Файл: Процесс построения модели управленческого решения (1. Теоретические положения теории принятия решений).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
Третьей моделью управленческого решения является иррациональная модель, которая основывается на предположении, что решения принимаются еще до того, как исследуются альтернативы. Иррациональная модель чаще всего применяется [23, с.76]:
-для решения принципиально новых, необычных решений, таких, которые трудно поддаются решению
- для решения проблем в условиях дефицита времени
- когда менеджер или группа менеджеров имеют достаточно власти, чтобы навязать свое решение. Исследования показывают, что классические модели принятия решений характерны для организаций, работающих в стабильных условиях. Поведенческая и иррациональная модели в большей степени подходят для турбулентной внешней среде, когда решения принимаются быстро, в условиях высокой неопределённости.
Таким образом, можно казать, что проблема принятия решений имеет универсальный характер. Она возникает практически в любой сфере человеческой деятельности и составляет ее принципиальную сущность.
Проведенный анализ позволяет сказать, что управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей системы на управляемую (субъект на объект управления), что в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого предприятие как система функционировать не может. Данное обстоятельство подчеркивает определяющее место управленческого решения в процессе управления.
2. Математический аппарат процесса построения управленческого решения
2.1. Нормативное и описательное в теории принятия управленческих решений. Процесс принятия управленческого решения
Под теорией принятия решений обычно понимается формальная междисциплинарная теория рациональных решений индивидуума или социальной организации, а также алгоритм выбора альтернативы при наличии многих возможностей.
В теории принятия решений выделяют следующие концептуальные подходы [16, с.104]:
1. Качественно-предметная концепция (дескриптивный подход).
2. Концепция математического выбора решений (нормативный подход).
В нормативных (прескриптивных) теориях исследуются логические основы и разрабатываются формальные правила для рациональных решений.
Дескриптивная теория принятия решений направлена на эмпирическое исследование и описание поведения отдельных лиц и групп людей в процессе принятия решений. Она носит ярко выраженный объясняющий, а не предписывающий характер. В ней используются психологические модели, в которых учитываются процессы и силы, объясняющие реальное поведение руководителя.
Целью является выявление закономерностей формирования решения в процессе взаимодействия исходных параметров решаемой проблемы и характеристик субъекта (индивидуального или коллективного), принимающего решение. Развитие дескриптивной теории принятия решений имеет большое значение для углубления познания сущности управленческой работы и для развития нормативной теории принятия решений (исследование поведения субъектов управления в реальных условиях позволяет выявлять скрытые характеристики действительных движущих сил данных субъектов).
Согласно одной из психологических моделей субъект управления скорее старается «удовлетворить», чем максимизировать, то есть найти достаточно хорошее решение в конкретных условиях с учетом традиций принятия решений [12, с.65]. Иными словами, скорее традиции принятия решений и личные качества являются определяющими, чем стремление к максимизации какого-либо критерия.
Нормативная теория не занимается описанием и объяснением реальных процессов принятия решений, а концентрирует свое внимание на разработке организационных, информационных, методических основ принятия рационального (экономически обоснованного) решения. Она стремится к разработке «правил движения» в управленческой работе, следование которым обеспечит принятие оптимального решения [3, с.134].
В рамках математической теории принятия решений разрабатываются нормативные модели принятия решений. Цель применения этих моделей – выбор наилучших действий (альтернатив) исходя из заданного критерия и ситуации, в которой принимается решение. Нормативные модели делают акцент на том, как руководителю следует подходить к принятию решений.
Математическая теория принятия решений по экономическим проблемам основана на предположении, что все субъекты управления являются «экономически мыслящими» людьми, то есть в пределах, допустимых законами, морально-этическими стандартами и т.п., они стараются максимизировать результаты производственно-хозяйственной деятельности организации [2, с.225].
Однако в жизни субъект управления не всегда стремится максимизировать экономический результат. Вместо этого он принимает «удовлетворительные», «достаточно хорошие» решения. В этом случае при принятии решений могут использоваться такие критерии, как «приемлемая величина прибыли» и «надежное выполнение плана». Математическая теория принятия решений не дает рецептов для демонстрации того, как решения фактически должны приниматься.
Таким образом, можно сказать, что описательные (дескриптивные) теории отвечают на вопрос, как и почему в реальной жизни принимаются решения. Делаются также попытки объединить оба подхода в один. Это так называемые интегративные теории, которые учитывают как объективные, логические факторы, так и субъективные, индивидуальные аспекты принятия решений. Модели нормативной теории решений, в свою очередь, подразделяются на два типа: замкнутые и открытые модели. Замкнутые модели решений исходят из теории рационального выбора. При этом предполагается, что полностью сформулирована ситуация и заданы все связи, так что могут быть выведены правила решения, обеспечивающие оптимальное достижение цели. При этом говорят о так называемых хорошо структурированных проблемах. Принятие решения (в совокупности с его реализацией) – процесс, связывающий с одной стороны планирование – на этапе подготовки решения. С другой – контроль – на этапе реализации. С третьей – организацию – на всех этапах.
Наиболее целостное и наглядное представление о процессе принятия решений дает схема, представленная на рисунке 1, отражающая его основные стадии и порядок их следования [6, с.218].
Рис.1. Процесс принятия управленческого решения
К примеру, в рамках перспективного планирования деятельности принимаются решения «Что делать?». После этого, в процессе текущего планирования, организации, регулирования, координации, коррекции планов, – принимают решения типа «Как делать?» [2, с.224].
При этом, управленческое решение действительно связывает все функции управления, поскольку процесс управления, представляющий последовательную реализацию функций управления и направленный на достижение поставленных целей, может в целом рассматриваться как процесс принятие решения.
Отсюда следует, что функции управления и процессы принятия решений постоянно находятся в тесной взаимосвязи.
Процесс принятия решения в основном определяется чёткостью его структуры. Структуру принятия решения образуют цель, результат, способы достижения результата, критерии оценки риска и правила выбора альтернативного решения.
Решение с четко выраженной структурой может быть представлено следующим образом (рис.2.) [17, с.110]:
Рис. 2. Решение с четко выраженной структурой
По прогнозируемой совокупности исходных данных (ИД) могут быть рассчитаны прогнозируемые результаты (Р) для возможных альтернативных решений (ВА). Далее, с учётом возможности риска выбирается возможная оптимальная альтернатива (ВАопт), которая наилучшим образом соответствует цели (Ц) [17, с.111].
Альтернативные варианты управленческого решения в каждом конкретном случае могут различаться. Поэтому, задача лица, принимающего решение, заключается в проведении комплексного анализа конкретных ситуаций при соблюдении основных правил обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения, а именно [8, с.257]:
- формирование альтернативных вариантов должно осуществляться исключительно на основании обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения;
- количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;
- в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый времени вариант решения; оставшиеся альтернативные варианты необходимо приводить к базовому при помощи определённых корректирующих коэффициентов;
-для сокращения времени, повышения качества решения и снижения затрат желательно применять технические средства информационного обеспечения процесса принятия решения.
Эффективные управленческие решения реализуется через определённые принципы (в каждом случае - свои): единоначалия, единогласия, большинства, консенсуса [10, с.66].
При единоначалии решения принимаются единолично начальниками с авторитарным стилем руководства. Как правило, они подвергаются конструктивной критике.
При единогласии происходит безоговорочная поддержка выдвигаемой альтернативы. Участники принятия решения обычно им свое, особое мнение. Использование этого принципа оправдано лишь при принятии решений в экстремальных ситуациях.
При использовании принципа большинства соперничают разные мнения: как индивидуальные, так и групповые. Этот принцип вводится в действие в ситуациях с явно выраженными «коалициями». Поэтому, при принятии решений прибегают к голосованию [10, с.77].
Принцип консенсуса - это согласование всех спорных вопросов и различных мнений в процессе выработки решений. Достигается оно через взаимные обсуждения и консультации, а также путем применения различных методик рационализации и оптимизации предлагаемых альтернатив [1, с.167].
Таким образом, можно сказать, что фактически процесс управления заключается в постоянной реализации управляющим лицом определенных функций - функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля. И в рамках каждой из этих управленческих функций принимаются управленческие решения, вытекающие из её содержания.
Процедура принятия управленческого решения – достаточно алгоритмизированная процедура. Данное положение является гарантией устойчивости и стабильности системы принятия решений.
2.2. Пример разработки процесса принятия решений применительно к сложным системам различного назначения
Особенно актуальна проблема принятия решений применительно к сложным системам различного назначения, таким, например, как морское судно, перевозящее различные грузы.
Члены команды судна постоянно вынуждены принимать большое количество тех или иных решений в процессе его безопасной (безаварийной) эксплуатации, касающихся как судна в целом (капитана), так и отдельных его подсистем. К этим подсистемам, в первую очередь, относится безошибочное и скрупулезное исполнение своих обязанностей членами судового экипажа в соответствии со своими должностными инструкциями, знание системы управления безопасностью компании, международных и региональных (государственного флага судна) руководящих документов [14, с.134]. В современных условиях принятие частного решения, не соответствующего общим интересам системы или недостаточно обоснованного, приводит, как правило, к тяжелым последствиям, большим материальным потерям и даже катастрофам.
Согласно требованиям международных документов, в частности «Bridge Team Management», изданной The Nautical Institute в Лондоне, рекомендуется проводить бриффинги до начала и по окончании рейса [24]. На этих собраниях ставится задача на предстоящий рейс, обсуждаются пути ее решения и принимается коллегиальное решение, утверждаемое капитаном. Далее от всех категорий экипажа требуется беспрекословное выполнение мероприятий согласно выработанному плану действий. В течение рейса вероятны изменения первоначально принятого решения, которые по возможности также необходимо обсудить с заинтересованными лицами. Если же обстоятельства вынуждают изменить ранее намеченный план немедленно, то капитан судна единолично принимает скорректированное или полностью измененное решение.