Файл: Субъекты банкротства, их права, обязанности и ответственность.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Банкротство и его субъекты в Российской Федерации
1.1. Понятие банкротства и его правовое регулирование
Глава 2. Права, обязанности и ответственность субъектов банкротства
2.1. Права и обязанности должника в период применения процедур банкротства
Введение
Актуальность. В связи с развитием свободного рынка в России возникла необходимость урегулирования российским законодательством вопросов, касающихся несостоятельности (банкротства) как граждан, так и юридических лиц. В связи с этим был принят первый российский закон от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», положивший начало регулированию этой сферы.
В настоящее время основным действующим нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Следует обратить особое внимание на то, что в данный закон постоянно вносятся изменения.
Цель работы – рассмотреть субъектов банкротства, их права, обязанности и ответственность.
В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:
1) исследовать понятие банкротства и его правовое регулирование;
2) рассмотреть субъектов банкротства;
3) исследовать права, обязанности и ответственность субъектов банкротства;
4) рассмотреть вопросы защиты прав субъектов банкротства.
Объект исследования: субъекты банкротства.
Предмет исследования: права, обязанности, ответственность субъектов банкротства.
Научно-методическая основа работы - нормативные источники, учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Банкротство и его субъекты в Российской Федерации
1.1. Понятие банкротства и его правовое регулирование
Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)» (ФЗ РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ)[1], под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Первый этап развития законодательства о банкротстве был предопределен принятием Закона РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»[2].
Второй этап связан с принятием 8 января 1998 г. нового Закона о банкротстве, в котором была сделана попытка синтеза зарубежного опыта правового регулирования института банкротства и специфики российских реалий. Вместе с тем, данный Закон не смог в полной мере обеспечить эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности и стать средством восстановления платежеспособности должников и оздоровления экономики в целом, так как являлся по преимуществу прокредиторским[3]. Это привело в итоге к дисбалансу интересов должника и кредиторов, в связи с чем в некоторых источниках Закон о банкротстве 1998 г. называют инструментом рейдерских захватов, так как содержащиеся в нем правовые нормы создавали условия для банкротства потенциально платежеспособных предприятий, захвата их имущества.
В целях исправления сложившейся в сфере банкротства ситуации в 2002 г. был принят Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[4], обозначивший третий этап развития российского законодательства о банкротстве.
В настоящее время в периодизации российского законодательства о банкротстве следует выделить современный, четвертый этап, обусловленный реформированием гражданского законодательства, объективными экономическими обстоятельствами, в частности, финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг. Начало данного этапа следует датировать 30 декабря 2008 г., когда был принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ[5], предусмотревший существенные изменения первоначальной редакции Федерального закона № 127-ФЗ и предопределивший важнейшие тенденции развития института банкротства в современный период. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также саморегулируемых организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований.
Впоследствии в сфере развития института банкротства актуализировалась тенденция к формированию в Законе о банкротстве общей и особенной частей. Так, появилась глава «Оспаривание сделок должника»; вместе с тем, был расширен перечень субъектов, в отношении которых предусмотрены специальные правила о несостоятельности (банкротстве), уточнен перечень финансовых организаций, появились нормы о банкротстве застройщиков.
Первоначальная редакция Закона о банкротстве 2002 г. регулировала признание сделок должника недействительными преимущественно нормами, закрепленными в ст. 103 Закона о банкротстве. Данная статья входила в гл. VI «Внешнее управление». 28 апреля 2009 г. Федеральным законом № 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Закон о банкротстве, которые значительно изменили подход законодателя к регулированию вопроса, касающегося признания сделок несостоятельного должника недействительными, в главе III.1, которая называется «Оспаривание сделок должника». Включение норм, регулирующих оспаривание сделок должника, в отдельную самостоятельную главу следует признать правильным. Подобный законодательный прием «в большей степени соответствует универсальному характеру данного конкурсно-правового института, который призван обеспечивать как восстановление платежеспособности должника при реабилитационных процедурах, так и увеличение конкурсной массы при ликвидационных процедурах. Такая законодательная техника свидетельствует о становлении общей части Закона о банкротстве и обеспечивает устранение необоснованного повторения правовых норм, регулирующих однородные вопросы в рамках отдельных процедур. Подобная тенденция имеет положительное значение для дальнейшего развития законодательства о несостоятельности»[6].
Декабрь 2014 г. ознаменовался внесением важнейших изменений, касающихся регулирования банкротства кредитных организаций, признаков банкротства юридических лиц. Так, Федеральный закон от 29.12.2014 № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) и Кодекс об административных правонарушениях»[7] внес изменения в количественные признаки банкротства юридических лиц. Если раньше арбитражный суд мог возбудить производство по делу о банкротстве в том случае, если требования к юридическому лицу-должнику составляли не менее ста тысяч рублей, то в настоящее время эта сумма увеличена до трехсот тысяч рублей.
Важнейшей новеллой современного этапа развития законодательства о банкротстве является возможность признания банкротом гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем[8]. С 1 июля 2015 г. начали действовать положения, в соответствии с которыми заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее 500 тыс. руб. и указанные требования не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Нормами обновленного законодательства о банкротстве предусмотрена особая система процедур, которые применяются по отношению к гражданам-должникам: реструктуризация долгов, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
Формирование особенной части Закона о банкротстве было продолжено Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации)»[9], который дополнил Федеральный закон о банкротстве параграфом 4.1 «Банкротство кредитных организаций»; следовательно, Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[10] утратил силу. Таким образом, было обеспечено унифицированное правовое регулирование банкротства финансовых организаций.
Перспективными направлениями развития законодательства о банкротстве должны стать решение концептуального вопроса о продолжниковой или прокредиторской направленности законодательства о банкротстве, месте и роли процедуры наблюдения, повышение эффективности восстановительных процедур, роли суда в делах о банкротстве.
В настоящее время продолжают разворачиваться бурные дискуссии относительно ряда положений законодательства о банкротстве, касающихся оптимальной системы процедур, применяемых в деле о банкротстве[11].
Подход российского законодателя к правовому регулированию процедуры наблюдения, ее использованию в процессе несостоятельности многими специалистами подвергается критике. Нередко выносятся предложения по отказу от применения процедуры наблюдения как лишней, нецелесообразной, способствующей затягиванию процесса несостоятельности[12]. Проблемы в применении данной процедуры предопределяются непредсказуемостью процесса несостоятельности, в связи с чем в рамках процедуры наблюдения принять оптимальное решение о применении к должнику восстановительных или ликвидационных мер становится невозможным. В качестве альтернативы предлагается использование в российском законодательстве системы, которая основывается на входе в процедуры несостоятельности конкурсным производством с возможностью последующего выхода к восстановительным процедурам.
Относительно восстановительных процедур, применяемых в деле о банкротстве, специалисты делают вывод, что действующее правовое регулирование не создает оптимального баланса интересов участвующих в деле о банкротстве лиц, который позволял бы сохранять действующие предприятия, побуждая к принятию решений о введении в отношении должника внешнего управления. Как указывает С. В. Сарбаш, изменения в Законе о банкротстве не создают необходимых стимулов к оздоровлению предприятий и не устраняют тех причин, которые отвращают заинтересованных лиц от введения процедуры внешнего управления. «Коренной перелом в соотношении ликвидационных и реабилитационных процедур в пользу последних может основываться на адаптации законодательством принципа, согласно которому реабилитационная процедура может вводиться вопреки воле кредиторов, при наличии доказательств, объективно свидетельствующих о том, что по окончании такой процедуры кредиторы получат удовлетворение их требований в размере не меньшем, чем при ликвидации. Однако введение внешнего управления требует установления объективных критериев для оценки реальности плана восстановления платежеспособности, что достаточно затруднительно с практической точки зрения»[13].
Важнейшими тенденциями развития законодательства о банкротстве в ближайшее время станут дальнейшее развитие дифференцированного подхода к особенностям несостоятельности (банкротства) отдельных видов субъектов гражданского права, совершенствование системы процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), в том числе восстановительных, с одновременным развитием мер защиты интересов кредиторов в деле о банкротстве, в целях повышения эффективности законодательства в данной сфере.
1.2. Субъекты банкротства
Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований.