Файл: Особенности функционирования некоммерческих организаций России.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 7
Принципы вытекают из законов управления, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. По своему назначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой.
В управлении некоммерческими организациями проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия. Управление некоммерческими организациями наряду со стратегическими целями должно решать значительный комплекс взаимосвязанных организационных, научных, социальных и экономических задач. Одновременно с традиционными, заранее определенными задачами постоянно возникают ситуации, которые требуют оперативного решения, и часто успех деятельности коллектива зависит от умелого решения многочисленных и неожиданно появляющихся проблем.
В современной парадигме управления, несмотря на разнообразие конкретных формулировок, предпочтение отдается человеческой личности с учетом процессов глобализации и с акцентом на управление знаниями, на сетевые, партнерские принципы взаимодействия. В этой связи автор предлагает использовать ряд специфических принципов в управлении некоммерческими организациями:
1. Принцип партнерского взаимодействия. Данный принцип заключается в необходимости построения в некоммерческой организации системы партнерских взаимоотношений с органами государственной и муниципальной власти, бизнес-структурами, общественностью и другими заинтересованными группами лиц.
2. Принцип приоритета общественных интересов, который вытекает из сути самой некоммерческой организации, имеющей своей целью удовлетворение духовных, культурных, просветительских и других моральных потребностей.
Одним из основных инструментов реализации данных принципов в некоммерческих организациях выступают связи с общественностью (PR) [8, с. 457].
В управлении некоммерческими организациями необходимо использовать следующие подходы: стратегический; инновационный; дифференцированный; оптимизационный.
Стратегический подход представляет собой сжатое и хорошо запоминающееся воплощение стратегии, которое не только управляет сотрудниками некоммерческой организации, но и предоставляет им возможность действовать самостоятельно. Однако следует отметить, что работники, облеченные полномочиями самостоятельно принимать решения, проявляют желание искать новые пути и методы в работе и даже рисковать, что может быть неприемлемо для некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Стратегический подход выполняет следующие функции: регулирует распределение ресурсов между различными подразделениями, проверяет стратегическую прочность конкретного действия или определенной деятельности, устанавливает четкие границы, в которых должны действовать работники некоммерческой организации, предоставляя им при этом право экспериментировать в пределах этих границ.
Инновационный подход позволяет эффективно реализовывать новшества в развитии некоммерческих организаций. Данный подход повысит чувствительность некоммерческих организаций к инновациям в технологии управления.
Представляется целесообразным использование в управлении некоммерческими организациями дифференцированного подхода. С позиции методологии он важен, ибо разнообразию любой территории должна соответствовать система достаточно дифференцированных во временном и территориальном разрезах инструментов некоммерческих организаций. В рамках такого подхода государство призвано участвовать в поддержке некоммерческого сектора, с разным долевым вкладом федеральных средств участвовать в финансировании инфраструктуры, создавать благоприятный инвестиционный климат на территориях путем налоговых и инвестиционных льгот, направлять иностранные кредиты на проекты, способные улучшить региональные пропорции. При этом поддержка государства не должна усиливать диспропорции и консервировать сложившуюся территориальную структуру региона.
Оптимизационный подход предполагает оптимизацию всех компонентов управления в качественном и количественном выражении. Речь не может идти о максимизации или минимизации каких-то конкретных переменных, важно найти такое их сочетание, которое позволит взаимно усилить их преимущества, то есть добиться синергетического эффекта.
Одним из основных инструментов, который позволяет реализовывать данные подходы в некоммерческой организации, является фандрайзинг.
Наряду с общими принципами некоммерческие организации должны руководствоваться рядом специфических принципов в управлении: принципом партнерского взаимодействия, принципом приоритета общественных интересов.
2. Взаимодействие государства и некоммерческих организаций
2.1.Основные направления государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет курс на инновационный социально ориентированный тип развития страны. Согласно Концепции, «достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики» [4].
Одним из важнейших условий выстраивания таких механизмов, в свою очередь, выступает формирование современного интегрированного в социально-экономическую жизнь страны некоммерческого сектора, прежде всего, его социально ориентированной части, уровень развития которого в целом определяет состояние гражданского общества в стране.
Концепция одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения определяет развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе:
-создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению;
- реализацию органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций;
-сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;
- содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) [15, с. 12].
Положения Концепции развиты в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть, начиная с 2013 года, меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [5].
Правительством Российской Федерации утвержден Комплекс мер, направленных на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, на период до 2018 года. Комплекс мер направлен на обеспечение финансовой, информационной, консультационной, методической и иной поддержки СО НКО, совершенствование законодательства, регулирующего их деятельность.
В целях активизации участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в социальной сфере в соответствии с решением Наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
2.2. Особенности функционирования некоммерческих организаций России
Важнейшей составляющей гражданского общества является наличие общественных объединений, ассоциаций, движений. В современном научно-исследовательском дискурсе такая точка зрения становится общепризнанной. Одной из сфер реализации гражданской активности становится деятельность по апробации новых форм самореализации или формирование структур гражданского общества. Речь идет о создании и налаживании работы неполитических негосударственных организаций, выражающих интересы локальных, профессиональных, этнических, гендерных, поколенческих общностей.
В отличие от государственного сектора некоммерческие организации в своих взаимодействиях не имеют жесткой иерархии и не распределяют прибыль между собой, и в отличие от коммерческого сектора члены общественных организаций направляют прибыль (если она имеется) на реализацию уставных задач и миссии организации.
Основная роль во взаимодействии государства и гражданского общества в современных условиях принадлежит независимым гражданским объединениям, которые свободны от экономической и политической конкуренции и чья деятельность направлена на общую (общественную) пользу [13, с. 147].
Многообразие видов деятельности некоммерческих организаций затрудняет нахождение общего основания, которое объединяло бы их, было бы их отличительным признаком. Представляется правомерным определение некоммерческих организаций через выделение в организациях их целевых функций. Под целью организации понимается идеальный образ желаемого будущего или планируемый результат деятельности организации. Цель определяет стратегию организации, ее организационное строение. Именно цель организации берется за основание правового определения некоммерческих организаций. Некоммерческие организации – это юридические лица, не ставящие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие возможную прибыль между учредителями и членами. Они создаются для решения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих задач.
Федеральные законы определяют также организационно-правовые формы, в которых могут быть учреждены некоммерческие организации. На данный момент в России существует возможность создания некоммерческих организаций в следующих формах: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, некоммерческое партнерство, учреждение, автономная некоммерческая организация, фонд, ассоциация (союз), религиозная организация, товарищество собственников жилья, потребительское общество, союз потребительских обществ, потребительский кооператив, сельскохозяйственный кооператив, союз сельскохозяйственных кооперативов, профессиональный союз. Как видно из этого перечисления, разрешенными являются не только собственно организации, т.е. социальное образование, имеющее более или менее жесткую формальную структуру, но и социальные движения, ассоциации (союзы), не обладающие такой структурой.
Основные сферы деятельности некоммерческого сектора в России— это культура, образование и научные исследования, здравоохранение, социальные услуги, окружающая среда и др. При этом две трети всех занятых в мировом третьем секторе приходятся на сферы образования, здравоохранения и социальных услуг [9, с. 257].
Существенным признаком для типологизации некоммерческих организаций является наличие «целевых групп», под которыми понимаются социальные группы, являющиеся объектом деятельности некоммерческих организаций. Это -инвалиды, молодежь, дети, женщины, национальные меньшинства, вынужденные переселенцы, беженцы и т.д. Общественная потребность в деятельности некоммерческих организаций наиболее значима в тех сферах и тех социальных группах, которые испытывают наибольшие трудности. Следует отметить, что могут быть целевые группы, являющиеся объектом деятельности целой группы некоммерческих организаций. Так, молодежь является объектом деятельности не только молодежных общественных объединений, но и организаций других направлений: национально- культурные, спортивные, культурные, просветительские, экологические. Такое внимание объясняется социальным статусом, уровнем инициативы, перспективностью данной группы. Наличие данной группы позволяет выделить некоммерческие организации как имеющие целевые группы и не имеющие их.
В российской экономической и социально-политической практике диалог власти и гражданского общества строится с большим трудом. Некоммерческие организации (НКО) как один из главных субъектов гражданского общества сталкиваются с огромным давлением на них со стороны государства.