Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 781
Скачиваний: 17
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования феномена
1.1. Одиночество как психологическое состояние: подходы
1.2. Сущность феномена одиночества
Глава 2. Исследование проблемы одиночества в различных возрастных группах
2.1. Особенности одиночества у подростков
Введение
Актуальность. Одиночество как психическое состояние, имеющее ярко выраженную негативную окраску, известно человечеству, по крайней мере, с античных времен. При достаточно частом указании на одиночество как на психологическое явление остается актуальным изучение ее отдельных его проявлений и взаимосвязей с личностными особенностями и характеристиками.
В условиях социально-экономической нестабильности проявления и последствия субъективного одиночества человека становятся по-особому злободневными и значимыми. В последнее десятилетие к проблеме одиночества проявляется повышенный интерес со стороны воспитателей, школьных психологов и социальных работников. Становится все более очевидной необходимость анализа природы и сущности этого состояния, специфики его переживания и проявления в жизни и деятельности.
Цель работы – исследовать одиночество как психологическое состояние.
Задачи работы обусловлены ее целью:
- исследовать сущность феномена одиночества;
- рассмотреть особенности одиночества в подростковом возрасте;
- выявить особенности одиночества в пожилом возрасте.
Предмет исследования – одиночество как психологическое состояние.
В процессе исследования использовались общенаучные методы исследования – изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; сравнение, наблюдение, анкетирование, опрос, психологические методики исследования одиночества.
Научно-методической основой работы явились труды известных западных и отечественных ученых в области организационной психологии.
Структура и состав работы подчиняются содержанию поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования феномена
одиночества в психологии
1.1. Одиночество как психологическое состояние: подходы
к исследованию
Понятие «одиночество» довольно часто используется как некий собирательный образ, обозначающий разнообразные экзистенциальные состояния сознания (покинутость, отчужденность, опустошенность, некоммуникабельность). Зачастую «одиночество» превращается в собирательную категорию, опирающуюся преимущественно на негативные проявления самовосприятия и самооценки. В рамках философии и искусства допустимы широкие и разноплановые интерпретации феномена, однако специфика социальной психологии и социологии как научных дисциплин требует строгого определении понятия с целью получения модели, концепта для дальнейшего эмпирического изучения одиночества[1].
К наиболее значимым и инструментально применимым определениям одиночества, которые сформировались к началу XXI в., относятся следующие.
К первой группе дефиниций относятся такие, в основе которых явно просматривается когнитивный подход. Они могут быть названы моделями самоидентификации или когнитивными моделями. Согласно данному подходу ядро индивидуального одиночества заключается в осознании индивидом дефицита связей. Индивид осознает себя одиноким в мире неодиноких («нормальных») людей[2].
Так, У. Садлер и Т. Джонсон определяют одиночество как «переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности»[3]. Одиночество - это негативный опыт, который возникает в тех случаях, когда сеть социальных связей личности либо количественно, либо качественно недостаточна. Такая концептуальная модель включает в себя также такой элемент, как самооценка и самоатрибуция личности, познающей неполноту своих отношений
с другими людьми или отдельным человеком[4]. Сопоставляя существующее состояние своих отношений с другими людьми и известными ему идеальными или реальными, но недоступными образцами, человек определяет себя как одинокого. Такое переживание характерно для следующих ситуаций: «отсутствие друзей, пребывание в одиночестве вдали от близких, когда не ждешь поддержки от родных, знакомых, коллег и друзей; ностальгия или тоска по дому и переживание разлуки с любимым, когда человек расстался со своим прошлым определенным местом или другим человеком, которые кажутся ему особо желанными»[5]. В этом случае одиночество может приобретать и продуктивный характер: стремление к лучшему состоянию (пока еще не состоявшемуся либо уже утраченному), и его достижение в принципе становится возможным.
Одиночество есть переживание, испытываемое личностью и обозначающее стремление к иной форме или иному уровню взаимодействия, отличному от того, которое есть в данный момент. Одиночество — это чувство ощущения себя одиноким, несмотря на желание быть с другими. Одинокие люди испытывают чувство полного одиночества, а также отсутствие цели и скуку. Таким образом, «самопризнание», ощущение себя как «одинокою» становится в этой модели ключевой характеристикой. Человек осознает свое одиночество, признает себя одиноким — и это главное основание (признак, индикатор) при проведения эмпирических исследовании или опросов. Все остальные характеристики, признаки измеряются у человека уже «с поставленным диагнозом «одиночество». Естественно, что это состояние описывается как негативное, в противоположность желаемому.
Вторам группа концепций (базирующаяся на интеракционистском и интимном подходах) ставит в центре модели «одиночества» потребность человека в общении (личностном общении), установлении подлинно близких, «интимных» отношении с другим человеком. Одиночество чрезвычайно неприятный и влияющий на человека опыт, связанный с неадекватным способом реализации потребности в личностной и межличностной близости. Одиночество вызывается не тем, что человек в буквальном смысле оказывается в изоляции, а тем, что у него обнаруживается дефицит необходимой человеческой связи или совокупности связей. Одиночество при всех обстоятельствах предстает как реакция некого особого типа связи или же, точнее реакция на отсутствие собственных ожиданий в отношении будущих связей. Особое значение здесь придается понятиям «интимный», «интимная связь», «близость» [6]. Речь идет о близости отношений, взаимных ожидании, а между отсутствием необходимых личностных близких связей и одиночеством устанавливается корреляционная зависимость. Потребность в интимности отношений — некая ценность, недостижимость которой стимулирует возникновение одиночества. Диагностирование одиночества в этой модели не является результатом самоочевидного атрибутивного процесса, а многие действительно одинокие люди не осознают и не признают своего дистрессового состояния, не отдавая себе отчет в истинных его причинах. Задача исследователя в данном случае состоит и в том, чтобы построить модель, выявляющую скрытое одиночество[7]. Одиночество соответствует аффективному состоянию, в котором индивид осознает чувство изолированности от других людей на фоне присутствия неясно выраженной потребности в этих людях. Небезынтересно, что решение проблемы одиночества в таком ее понимании в развитых странах связывается с появлением и развитием постиндустриального общества, в котором потребность в «интимности» отношений сама собой отомрет, как следствие, снимется с повестки дня и проблема одиночества.
Таким образом, в центре этого концепта одиночества находится потребность в личностном, интимном общении, и в зависимости от удовлетворения
или неудовлетворения этой потребности можно диагностировать наличие или отсутствие одиночества у человека вне зависимости от того, осознает ли он себя одиноким, переживает ли он свое дискомфортное состояние как одиночество.
Третьи группа дефиниций определяет одиночество через социальные связи, их наличие или отсутствие, интенсивность, значимость. Одиночество — отсутствие или осознание отсутствия положительных социальных связей, сопровождаемое симптомами психологического дистресса социальные связи должны рассматриваться как особый вид личностного подкрепления. Таким образом, одиночество должно рассматриваться частично в качестве ответной реакции на отсутствие важных социальных подкреплений. В процессе самоутверждения личность привлекает к себе связи определенного уровня и в определенном количестве. Социальные связи «наполняют», поддерживают личность. Например, дружеские отношения, дружба и даже вера в нее способствуют росту самосознания личности. При этом отсутствие значимых социальных связей приводят к депривации, акцентируя тем самым ценность отсутствующих социальных связей. Естественно, что симптомы одиночества в данном случае могут быть «диагностированы» и без идентификации себя как «одинокого» [8].
Одиночество представляет собой механизм адаптивной обратной реакции, выводящей индивида из состояния «стресса дефицита» и переводящей его в состояние более оптимальных контактов, как по качеству, так и по количеству. Стресс дефицита обозначает недостаток внешних контактов, в данном случае связанных с общением. Расшатывание социальных связей и уменьшение глубины межличностных взаимодействий, связанное с ослаблением связей в первичных группах, увеличением семейной мобильности, усилением социальной мобильности в современном обществе ведет к массовому появлению одиноких людей. При этом одиночество может считаться и естественным, хотя и очень болезненным побочным следствием происходящих в обществе социальных изменений[9]. Оно становится ответной и компенсаторной реакцией на дефицит социальных связей — как их количественной недостаточности в отдельных случаях, так и их низкого качества, формальности, поверхностности, прагматичности общения и взаимодействий. Описанные в данной модели признаки одиночества достаточно просто поддаются эмпирической и операциональной интерпретации. Но простое подтверждение наличия ряда из них не ведет с необходимостью к осознанию и диагностированию личности как одинокой[10].
1.2. Сущность феномена одиночества
Феномен одиночества отличается сложностью и неоднозначностью в плане научного определения и индивидуального осмысления его исследователем[11].
Впервые особое внимание на одиночество среди психологов обратил Э. Фромм. Он считал, что сама натура человека не может быть согласна с одиночеством и изоляцией. Э. Фромм подробно рассматривал ситуации, приводящие к возникновению ужаса перед одиночеством, становившегося порой сильнее смерти и видел в этом причину развития многих психических расстройств, также предполагая вероятность развития соматических расстройств. Личности свойственен ряд социальных потребностей, коренящихся в значимости общения: в связях с людьми, в самоутверждении и привязанности, формирующие резко отрицательное отношение к одиночеству. Рассматривая, как человечество в ходе своего развития решало проблему одиночества, Э. Фромм пишет, что ни творческая деятельность, ни оргиастические состояния, ни следования обычаям или верованиям группы не были достаточными для этого преодоления – они были лишь «частичными ответами». «Полный ответ» – достижение единения с другим человеком в любви[12].
Одиночество не следует путать с уединением. Множество людей ежедневно ощущают эту потребность побыть одному. Среди позитивных аспектов уединенности приводится возможность рефлексии, общения с самим собой и богом или иначе высшей точкой трансценденции. А. Маслоу заявлял, что без него невозможна самоактуализация. Это состояние одиночества можно назвать управляемым, основанным на осознании собственной индивидуальности, автономности, самости[13].
Рассматривая одиночество как психический феномен, можно говорить о нем как о чувстве, процессе, отношении, жизненной позиции, состоянии. Собственно одиночество есть негативное, тяжелое переживание. «Оно является естественным активатором страха. Зачастую, оставаясь в одиночестве, человек, ощущает угрозу своей безопасности, но стоит ему оказаться среди людей как страх отступает». Соответственно, чем чаще человек ощущает свое одиночество, тем чаще возникает и эмоция страха, что выражается в постоянно повышенном уровне тревожности, что сказывается, прежде всего, на сердечнососудистой системе. Кроме страха и тревоги одиночество как сложный аффективно–когнитивный комплекс часто включает в себя эмоцию печали[14].