Файл: Учет и анализ прибыли. Пути повышения рентабельности..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью предприятия
1.1 Сущность и экономическое содержание прибыли предприятия
1.2 Теория управления прибылью
Глава 2. Анализ прибыли предприятия на примере ОАО "Красный Якорь"
2.1 Анализ финансово-экономического состояния предприятия ОАО "Красный Якорь"
2.2 Анализ прибыли и затрат предприятия
2.3 Анализ рентабельности деятельности предприятия
Глава 3. Пути повышения прибыли предприятия ОАО "Красный Якорь"
3.1 Рекомендации по повышению прибыли предприятия
3.2 Анализ эффективности путей повышения прибыли ОАО "Красный Якорь"
Рассчитанные показатели ликвидности показали низкие значения, кроме показателя текущей ликвидности, однако практически все в отчетном периоде несколько выросли. Нормальное значение показателя текущей ликвидности и низкие значения остальных показателей ликвидности объясняется тем, что в структуре текущих активов занимает статья запасы. При ее вычете для расчета других показателей ликвидности они показывают низкие значения. Такая ситуация для предприятия является отрицательной и говорит о низкой ликвидности баланса и о неплатежеспособности предприятия.
Анализ финансовой устойчивости.
Для анализа финансовой устойчивости предприятия составим следующую таблицу (Приложение 6).
Согласно результатам подсчетов, в 2014 году МПЗ < СОС < ИФЗ не равно 233 020> -68 671 < 251 404 (тыс. руб.), такое соотношение является показателем финансовой не устойчивости предприятия. Данное соотношение показывает, что запасы и затраты не покрыты собственными оборотными средствами, т.е. предприятие зависит от внешних кредиторов.
В 2015 году неравенство абсолютных показателей финансовой устойчивости также не выполнялось МПЗ < СОС < ИФЗ не рано 375 684> -58 209 < 421 944 (тыс. руб.)
Дополнительной характеристикой анализа финансовой устойчивости является расчет коэффициентов финансовой устойчивости, который приведен в Приложении 7.
Анализ показателей финансовой устойчивости в 2015 году, представленный в таблице 2.5 показал следующие изменения коэффициентов:
Коэффициент автономии в 2015 увеличился на 0,008 и принял значение выше нормы равное -0,035. Его рост говорит о том, что в период 2014-2015 г. наблюдается некоторое увеличение собственного капитала в общей сумме капитала. Однако отрицательное значение показателя свидетельствует о высокой степени зависимости предприятия от внешних инвесторов и финансовой не устойчивости. Только достижение значения коэффициента автономии более 0,5 означает, что предприятие может свободно привлекать заемный капитал.
Коэффициент соотношения заемных средств и собственного капитала в 2015 году сократился на 5,521. Однако отрицательное значение объясняется отрицательным значением собственного капитала. Расчеты показывают, что заемные средства более чем в 30 раз превышают собственные средства. Значение коэффициента показывает, что главным источником финансирования деятельности предприятия является заемный капитал.
Коэффициент покрытия инвестиций увеличился на 0,008, его значение составило -0,035 в 2015г. Его отрицательное значение в обоих периодах, что говорит о значительном дисбалансе в структуре активов предприятия.
Показатели, характеризующие состояние оборотных средств в 2015г. изменились следующим образом:
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и в 2015 и 2014г. принимал отрицательное значение, однако в 2015г. увеличился на 0,135. Такая динамика указывает на то, что у предприятия недостаток собственных оборотных средств.
Коэффициент маневренности собственного капитала в 2015 году составил -25,864, что на 7,083 меньше чем в 2014 году. Значение данного коэффициента свидетельствует о низкой финансовой мобильности предприятия.
Показатели, характеризующие состояние основных средств, показали следующую динамику.
Индекс постоянного актива в 2015 году составил -2,568, что на 1,562 больше, чем в 2014 г. Значение данного коэффициента означает использование предприятием преимущественно заемных средств для ведения деятельности.
Коэффициент реальной стоимости имущества в 2015 году составил 0,002, т.е. сократился на 0,002 по сравнению с показателем 2014 года. Данный показатель в отчетном году не достиг рекомендуемого значения – более 0,5, что говорит о низкой доле средств производства в составе активов имущества, обеспечивающих основную деятельность предприятия и низком производственном потенциале, что объясняется непроизводственным характером деятельности предприятия.
Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия ОАО "Красный Якорь" проведенный по данным 2014-2015г. показал, что предприятие находится в крайне тяжелом финансовом состоянии. Основным источником финансирования деятельности предприятия являются заемные средства, что подрывает финансовую устойчивость и самостоятельность ОАО "Красный Якорь". В этой связи предприятию необходимо провести ряд мер по выходу из кризисного положения, сокращения затрат и наращивания собственного капитала для сокращения дисбаланса в источниках финансирования деятельности.
2.2 Анализ прибыли и затрат предприятия
Одной из важнейших задач на предприятии является управление прибылью и затратами. Учет и анализ необходимы, чтобы контролировать использование ресурсов предприятия, делать прогнозы возникновения дополнительных ресурсов, получать максимальную отдачу от их использования.
Проведем анализ прибыли ОАО "Красный Якорь" за 2014-2015г. по отчету о прибылях и убытках. (Приложение 8)
По данным в таблице можно отметить следующее:
- выручка предприятия увеличилась в 2015г. на 90294 тыс. руб. или на 20,18%.
- при этом себестоимость также возросла на 105044 тыс. руб. или на 27,50%. Темпы роста затрат выше темпов роста выручки предприятия, что свидетельствует о неэффективной политике затрат.
- валовая прибыль сократилась на 14750 тыс. руб. или на 22,55% и составила в 2015г. 50655 тыс. руб.
- коммерческие расходы возросли на 472 тыс. руб. или на 5,2%, а управленческие выросли на сумму 5118 тыс. руб. или на 12,97%.
- прибыль от продаж в 2015г. приняла отрицательную величину, т.е. убыток от продаж в размере 3462 тыс. руб., что на 20340 тыс. руб. или на 120,51% меньше чем в 2014г.
- проценты к получению увеличились на 288 тыс. руб., а проценты к уплате на 839 тыс. руб. или на 7,82%. Надо отметить, что сумма процентов к уплате в десятки раз превышает сумму процентов к получению, что также свидетельствует о дисбалансе расходов и доходов.
- текущий налог на прибыль сократился на 1779 тыс. руб. или на 99,89%.
- постоянные налоговые обязательства составили 324 тыс. руб., в 2014 г. они отсутствовали.
- чистая прибыль предприятия в 2014г. составила 4731 тыс. руб., а в 2015г. предприятие имело чистый убыток в размере 2929 тыс. руб., что на 7660 тыс. руб. или на 161,91% меньше чем в предшествующем периоде.
По итогам проведенного анализа прибылей предприятия можно заключить, что при росте выручки чистая прибыль сократилась и даже составила убыток в отчетном году. Данная негативная ситуация требует пересмотра политики затрат предприятия и устранения дисбаланса между доходами и его расходами. (Рисунок Приложение 8)
Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом. (Приложение 9)
1. С целью определения влияния величины объемов продаж на прибыль предприятия, прибыль предшествующего периода умножают на изменение объемов продаж.
Объем выручки от реализации продукции предприятия в 2015(отчетном) году составил 537 634 тыс. руб.
Сначала определим объем продаж в базисных ценах (537 634/1,2). Он составил 448 028 тыс. руб.
В этом случае изменение объема продаж в анализируемом периоде составило 100,15%, т.е. произошло увеличение объемов реализованной продукции на 0,15%. Под воздействием данного роста объемов реализации продукции прибыль от продаж увеличилась на сумму: (16 878 * 0,15%) = 2 597 тыс. руб.
Индекс изменения цен реализации продукции рассчитывают путем соотношения объемов реализации в отчетном периоде к индексу изменения реализационных цен.
2. Анализ влияния ассортимента продаж на величину прибыли предприятия определяют путем деления прибыли в отчетном периоде, рассчитанной с учетом цен и себестоимости в базисном периоде, к базисной прибыли, которая пересчитана на изменение объемов реализации.
Объем прибыли отчетного периода, с учетом изменения себестоимости и цен в базисном периоде, можно рассчитать следующим образом:
- объем выручки от реализации отчетного периода в ценах базисного периода 448 028 тыс. руб.;
- объем фактически реализованной продукции, рассчитанной по базисной себестоимости (381 935*1,015) = 387 664 тыс. рублей;
- сумма коммерческих расходов базисного периода 9 081 тыс. рублей;
- сумма управленческих расходов в базисном периоде 39 446 тыс. рублей;
- объем прибыли в отчетном периоде, рассчитанной по базисной себестоимости и базисным ценам (448 028 – 387 664 – 9 081 – 39 446) = 11 837 тыс. руб.
Таким образом, влияние изменений структуры ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 11 837 – (16 878*1,015) = -5 294 тыс. руб.
По произведенному расчету можно заключить, что в составе реализованной продукции в отчетном периоде сократился удельный вес видов продукции с наибольшим уровнем доходности.
3. Анализ влияния изменения себестоимости на прибыль предприятия проводится путем сопоставления себестоимости реализации продукции в отчетном периоде с затратами в базисном, пересчитанными на изменение объемов реализации:
486 979 – (381 935*1,015) = 99 315 тыс. руб., т.к. себестоимость реализации увеличилась, это означает, что прибыль от продаж сократилась на ту же сумму.
4. Анализ влияния изменения коммерческих и управленческих расходов на объем прибыли определяется сопоставлением их величин в отчетном и базисном периодах.
Проводя такое сопоставление можно заключить, что за счет увеличения коммерческих расходов прибыль предприятия сократилась на 472 тыс. руб. (9 553 – 9 081), а за счет роста управленческих расходов – на 5 118 тыс. руб. (44 654 – 39 446) прибыль сократилась на соответствующую сумму.
5. С целью определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на прибыль сопоставляют объем продаж в отчетном периоде, выраженный в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 537 634 – 448 028 = 89 606 тыс. руб.
Подсчитаем общее влияние на прибыль предприятия всех перечисленных выше факторов:
- воздействие объема продаж + 2 597 тыс. руб.;
- влияние структуры ассортимента реализованной продукции -5 294 тыс. руб.;
- воздействие себестоимости – 99 315 тыс. руб.;
- влияние величины коммерческих расходов – 472 тыс. руб.;
- воздействие величины управленческих расходов – 5 118 тыс. руб.;
- влияние цен реализации + 89 606 тыс. руб.;
Общее влияние факторов
2 597 – 5 294 – 99 315 – 472 – 5 118 + 89 606 = – 20 340 тыс. руб.
Существенный рост себестоимости продаж произошел в основном за счет увеличения цен на сырье и материалы. При этом, на объем полученной предприятием прибыли отрицательное влияние оказал рост коммерческих и управленческих расходов. Негативное влияние перечисленных факторов было частично скомпенсировано увеличением реализационных цен, а также ростом объема реализации. Из этого можно заключить, что основными резервами для роста прибыли ОАО "Красный Якорь" являются снижение коммерческих и управленческих затрат, а также повышение доли наиболее рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и сокращение себестоимости продукции.
2.3 Анализ рентабельности деятельности предприятия
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов.
Рентабельность предприятия характеризует уровень прибыльности или убыточности производства. Сами показатели рентабельности представляют собой относительными характеристики результатов финансового роста и эффективности деятельности организации. Они отражают относительную доходность фирмы или предприятия, которая измеряется в процентах к затратам капитала с разных позиций. Коэффициенты рентабельности рассчитываются как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.
Общая оценка рентабельности деятельности предприятия проводится путем расчета и анализа показателей рентабельности.
Проведем анализ рентабельности деятельности предприятия за период с 2014-2015г.
По данным в таблице (Приложение 10) можно сделать следующие выводы:
Рентабельность продаж за период сократилась на 4,42% и в 2015г. составила -0,64%. Отрицательное значение показателя рентабельности продаж объясняется убытком от продаж в 2015г.
Рентабельность активов (или общая рентабельность) сократилась на 2,17% и составила в 2015г. -0,63%, это означает, что на каждый вложенный в активы рубль предприятие получило прибыли на 2,17% меньше, чем в 2014г.
На каждый рубль текущих активов в 2015г. приходился убыток 0,69%, что на 2,58% меньше чем в 2014г.
Рентабельность внеоборотных активов в 2015г. сократилась на 15,55% и составила -6,99%.
Рентабельность собственного капитала увеличилась на 17,39%, однако данный показатель также принял отрицательное значение -17,95%. Рост данного показателя стал следствием не роста прибыли от использования собственного капитала, а следствием значительного сокращения собственного капитала.
Также отрицательной величиной было значение показателя рентабельности продукции – 0,60%, что на 1,84% меньше чем в 2014г.
По данным, проведенного анализа рентабельности предприятия можно заключить следующее (Рисунок Приложение 11), что все показатели рентабельности в 2015г. приняли отрицательные значения. В 2014г. отрицательное значение принимал только показатель рентабельности собственного капитала, однако все остальные показатели были низки. Данная отрицательная динамика свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия по всем направлениям.