Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 786
Скачиваний: 17
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования феномена
1.1. Одиночество как психологическое состояние: подходы
1.2. Сущность феномена одиночества
Глава 2. Исследование проблемы одиночества в различных возрастных группах
2.1. Особенности одиночества у подростков
Одиночеству часто сопутствуют депрессивные и тревожные расстройства, спровоцированные переживанием эмоций печали и страха. Одиночество как чувство обусловливается переживанием человеком своей непохожести на других, вследствие чего возникает определенный психологический барьер в общении, ощущение непонимания и неприятия себя другими людьми[15].
Одиночество как процесс – это постепенное утрачивание способности личности воспринимать и реализовывать имеющиеся в обществе нормы, принципы, ценности в конкретных жизненных ситуациях. В результате процесса формирования и переживания одиночества происходит утрата личностью статуса значимого субъекта социальной жизни[16].
Одиночество как отношение – это невозможность принятия мира как самоцели и формирования собственной самоценности. При этом индивид, анализируя свои отношения с другими людьми, не интегрирует себя в окружающее социальное пространство.
Кроме того, одиночество обычно сопутствует синдрому избегания или дистанцирования, которые широко распространены в современном обществе. Они могут реализоваться как в непосредственной изоляции от общества, при этом всегда существует внутренний конфликт между желанием установить близкие отношения и мысленным предвосхищением неудачи подобных попыток, и наличие социальных фобий разного рода, так и амбивалентно, когда имеется множество поверхностных контактов при отсутствии по настоящему близких отношений или создается впечатление, что индивид в начале отношений искренне вовлечен в контакт, но далее он неожиданно отстраняется, обесценивая значимость контакта. И те, и другие обычно осознают свое одиночество, но часто оказываются не в силах изменить ситуацию на протяжении многих лет[17].
Кроме того, одиночество является одним из определяющих факторов формирования и реализации аддиктивного поведения. Оно в свою очередь, неся в себе черты аутоагрессии, дополнительно усугубляет состояние человека и способствует развитию различных психосоматозов.
Одиночество как жизненная позиция – это осознанное нежелание поддерживать близкие отношения с кем бы то ни было. Человек отчужден не только от других, себе подобных, но и от мира в целом – его ценностей, идеалов, норм[18].
Состояние одиночества – это переживание человеком потери внутренней целостности, а также внешней гармонии с миром, между желаемым и достигнутым качеством социального общения. Мы понимаем под одиночеством психическое состояние человека, отражающее переживание им своей отдельности, субъективной невозможности или нежелания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими людьми[19].
Выводы
Состояние одиночества – это переживание человеком потери внутренней целостности, а также внешней гармонии с миром, между желаемым и достигнутым качеством социального общения. Под одиночеством понимают такое психическое состояние человека, отражающее переживание им своей отдельности, субъективной невозможности или нежелания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими людьми.
Глава 2. Исследование проблемы одиночества в различных возрастных группах
2.1. Особенности одиночества у подростков
Г. Салливан считал, что одиночество «чрезвычайно неприятное и гнетущее чувство». По мнению Г. Салливана, одиночество связано с недостатком, или утратой, или боязнью утраты таких аспектов взаимоотношений, которые складываются, формируются на определенных этапах его личностного развития. Он отмечает, что одиночество проявляется, начиная с подросткового возраста.
В. Серма исследовал одиночество как проявление глубокого личностного кризиса. Он подчеркивает, что причиной роста количества самоубийств среди подростков и молодых людей является «сильное и почти непередаваемое чувство одиночества».
Одиночество в подростковом возрасте имеет различные аспекты, различно проявляющиеся во времени (часто появляющаяся скука, отчуждение, неприкаянность), в содержании (низкий психологический статус) и сферах личности (коммуникативная, духовная). Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир[20].
В определении проблемы одиночества выделяется несколько подходов.
Первый из них – это отрицание самого факта наличия подросткового одиночества, но с этой точкой зрения согласиться довольно сложно. Следующий взгляд признает одиночество как нечто поверхностное, несерьезное. Но именно третья точка зрения, принадлежащая И. С. Кон, связывает возникновение одиночества с возникновением самосознания, или «Я-концепцией» [21]. Я-концепция – это относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений индивида о себе. Именно она и является центральным новообразованием подросткового возраста. И. С. Кон пишет о том, что «Я» подростка еще расплывчато, нередко переживается как беспокойство, внутри ребенка борются два человека: «внешний» и «внутренний». Из-за этого часто возникает чувство одиночества[22].
Одной из составляющих «Я-концепции» является самооценка, неадекватность которой можно рассматривать как причину одиночества. Р. Бернс отмечает, что образ «Я» и самооценка неразрывно связаны. Самооценка закладывается еще в раннем детстве и зависит от стиля воспитания в семье, а также отношения социального окружения, или «значимых других» [23].
«При адекватной самооценке, формирующейся в семьях, уважающих и признающих личность ребенка, одиночество правильнее было бы рассматривать как «уединение», положительный опыт, который ведет к оптимальному развитию личности, попытке «разобраться в самом себе»[24].
Неадекватная самооценка, к которой относятся, в том числе, и заниженная и завышенная, ведет к диффузии самосознания и, как следствие, к негативному переживанию одиночества[25].
Завышенная самооценка порождает конфликт между очень высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе. Как следствие – не складываются межличностные отношения, особенно страдают отношения со сверстниками. Дети зачастую избегают чересчур эгоистичного, подчас агрессивного подростка, что приводит к острому чувству одиночества»[26].
При заниженной же самооценке подросток крайне неуверен в себе, застенчив, пассивен и, как следствие, непопулярен среди сверстников. Из этого следует, что низкая самооценка является фактором развития острого чувства одиночества.
Самооценка в психологической литературе понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности[27].
При проведении исследования взаимосвязи одиночества и самооценки у подростков (39 подростков в возрасте 14–15 лет) использовались методики: методика исследования самооценки личности С. А. Будасси, «Степень одиночества» И. Татарского, методика диагностики ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
Анализ данных диагностики самооценки личности подростков (методика исследования самооценки личности С. А. Будасси), показал, что 36,67% испытуемых имеют низкий уровень выраженности показателей самооценки, 16,67% – средний и 46,67% – высокий. Подростки с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть. Подростки с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Заниженность самооценки человек характеризуется чрезмерной неуверенностью в себе, что ведет к формированию таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Окружающие иногда воспринимают такого подростка как сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится формирование изоляции от людей, одиночество. Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание, как своих достоинств, так и недостатков.
Для диагностики уровня одиночества у подростков мы использовали методику И. Татарского «Степень одиночества». Высокие уровни одиночества диагностировалась у 50% испытуемых данной выборки респондентов. Такие подростки, как правило, испытывают сложности во взаимоотношениях не только с окружающими, но и с самим собой. Характерны довольно низкая степень принятия себя, уровень личной энергетики также невысок. Возможны психосоматические проявления стресса. Средняя степень одиночества – у 13,3% испытуемых. 36,7% подростков не испытывают чувства одиночества, хорошо и много общаются, могут эффективно помогать другим.
С целью диагностики субъективного ощущения одиночества нами использована методика «Диагностики ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона. 26,7% имеют высокий субъективный уровень одиночества, 33,3% – средний и 40% – низкий.
Статистической обработка результатов исследования проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена в программной среде Microsoft Exel. Значимая положительная корреляционная связь (rэмп = 0,4204; rкр = 0,41 при р ≤ 0,01) наблюдается между показателями самооценки и степенью одиночества, то есть при высокой степени одиночества наблюдается низкая самооценка, при низкой степени одиночества наблюдается высокая самооценка.
Значимая отрицательная корреляционная связь (rэмп = – 0,4157; rкр = 0,41 при р ≤ 0,01) наблюдается между показателями самооценки и показателями субъективного ощущения одиночества, то есть при высоком субъективном ощущении одиночества наблюдается низкая самооценка, при низком субъективном ощущении одиночества наблюдается высокая самооценка.
2.2. Особенности переживания одиночества в пожилом возрасте
В современной России, как и во всех развитых странах остро стоит
демографическая проблема. Увеличивается продолжительность жизни, по
данным Росстата её прирост составил в среднем на 6 лет и достиг 71 года. В
связи с этим, а также с уменьшением рождаемости государство столкнулось с
ситуацией «старения» населения: увеличения доли категории граждан старшего возраста и связанными с этими проблемами. Для людей преклонного возраста характерны значительные изменения в жизненных условиях и обстановке, общественных и семейных ролях, характере социальных и дружеских контактов, что, в итоге ведет к потере жизненных целей и смысла жизни. Лица пожилого возраста преимущественно ориентированы на внутренние переживания, неадекватное эмоциональное реагирование на ситуации социальной среды. Для пожилых людей как социальной группы, одиночество становится устойчивой характеристикой и одной из доминирующих жизненных проблем. Изучение проблемы одиночества на этом фоне приобретает особую актуальность.
В пожилом возрасте реальность старения влечет за собой много причин
одиночества. Умирают старые друзья, и их непросто заменить новыми
знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит
достаточным утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, удовлетворяя потребности быть самим собой, реализуя возможность и получая время заниматься собственными проблемами и построением взаимоотношений. Со старостью приходит одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.
В целях наилучшего приспособления к среде человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую сеть друзей. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.
Многие исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем
приближении связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но это вовсе не означает, что люди в пожилом возрасте, живущие одни, все испытывают одиночество. Можно быть одиноким и в толпе, и в кругу семьи, хотя одиночество среди пожилых людей и может быть связано с уменьшением числа социальных контактов с друзьями и детьми.
Однако наличие родственников еще не является страховкой от одинокого существования, многие пожилые люди проживают вместе с родственниками, но должной эмоциональной, материальной, социальной поддержки не ощущают. Одиночество и депривация пожилых людей усиливаются и отчужденностью от более молодых поколений. Раньше престарелые, включенные в сеть тесных и многогранных семейно-родственных взаимосвязей, чувствовали себя востребованными в своей семье не одиноко, внося незаменимый вклад в процесс социализации подрастающего поколения и социального контроля нам ним. В современной России сложилась следующая ситуация: на смену демографически молодому обществу, где общественный авторитет и власть принадлежали старшему поколения, пришло демографически старое общество с доминирующим положением молодежи. Потеря социального статуса усугубляется психологической проблемой одиночества стариков.
Исследования, проведенные Д. Перлманом и его коллегами, обнаружили гораздо больше фактов одиночества среди старых одиноких людей, которые проживали с родственниками, чем среди других стариков, которые жили одни. Оказалось, что социальные контакты с друзьями или соседями оказывают большое на благополучие, чем контакты с родственниками.