандарты высших органов финансового контроля (ISSAI).Наиболее важным из них является ISSAI 100. [10]
Согласно этому стандарту государственный аудит включает в себя: аудит правильности и аудит эффективности. На основе принятого, на федеральном уровне закона в РФ, а именно ФЗ-№41 от 05.04.2013 «О Счетной палате Российской Федерации» (ст.14), выделяют следующие формы государственного аудита: - традиционный государственный финансовый контроль (финансовый аудит) - как оценка законности распоряжения ресурсами. [11]
Применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций , бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты РФ. - аудит эффективности – как оценка продуктивности использования ресурсов. [12]
Применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты РФ, полученных объектами аудита. - стратегический аудит – как оценка реализуемости целей и последствий ресурсной политики. Применяется в целях оценки реализуемости, рисков и последствий результатов, реализации стратегических целей обеспечения безопасности и социально- экономического развития России.
По мнению экономистов именно направление стратегического аудита является наиболее перспективным. В России, к примеру, были проведены мероприятия в рамках стратегического аудита для оценки антикризисных мер Правительства РФ и Банка России в 2010 г. Помимо всего прочего проблемами государственного аудита и контроля в РФ остаются:
- Ограниченность правовой основы, до сих пор не предусмотрены принципы организации специализированных органов бюджетного контроля и механизмы взаимодействия органов;
- Не решена проблема разграничения функций внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, имеет место дублирование функций органов государственного финансового контроля;
-Недостаточная вовлеченность организаций негосударственного сектора в оценке государственных программ, т.к. федеральные ведомства зачастую скрывают информацию о результатах деятельности и в связи с этим общественные организации не могут оценить эффективность проводимой деятельности. [13]
Для того что бы преодолеть данные проблемы и добиться дальнейшего развития государственного финансового контроля и аудита в России необходимо осуществить детальную нормативную и методологическую формализацию функций, принципов государственного финансового контроля и аудита. [14]
Таким образом, современный этап развития государством контрольной деятельности характеризуется созданием необходимых условий для перехода на более высокий качественный уровень, дополнением контроля законностью и целевым использованием бюджетных средств.
1.2РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ
Государственные финансы играют определяющую роль в становлении и развитии государства, а также в формировании бюджетов, как федерального, так и уровня субъектов федерации. А также в формировании внебюдежтных фондов, финансы государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Дальнейшее направление развития финансового контроля определяет финансовая политика государства. Тема финансов, в частности финансового контроля, особенно актуальна в настоящее время, ввиду экономического кризиса, геополитической и нестабильной политической ситуации в мире.
На любом этапе государству необходимо мобилизовать все усилия и развить эффективную систему функционирования государственного финансового контроля. Недостатки лежат, прежде всего, в отсутствии организации эффективного процесса, ответственности государственных контролирующих органов и неэффективности самих мер. [15]
Актуальность также вызвана тем, что в РФ отсутствует комплексный, эффективный механизм финансового контроля, недостает организационных и правовых возможностей для должного развития финансового контроля. Все чаще происходят коррупционные скандалы, которые в первую очередь связаны с хищениями государственных финансов. [16]