Файл: ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ (1. Права и свободы человека в современном мире: понятие, классификация и особенности их реализации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ш. Монтескье в своем знаменитом трактате «О духе законов» говорит: «Необходимо уяснить себе, что такое свобода и что такое независимость. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».

Данное утверждение весьма красноречиво формулирует основные проблемы, связанные с правами человека определение пределов прав и способы ограничения прав человека, ибо свобода человека есть свобода только до тех пределов, пока она не посягает на законные права и свободы других, на признанные и законные ценности общества.

В современном российском праве действует правило - ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией.

Природа конституционных ограничений кроется в признании прав человека естественными (догосударственными или внегосударственными), с одной стороны, и признании роли государства как основного гаранта этих прав и одновременно основной угрозой этим правам - с другой. В процессе реализации прав и свобод сталкиваются различные интересы: субъекта этих прав, других лиц, общества в целом, государства. В силу этого установление ограничений (определение пределов) прав - объективная потребность нормального функционирования общества, с одной стороны, и свободы личности - с другой[12]. Цель ограничений - достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц.

Всякое конституционное ограничение применительно к индивидуальному праву предполагает, что оно обусловлено возможностью столкновения ценностей, подлежащих защите, а потому такое ограничение признается правом. Этот принцип универсален. Ограничение направлено на достижение рационального, т.е. адекватного, баланса сталкивающихся конституционно-правовых ценностей.

Для каждого современного государства характерна своя определенная система социальных ценностей, иногда конституционно закрепленных, и обусловленная ею совокупность критериев и целей, образующая основания для установления границ (пределов) в реализации гражданами своих прав и свобод. Л.Д. Воеводин в связи с этим пишет: «...пределы осуществления прав и свобод можно было бы определить как совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными правами и свободами, а также осуществления в пределах Конституции и законов органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий»[13]. В этом смысле пределы реализации прав, закрепленных в конституциях различных государств и выражающиеся в установлении общих оснований ограничений, имеют определенное сходство. При этом целью ограничений является достижение гармонии между интересами личности и интересами государства как представителя общества.


В соответствии с нормами Международного пакта об экономических социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах участвующие в Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе[14].

Актуальной проблемой является ограничение прав человека. Ограничения - меры, направленные на реализацию позитивных прав и свобод человека и гражданина, исключающие нелегитимные способы их реализации. Ограничения есть форма реализации позитивных действий и исключение действий негативных. Ограничения можно классифицировать на экономические, политические, социальные, правовые. Исходя из формы права, закрепляющей ограничение можно выделить конституционно-правовые ограничения, ограничения, устанавливаемые законами, подзаконными актами, судебными решениями. По субъекту: ограничения прав физических и юридических лиц, а также общие (действующие для всех лиц) и индивидуальные (для конкретных лиц). По времени действия: постоянного или временного характера (на конкретный срок или в чрезвычайных условиях). В зависимости от правового статуса ограничения прав: иностранцев; государственных служащих; должностных лиц и т.п.[15]

По форме выражения способы (формы) ограничения прав и свобод могут быть следующими:

а) запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);

б) запрет на реализацию права в целом (абсолютный запрет);

в) вмешательство в право уполномоченными государственными органами (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);

г) обязанность;

д) ответственность.

Нарушение конституционных прав и свобод граждан в Российской Федерации, по мнению зарубежных политиков и исследователей - является одной из ключевых проблем по построению и сохранению демократического общества и государства в России. Если обратиться к иностранной прессе, то нарушение личных прав и свобод в России - пожалуй, одна из самых «излюбленных» тем западных журналистов. Иностранный обыватель может сделать вывод, что в России не признаются права и свободы человека и гражданина, суд контролируется исполнительными властями, страна находится на пути к диктатуре. Как отмечают исследователи из Европы, в России нарушаются: свобода мысли, право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, свобода передвижения и др.


В соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации регулирование конституционных прав и свобод человека и гражданина является исключительной компетенцией Российской Федерации и, следовательно, не может быть передано Договором между органом государственной власти Российской Федерации и ее субъектом в их совместное ведение или в ведение субъекта Российской Федерации.

Согласно разделу второму Конституции Российской Федерации в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации действуют положения Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

- в пограничной полосе;

- в закрытых военных городках;

- в закрытых административно-территориальных образованиях;

- в зонах экологического бедствия;

- на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

- на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Данный перечень является исчерпывающим, конституционные же права граждан могут быть ограничены только федеральным законом в строго определенных целях, и ограничение их законами субъекта Федерации не допускается.

Итак, с чем же связна ситуация «тотального» нарушения личных прав и свобод человека и гражданина в России. Ведь с одной стороны, законодатель четко прописывает права и обязанности гражданина, создает механизм по защите и реализации правомочий. С другой стороны, продолжаются нарушения личных прав и свобод на разных уровнях государственной системы, на разных этапах реализации прав.

Основная проблема практической реализации прав и свобод граждан, их защите, заключается в правовом нигилизме абсолютного большинства граждан России.


По-прежнему большинство граждан Российской Федерации считают, что отстаивать свои права «бесполезно». Достаточно вспомнить известную поговорку «Закон, что дышло, куда повернешь, так и вышло». Поэтому и получается, что не создаются прецеденты защиты прав, продолжаются нарушения.

Ведь если есть права и механизмы их защиты, то нет препятствий к их реализации. И именно низкий уровень правосознательности большинства населения, допускающего или молчаливого соглашающего с попранием их прав и является основной проблемой с их реализацией и защитой!

Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления российского законодательства, является некачественность принимаемых нормативно-правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в обществе. Наиболее негативной характеристикой «некачественного» нормативно-правового акта представляется его неконституционность. При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном). К сожалению, одна треть законов субъектов Российской Федерации, принятых за последние два года (их зарегистрировано Министерством юстиции РФ около 50 тысяч), являлась до последнего времени не соответствующей Конституции РФ.

Другая проблема состоит в том, что повышение уровня конституционного правосознания должно стимулировать правотворческую деятельность государства, направленную на разработку и юридическое закрепление новых политико-правовых институтов, совершенствование демократических механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека. Эти процессы развиваются в России непоследовательно, противоречиво. Многие действительно полезные демократические правовые установления нередко остаются нереализованными в силу того, что они неадекватно воспринимаются общественным сознанием, а порой и средствами массовой информации.

Конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную реализаторскую функцию.

При этом не следует рассматривать конституционное правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм конституционного права. Специфика конституционного правосознания как высшей формы правового сознания позволяет говорить о его значительной роли в механизме реализации права в целом[16]. Человек не должен и не в силах знать весь объем правовых установлений, однако даже при отсутствии необходимых знаний о конкретных правовых нормах он совершает правомерные поступки или воздерживается от совершения неправомерных. Это связано с тем, что уровень правового сознания человека определяется не только знанием конкретных норм права, но и знанием его принципов, основополагающих исходных положений. Последние же в большей степени сконцентрированы в конституционном законодательстве и, в первую очередь, в Конституции РФ. Следовательно, от уровня конституционного правосознания, характеризующегося, в том числе и степенью информированности о конституционно-правовых ценностях, зависит поведение человека в юридически значимых ситуациях и эффективное действие механизма реализации права.


Наличие у индивида знаний о своих конституционных правах и свободах существенно влияет на формирование конституционно-правовой психологии личности. Однако, для реализации конституционных прав и свобод, их восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие рациональных компонентов в системе конституционного правосознания: знаний, представлений о конкретных юридических предписаниях, способах защиты прав и свобод.

Близкими формами реализации правовых норм, по характеру воздействия на них конституционного правосознания, являются их соблюдение и исполнение. Однако тесная связь исполнения и соблюдения правовых предписаний не означает их тождественности. Отграничить их можно, в частности, по особенностям форм и способов проявления конституционного правосознания, его отдельных структурных компонентов.

Существенное влияние на формирование в сознании личности необходимого для добросовестного и эффективного соблюдения и исполнения юридических норм положительного социально-психологического климата, по мнению автора, оказывает практическая деятельность государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений. Конституционность их деятельности должна обеспечивать преодоление отчуждения граждан от государства, формирование у граждан чувства конституционной законности.

Без достаточно высокого уровня конституционного правосознания немыслима и деятельность субъектов, осуществляющих применение права. Особая роль конституционного правосознания в процессе применения не только конституционно-правовых предписаний, но и права в целом обусловлена, прежде всего, ведущей ролью Конституции РФ в системе источников права России и приоритетом конституционного права перед всеми остальными отраслями российского права. К тому же, применение самих конституционных норм может быть осуществлено несколькими способами: во-первых, конституционные предписания могут быть применены самостоятельно; во-вторых, совместно с отраслевыми нормами, и, что важно, в случае необходимости вместо них; в-третьих, конституционные нормы могут быть применены для официального толкования норм отраслевого законодательства.

Особенностью многих конституционных норм является то, что их реализация возможна лишь в результате правоприменительной деятельности государственных органов и других уполномоченных на то субъектов. Им, так же как и многим другим правовым нормам, может быть свойственно альтернативное начало, то есть установление двух или более вариантов выполнения предписания и оставление выбора одного из них на усмотрение субъекта правореализации[17]. В этих случаях идеологические и психологические компоненты конституционного правосознания в своем единстве позволяют субъектам правоприменения выработать оптимальные варианты правореализации в соответствии с требованиями конституционной законности.