Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом (еоретичсекая часть. Современные концепции мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процессные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, а является также функцией восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.

Процессные теории получили свое развитие и продолжение в современных научных разработках мотивации. Заслуживает внимания теория подкрепления, в основе которой лежат исследования Б. Скиннера и А. Бандуры. Она базируется на принципе модификации организационного поведения, обозначающем систематическое поощрение (подкрепление) желательного поведения и неподкрепление или наказание нежелательного. Б. Скиннер считал, что поведением можно управлять, изменяя его последствия (с помощью поощрения или наказания), используя понятие оперантного обуславливания[13]. Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию человека повторять данное поведение в будущем. Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается[14].

Теория Виктора Врума базируется на том, что активная потребность – не единственное необходимое условие мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого (Рис. 2.2.)[15].

Ожидаемая ценность вознаграждения

Валентность

Ожидание того, что результаты повлекут за собой вознаграждение

Р-В

Ожидание того, что усилия дадут ожидаемые результаты

З-Р

МОТИВАЦИЯ

Рис. 1.2. Модель мотивации по Вруму

Теория ожидания Виктора Врума - учение, описывающее зависимость мотивации от следующих моментов: как много человек хотел бы получить и насколько возможно для него получить желаемое. В теории ожиданий используются четыре основных понятия: воздействие, валентность, затраты, ожидание. Исходя из нее, поведение индивида зависит от различных обстоятельств, вынуждающих его принимать альтернативные решения. Валентность результата и сила ожидания того, что именно такой результат будет получен при определенном выборе, варьируются в зависимости от обстоятельств. Валентность - это предполагаемая ценность удовлетворения или неудовлетворения, возникающего вследствие определенного вознаграждения[16].


Теория ожиданий исходит из того, что высоко валентные результаты не повлияют на намерения или на поведение человека, если он не ожидает, что своими действиями сможет повлиять на вероятность их достижения. Далее полагается, что валентность результатов зависит не только от присущих ей свойств, но и от ее пригодности для достижения других результатов.

Таким образом, различные теории мотивации не противоречат, а взаимодополняют друг друга, отражая многогранность и нестандартность процесса мотивации как процесса побуждения себя и других к действию ради достижения личных целей и целей организации, предопределяя необходимость комплексного и серьезного подхода к решению этой сложной проблемы.

Несомненно, что современная эффективная система мотивации и стимулирования труда персонала должна учитывать основы всех мотивационных теорий, а также богатый опыт «образцовых» компаний мира, имеющих свои оригинальные системы мотиваций.

2. Аналитическая часть (на примере «Твоя Книга»)

2.1. Описание организации

«Твоя Книга» – сеть современных универсальных книжных магазинов, успешно работающих по всей России. Магазины «Твоя Книга» входят в одно из самых крупных книготорговых объединений страны – розничную сеть «Твоя Книга - Буквоед».

Главная цель компании – стать для посетителей не просто хорошим книжным магазином европейского уровня, но и добрым внимательным другом.

Основная мысль и мотив организации: книги действительно могут изменить жизнь к лучшему. Поэтому здесь предоставляют посетителям максимум информации по всем отраслям знаний и помогают им настроиться на позитивный лад. Ежедневно в «Твоя Книга» приходят миллионы людей, для которых чтение – жизненная потребность, важное условие личностного роста.

Поэтому важно, чтобы посетители проводили время в магазинах с максимальной пользой и получали то, что им необходимо для досуга и самовыражения. 
Поэтому кроме книг в магазинах «Твоя Книга» покупатель может найти:


  • Широкий выбор канцелярских товаров, медиа-продукции и smart-сувениров, товаров для хобби и творчества;
  • Продукцию с уникальным дизайном;
  • Специальный ассортимент для профессиональных художников и декораторов;
  • Оригинальные сладости.

Все магазины сети расположены рядом со станциями метро, на центральных городских улицах, в крупных торговых центрах

Существуют единые стандарты качества для магазинов по всей стране. Покупатели знают, что придя в любой «Твоя Книга», они найдут:

  • Широкий, постоянно обновляемый ассортимент;
  • Комфортные условия;
  • Удобную систему навигации;
  • Высокий уровень обслуживания;
  • Интересные акции.

В работе с поставщиками «Твоя Книга» не делит издательства на «большие» и «маленькие». Это позволяет в каждом магазине сформировать уникальный ассортимент книг по самым разным отраслям знаний. В числе надежных партнеров – издательства «Эксмо», «АСТ», «Азбука», «Олма-Пресс», «Росмэн», «Питер», «Эгмонт», «Дрофа», «Центрполиграф» и многие другие.

Работая с девелоперскими компаниями, существуют долгосрочные доверительные отношения. Фундаментом для них служат честность и взаимовыгодность. Мы уже много лет сотрудничаем с такими компаниями как: Холдинг «Капиталл Групп», «RTM», ООО «Рим Девелопмент» (г.Саратов), «Cushman&Wakefield/ Stiles&Riabokobylko», «Penny lane Realty», «Ross Group JSC».

Открывая новые магазины в регионах, филиалы компании «Твоя Книга» участвуют в жизни каждого города: это благотворительные акции, помощь в организации общегородских мероприятий. Сложились добрые партнерские отношения с городскими властями в каждом регионе, где представлены магазины сети.

Посетители магазинов «Твоя Книга» – целеустремленные и увлеченные люди с активной жизненной позицией. Компания разделяет их интересы и поддерживает единомышленников. «Твоя Книга» – это не только место для покупки книг, но и современная коммуникативная площадка, культурный центр, в котором проходят презентации с участием известных авторов и медиаперсон, фестивали для детей и взрослых.

Компания предлагает покупателям новые возможности для саморазвития, обучения и развлечения. Участие в тренингах, творческих семинарах и мастер-классах в магазинах стало доброй традицией для жителей столицы и регионов России.

Основная задача для компании «Твоя Книга» сегодня – это согласование целей сотрудников с целями предприятия (Приложение 1).

На совещаниях и планерках руководители структурных служб оценивают работу различных подразделений и групп. При положительных результатах выражается благодарность как отдельным работникам, так группам. Система поощрения работников предприятия включает в себя моральное и материальное вознаграждение. Однако, нормативных документов, которые бы регулировали эти процессы, не существует.


Как правило, директор и руководители структурных подразделений совместно решают, кто из сотрудников и за что достоин поощрения.

Для отдельных работников и групп работников установлены градации качества работ для того, чтобы работники могли увидеть, чего они могут достигнуть в своей работе, тем самым, поощряя их к достижению необходимого высокого уровня работы. Оплата труда работников происходит в полном соответствии с их трудовым вкладом в конечные результаты труда коллектива, в том числе по повышению качества выпускаемой продукции.

В «Твоя Книга» со всеми работниками заключаются трудовые договоры, где отражаются условия труда, размер вознаграждения за труд, условия труда и отдыха и иные существенные условия труда.

На предприятии за 2018 г. получены следующие результаты[17]:

1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила 127052,519 тыс. руб.

2. Себестоимость реализованной продукции – 104600,577 тыс. руб.

3. Прибыль от реализации – 22451,942 тыс. руб.

3. Прибыль от прочей реализации – 1708,240 тыс. руб.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налога в соответствии с учредительными документами была направлена: в фонд накопления – 1300,000 тыс. руб., в фонд потребления – 3400,000 тыс. руб., перечислено учредителям – 111 811, 7 тыс. руб.

Как показывает анализ, в «Твоя Книга» наблюдается увеличение прибыли. Так в 2019 г. она составила 15165,476 тыс. руб., а в 2018 г. – 25781,309 тыс. руб. Это обусловлено повышением отпускной цены книг на 15%, повышением цены на рекламные услуги (на 12%), снижением долговой нагрузки, отсутствием арендной платы за офисные помещения (в 2019 году предприятие приобрело в собственность офисное помещение).

Но так как «Твоя Книга» ведет многопрофильную деятельность, это позволяет высокорентабельной продукции поддерживать в среднем низкорентабельную продукцию и получать устойчивую прибыль.

Организационная структура «Твоя Книга» - линейно-функциональная (Приложение 2). Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих выпуском е-книг, характеризуется показателями выполнения графика выпуска, затрат ресурсов, производительности труда, использования рабочей силы, использования оборудования и площадей, работу по ремонту оборудования и т.д. Соответственно строится и система материального поощрения, ориентированная прежде всего на достижение высоких показателей каждой службы. При этом конечный результат в целом становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной степени работают на его получение.


Коммерческий директор определяет систему мотивации труда менеджеров коммерческой службы, производит отбор персонала, представляет на утверждение директору график отпусков, приказы о премировании сотрудников отдела продаж, проводит обучение менеджеров.

Однако оценка только финансово-экономических параметров деятельности не дает возможности провести комплексную оценку организации в целом. Необходима характеристика социальной составляющей организации.

В штатном расписании организации – 53 единицы.

Функции службы управления персоналом выполняют совместно директор, главный бухгалтер, руководитель отдела маркетинга, директор по коммерции.

Главный бухгалтер совместно с директором определяют размер заработной платы, премий, количество необходимых сотрудников. Руководитель отдела маркетинга участвует в отборе персонала (проводит первичные собеседования с кандидатами, составляет должностные инструкции).

Половозрастная структура персонала предприятия в г. Нижний Новгород представлена в табл. 2.1. В составе работников «Твоя Книга» преобладают женщины в возрасте 20-30 лет. Мужчины занимают должности водителей, охранников, специалистов технической службы.

Таблица 2.1.

Половозрастная структура персонала

Группы персонала по возрасту и полу

Среднесписочная численность персонала

Удельный вес персонала в общей численности, %

Год

2019

2018

2019

2018

Мужчины – всего, в т.ч.

6

8

15%

17%

До 20 лет

-

-

-

20 -30

3

2

7%

5%

30-40

2

5

5%

8%

40-50

1

1

3%

4%

50-60

-

-

Старше 60

-

-

Женщины, всего

42

45

85%

86%

До 20 лет

2

2

3%

2%

20 -30

38

33

80%

75%

30-40

2

8

2%

9%

40-50

-

2

50-60

-

-

Старше 60

-

-

Всего

48

53

100%

100%