Файл: Особенности функционирования некоммерческих организаций России.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 7
Цели некоммерческой организации во многом зависят от представления о месте организации в соответствующем секторе общества, от тех задач, которые она призвана выполнять, и во многом определяются объектом деятельности, то есть целевой группой. В то же время некоммерческие организации являются субъектами инновационного социального партнерства, выявляя и фиксируя инновационные потребности современного общества.
Объектами повышенного внимания НКО являются малообеспеченные, многодетные и неполные семьи, различные категории детей в трудной жизненной ситуации. Другим важным компонентом внутренней среды организации является стратегия. Под стратегией обычно понимается долгосрочный план развития организации, ориентированный на ее взаимоотношения с внешней средой, учитывающий реальные и потенциальные возможности организации. Выработка стратегии организации, таким образом, тесно связано с ресурсами организации [6, с. 163].
В условиях сегодняшней России важнейшими из них являются финансовые ресурсы. Государственные организации, которые финансируются из бюджета в случае изменения рыночных факторов, могут потребовать корректировки планов, отмены некоторых проектов, в любом случае они не могут исчезнуть в результате банкротства. НКО приходится считаться с рыночной ситуацией. Она должна бороться за свое существование, за пожертвования и клиентов. Поэтому наличие спонсоров, обеспечивающих финансирование, конъюнктура рынка приобретают особый вес при определении стратегии [18, с. 12].
В таком случае стратегия будет основываться на предпочтениях стейкхолдеров организации - спонсоров, представителей общественности, профсоюзов и т.д. Такая стратегия будет основной для организаций, имеющих в качестве миссии служение общественным интересам: общественно-политических объединений, экологических организаций. Недостатком такого рода стратегии является то, что во временном промежутке, на который определена стратегия, вес, значимость для организации отдельных стейкхолдеров могут меняться. Другой опасностью стратегии, ориентированной на предпочтения спонсоров, попечителей организации, может быть игнорирование духа организации, той системы ценностей, которая связывает членов организации.
Еще одним фактором, влияющим на принятие определенной стратегии, является интерес клиента, потребителя услуг организации. Это касается как финансирования организации - клиент может оплачивать потребляемые им услуги, так и создаваемого общественным мнением имиджа организации. В отличие от коммерческих и государственных организаций вопросы стратегии в НКО могут быть предметом широкого обсуждения.
Поскольку НКО большей частью являются многопрофильными, для каждого направления деятельности создается своя программа. Программы деятельности становятся своего рода частью социальных технологий для НКО. В широком понимании под технологией понимают любой алгоритм деятельности, позволяющей достичь запланированного результата. Широкое понимание позволяет применить это понятие и к деятельности НКО. Сам выбор соответствующих приемов, способов деятельности, т.е. соответствующих технологий обусловлен целями деятельности организации. Так, деятельность НКО благотворительной ориентации отличается от деятельности организаций коммерческого сектора и ряда некоммерческих организаций тем, что она связана с решением проблем конкретного человека с его уникальной ситуацией. Задачей НКО является подведение уникальной проблемы под типичную, найти универсальные способы ее решения. Как указывалось выше, преимущественными видами деятельности НКО являются консультирование, организация отдыха и досуга, обучающие семинары и тренинги, защита прав человека, духовно-нравственная поддержка, что обусловливает повышенные требования к квалификации персонала [17, с. 35].
Следующим важным компонентом внутренней среды и ситуационной переменной, от которой зависит организационная структура, является размер организации. Общепризнанно, что размер организации во многом обусловливает степень разделения труда в организации, степень ее структурной дифференциации, величину стандартизации и формализации деятельности внутри организации. Наряду с размером организации существенную роль для организационной структуры имеет тип персонала. Персонал организации является субъектом деятельности организации, наиболее ценным ее ресурсом. От его добросовестности, ответственности, квалификации, способности к конструктивной работе, организационной культуры зависит эффективность работы организации.
Небольшая численность персонала НКО приводит к тому, что специализация деятельности в них слабо выражена, но сама деятельность организации связана с применением высококвалифицированного труда, что приводит к развитию специализации деятельности внутри НКО. Общественно-полезные цели НКО, ограничения в распределение доходов внутри организации предъявляют особые требования к персоналу. Помимо приверженности целям организации, важную роль имеет и вознаграждение за труд, а также моральное удовлетворение. Моральное удовлетворение складывается из свободы творчества, реализации значимых для личности идей, наличия в организации гибкого графика работы, частичной занятости, общественного престижа деятельности. Вместе с тем наряду с низкой по сравнению с коммерческим сектором оплатой труда некоммерческие организации не дают сотруднику организации ясных перспектив карьерного роста. С этим связаны основные трудности по найму квалифицированного персонала. Другой особенностью НКО является то, что внутри организации происходит своего рода ослабление связей от руководства и его окружения к рядовым штатным сотрудникам, волонтерам.
Последняя ситуационная переменная, которую мы рассмотрим по отношению НКО, - это организационная и деловая культура. Организационная культура предопределяет формы организационного поведения, тем самым способы организации деятельности. Поскольку организационная и деловая культура предполагает наличие определенных, устойчивых стандартов поведения, традиций как механизма передачи существующих норм, то для НКО, имеющих сравнительно небольшой срок существования, можно говорить лишь о становлении соответствующей культуры некоммерческих организаций, о некоторых тенденциях ее развития.
Поскольку НКО формировалось в большинстве как «группа единомышленников», формы общения руководства с подчиненными здесь являются более открытыми, властные отношения - менее формализованными. Руководитель организации довольно часто принимает на себя функции психологического лидера.
Рыночное общество ставит как коммерческий сектор, так и НКО в равные условия неопределенности. Организации вынуждены быстро реагировать на колебания спроса и предложения, маневры конкурентов, вырабатывать навыки нестандартных решений. В коммерческом секторе неопределенность рынка упорядочивается неформализованными правилами конкуренции. В НКО, помимо правовых норм, деятельность упорядочивается наличием общей задачи, ее миссией. Потеря ее означает потерю идентичности. Именно поэтому вопросам идеологии организации, ее миссии уделяется много внимания.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что некоммерческие организации составляют институциональную основу гражданского общества России, роль и значение которых постепенно возрастает.
Эффективность деятельности этих организаций во многом определяется правовым пространством, благодаря которому их деятельность становится предсказуемой, долговременной, позволяет вступать во взаимодействие с другими организациями. Взаимодействие некоммерческих организаций друг с другом, с коммерческим сектором общества, в частности с мелким и средним бизнесом, создает в обществе социальные сети, обеспечивающие целостность общества, несмотря на жесткую конкуренцию, борьбу частных интересов коммерческого сектора общества.
Трансформация федерального законодательства о некоммерческих организациях в последние три года, серьезные финансовые вливания в некоммерческий сектор экономики повлияли на определенную переориентацию НКО в плане финансирования с зарубежных на отечественные источники.
На мой взгляд, практика показывает особенности и сложности финансирования НКО, так как значительное количество средств выделяется организациям, традиционно поддерживаемым государством на целевой основе. Это ставит некоторые организации в приоритетное положение, которое не работает на повышение эффективности реализуемых ими проектов. Вместе с тем, есть примеры переориентации этих организаций на новые принципы проектного менеджмента. Новые возможности финансирования, несомненно, открывают для НКО перспективы для получения бюджетных средств. Однако процедуры и опыт проведения конкурсов различными комитетами показывает их специфику и ограничения.
Понятия «российская некоммерческая организация» и «иностранная некоммерческая неправительственная организация» являются элементами общей терминологической системы, которая позволяет рассматривать деятельность разноплановых организаций на территории Российской Федерации. Их введение в понятийный оборот подтверждено закономерностями развития международных отношений в целом. Каждое из этих понятий обладает определенными признаками и занимает свое место в понятийном ряду. Их единообразное толкование и точное применение общественными и научными деятелями составляет важную предпосылку для развития России как демократического правового государства.
Мировая практика в сфере некоммерческих организаций несколько отличается от российской, даже в обозначении данных организаций.
В целом можно сделать вывод, что НКО распространены по всему миру и с тем или иным уровнем успешности функционируют во всех странах ради достижения самых разнообразных целей.
Таким образом, деятельность большинства НКО носит многопрофильный характер. Это связано как со сложностью задач, стоящих перед организацией, так и со слабой дифференциацией деятельности внутри самой организации. Разноплановые, часто конфликтующие цели затрудняют построение их иерархии, определение результативности работы НКО. Как мне кажется, для устранения проблем в данной сфере социально ориентированным НКО требуется информационная поддержки их деятельности НКО в СМИ. И такой ресурс у государства есть - многие СМИ созданы и финансируются за счет бюджетных источников, это финансирование направлено на освещение деятельности государства и его участия в решении социальных проблем. Однако функционирование данного ресурса немного приостановилось, поэтому на данном этапе поддержка Минэкономразвития является основной опорой для некоммерческих организаций.
Более того, Минэкономразвития России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывает наиболее существенную поддержку некоммерческим организациям, предоставляя значительные субсидии. Бухгалтерская практика показывает, что со своей стороны минэкономразвития, как куратор направления поддержки НКО, будет распределяет субсидии на конкурсной основе по двум направлениям. Первое - это прямые субсидии субъектам РФ. В 2013 в регионы направлено 630 млн рублей. Другое направление - "инфраструктурная" поддержка НКО, на нее из федерального бюджета на 2013 год выделено 280 млн рублей, в прошлом году эта сумма была значительно скромнее - 162 млн рублей.
Следует особо подчеркнуть, что прохождение мною практики в Министерстве Экономического развития дало мне четкое представление о деятельности данной структуры.
Подытоживая, можно отметить, что со стороны некоммерческих организаций в настоящее время наблюдается скорее настороженность по отношению к государству в роли источника передачи социальных функций и координатора этого процесса. На мой взгляд, нынешнее ухудшение взаимоотношений некоммерческих организаций с государственной властью негативно сказывается на международном имидже демократии в России, что чревато и падением курса национальной валюты и слабым обеспечением личностной безопасности граждан.
Как мне кажется, государство должно являться непоколебимым гарантом поддержки некоммерческих организаций, равно как и региональные власти, ведь за последние двадцать лет заметно увеличилась численность некоммерческих организаций в нашей стране, однако, до сих пор, уровень информированности людей о некоммерческих организациях и их деятельности достаточно низок.
Список используемой литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 01.09.2014) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ(принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145
- Федеральный закон от 3 декабря 2012. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и период 2014-2015 годов» (Принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года) (действующая редакция от 02.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 50 (часть I, II, III, IV) ст. 6939
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (действующая редакция от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, N 19, ст. 2334.
- Анисимов А.А. Макроэкономика. Теория. Практика. Безопасность: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 598 с.
- Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. - СПб.: Питер, 2009. -344 с.
- Бланшар О. Макроэкономика. – М.: Высшая школа экономики (Государственный университет), 2010. — 672 с.
- Бушев А.Ю. Деятельность некоммерческих организаций. - М.: ЮНИТИ, 2008.- 489 с.
- Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В., Нижегородов Е.В. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика: Учебное пособие. В 2 ч. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. - Ч. 2. - 204 с.
- Друкер Питер Ф. Менеджмент в некоммерческой организации. Принципы и практика. - М.: Вильямс, 2007. -304 с.
- Кузьмин Г. В. Некоммерческие организации. - М.: Эксмо, 2008. -352 с.
- Леонова И. Г. Российский третий сектор и возможности построения «социальной экономики» // О взаимодействии организаций третьего сектора с государственными органами в сфере социальной политики. - М.: Благотворительный гуманитарный фонд им. П.А. Флоренского, 2009.- 215 с.
- Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс : учебное пособие / Е.Ф. Марыганова, С.А. Шапиро. — М.: КНОРУС, 2010. — 302 с.
- Никитенко О. В., Бортник Е. М. Проектное управление в некоммерческих организациях. - М.: Феникс, 2007. -192 с.
- Батурина М. В. Ревизионная работа в некоммерческих организациях // Некоммерческие организации в России. - 2007. - № 3. - С. 32-35.
- Герасимов А.А. Понятие и правовая природа саморегулируемых организаций в гражданском праве России: сущность и содержание // Государство и право. - 2010. - № 5. - С. 35.
- Леонов Ю.С. Некоммерческие организации: законодательное регулирование и практика //Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - 2008. - № 2 (347). - С.4-16