Файл: Управление миграционными процессами».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- номинальные денежные доходы населения края, приходящиеся в среднем на одного человека и скорректированные на прожиточный минимум соответствующего периода;

- обеспеченность жильем общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя в квадратных метрах;

- обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа число клубов, дворцов и домов культуры, центров технического творчества и других досуговых учреждений.

Установить степень зависимости между каждым из отобранных факторов и показателем «Миграционное сальдо», непосредственно отражающего динамику населения, можно с помощью корреляционно-регрессионного анализа, который позволяет на основе наблюдений выявить скрытые зависимости и выразить их в виде формулы.

Корреляционный анализ позволяет количественно оценить тесноту и направления взаимосвязи между результативным и каждым факторным показателем.

Современная миграционная ситуация, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.

Глава 2. Управление миграционными процессами

2.1 Основные тенденции и проблемы миграционных процессов

Большим препятствием на пути к повышению миграционной мобильности населения является уже не отсутствие рынка жилья как такового, а невозможность снять или поменять жилье, неразвитость ипотечного кредитования, невозможностью накопить средств на покупку квартиры для большинства граждан. Сейчас, если человек переезжает из города в город, арендовать муниципальное жилье очень сложно - для этого нужно годы стоять "в очереди", у предприятий практически не осталось общежитий. Единственная альтернатива - купить или снять жилье на рыночных условиях, которое в десятки раз дороже, чем муниципальное. Для решения этой задачи нужно применить следующие действия: содействие широкому распространению и развитию ипотеки; развитие системы доступного муниципального или корпоративного жилья, создание цивилизованного рынка аренды жилья. Должна быть обеспечена максимальная доступность жилья на рыночных условиях для большинства населения. Среднеоплачиваемый работник, нашедший работу в любом городе, должен иметь возможность на свою заработную плату найти подходящее для него жилье и при этом не голодать, не ходить в обносках.


Создание эффективного рынка жилья приведет к тому, что приоритетным при выборе места будет уже наличие вакансий в данном регионе и предлагаемый уровень зарплаты. Это позволит сформировать эффективный рынок труда.

Важным представляется объединить усилия государственных служб и негосударственных посредников, в первую очередь на электронном рынке трудоустройств. Основной задачей трудовых центров должно являться оказание поддержки переселенцам из неперспективных населенных пунктов, позволяющей мигрантам осознанно принимать решение о переселении. В межрегиональных трудовых центрах, должна быть база данных об имеющихся вакансиях по всей стране и ознакомление с профессионально-квалификационными требованиями к работникам.

А также, включать сведения о наличии и возможности получения жилья в этом регионе, список. В настоящее время не все организации предоставляют сведения об открывшихся вакансиях в службу занятости, необходимо законодательно закрепить обязанность компании при открытии вакансии, предоставлять информацию о ней в службу занятости.

Меры государственной политики должны быть направлены на восстановление экономической активности организаций, путем проведения активной экономической политики, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, предоставления налоговых льгот и субсидий; на развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры.

Международная миграция, однако, стала не только мощным инструментом перераспределения мировых трудовых ресурсов, но и сферой, которая генерирует тенденции, осложняющие межгосударственные отношения и внутреннюю ситуацию во многих странах. Интенсивность людских потоков, пересекающих государственные границы, нарастает не только вследствие трудовой миграции, но также за счет вынужденного переселения, вызванного политической нестабильностью и конфликтами.

Прогрессирующая нелегальная миграции способствует формированию криминальных сетей, занимающихся контрабандной транспортировкой людей и работорговлей.

Международная миграция приводит к серьезному дисбалансу численности населения между странами в отдельных регионах. Сфера миграции чутко реагирует на все катаклизмы и кризисы международной и общественной жизни.

Регулирование миграционных процессов

Государство регулирует миграционные процессы посредством реализации миграционной политики. Миграционные процессы при определенных условиях могут создавать реальную угрозу обществу и порядку, это дает безусловные основания ввести понятие «миграционная безопасность», которая должна занять достойное место в структуре национальной безопасности. Именно по этой причине, в последнее время, исследования миграционных процессов, все чаще проводятся специалистами поверхностно, что вероятно повышает риск безопасности личности, общества и государства от угроз, связанных с миграционными процессами. Так же отсутствие нормативно-правового статуса, что не способствует дальнейшему развитию миграционного законодательства на региональном уровне и формированию надежной системы обеспечения. Миграционная политика государства формируется следующими основными методами:


− импорт рабочей силы;

− профессионально-отраслевые ограничения;

− качественные требований к иностранной рабочей силе;

− финансовые ограничители, санкции за нарушение установленного порядка трудовой миграции, национально-географические приоритеты.

Основным инструментом, который может быть использован при формировании и реализации методов миграционной политики является нормативно-правовая база, представляющая собой систему принципов, норм и правил, регулирующих отношения в сфере миграции, определение стратегии, факторов, влияющих на ее формирование. Миграционная политика подтверждает, что миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно направлено на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, помогающих тем самым переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов. Исследования миграционных процессов показывает, что существуют противоречия стимулирования иммиграции посредством либерализации миграционной политики. Однако такая политика ориентирована в основном на реализацию краткосрочных, экономических проектов, например – деятельность жилищного коммунального хозяйства или подготовка к проведению важных мероприятий (саммит, олимпийские игры, чемпионат мира по футболу) и бесперспективна с точки зрения экономических, демографических и некоторых социальных проблем в регионах за счет интересов безопасности. Вместе с тем, по приблизительным оценкам, учитывающим высокую латентность незаконной миграции, приезжие заняты нелегальной трудовой деятельностью. Анализ миграционной ситуации позволяет прийти к выводу о том, что даже незначительное ужесточение миграционного режима принятых либеральных правил, нацеленных на решение срочных экономических целей, приводит к осложнению криминальной обстановки, а также социального и политического климата в целом.

Большинство из опрошенных экспертов считают, что распространение практики межгосударственного безвизового режима определяет возможности государств осуществлять контроль над качественными критериями иммиграции, что неизбежно отражается на ее криминогенной составляющей.

Для осуществления трудовой деятельности мигрантам препятствует отсутствие законодательства, регламентирующего деятельность кадровых агентств и специализированных служб по трудоустройству иностранцев. Следует отметить, что не связанные официальными трудовыми договорами иностранные иммигранты нередко привлекаются работодателями к выполнению работ, требующих высокой квалификации. Ответственность за качество таких работ обеспечиваются мерами государственно принуждения. Очевидно, что в строительстве, сфере услуг, где должны соблюдаться повышенные требования к качеству и к безопасности осуществляемой работы, часто работают недостаточно квалифицированные, не заинтересованные в положительных и долгосрочных результатах своего труда иммигранты, что, несомненно, создает условия для причинения существенного вреда право-охраняемым интересам и государству в целом.


Выяснение причин миграционных процессов имеет значение для развития миграционной политики в целом, и разработки программ обеспечения миграционной безопасности государства. Известно, что реализация миграционной политики большинства стран начинается еще до предоставления будущим иммигрантам разрешений (виз) на пересечение границ принимающих государств, за исключением случаев, когда такие разрешения не требуются.

    1. Зарубежный опыт управления миграционными процессами

До миграционного мероприятия требуются качественные количественные критерии будущей миграции. Наиболее распространённые варианты моделей миграционной политики, реализуемой в экономически развитых странах Ближнего Востока, США и Канады, ФРГ и Швеции, имеют существенные различия. Разделим их условно на первый, второй и третий варианты. Так, государства, реализующие миграционную политику соответственно первому варианту, ориентированы в основном на привлечение иностранцев для неквалифицированных видов деятельности на постоянной основе. Страны же второй группы, привлекают в основном квалифицированных иностранных специалистов, на временной основе, чему в немалой степени способствует создание безвизовых зон или общеэкономического пространства. Третий вариант заключается в реализации селективной миграционной политики по принципу естественного отбора из среды мигрантов тех, кто способен реализовать свои способности в новых социальных условиях, где иностранный мигрант рано или поздно должен принять американские ценности и образ жизни.

Страны, относимые к первому варианту миграционной политики, стремятся к наиболее подробной правовой регламентации, что связанно с временной иммиграцией населения включая её трудовую составляющею. В странах, относимых ко второй группе, существует четкое деление на иностранных граждан и лиц без гражданства. Базовыми являются понятия «иностранный гражданин и лицо без гражданства», «трудовой мигрант» и «вынужденный переселенец». Понятие «иммиграция» также используется в законодательстве этих стран. В государствах, реализующих третий вариант миграционной политики, как правило, разрабатываются долгосрочные стратегии, концепции и программы, определяющие вектор развития миграционных процессов.

Анализ зарубежного опыта противодействия нелегальной миграции позволяет выделить два метода заслуживающих внимания как наиболее эффективные:

-предупреждению незаконного въезда мигрантов на территории принимающих государств;


- принятие мер по предотвращению превышения установленных сроков пребывания для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, информационные кампании основываются на проведении мероприятий, фокусирующих внимания населения при помощи средств массовой информации на легальных возможностях работы за рубежом и отказа от намерений незаконно мигрировать в целях получения незаконного заработка. Изучение зарубежного опыта обеспечения миграционной безопасности государств свидетельствует о том, что нужно повысить и если на то требуется ужесточить меры направленных на снижение экономической, социальной и иной привлекательности стран, обремененных проблемой ограничения иностранной миграции на свои территории.

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя двусторонние и многосторонние между-народные соглашения об использовании труда мигрантов и их социально-экономических правах, а также деятельность международных экономических организаций, таких как Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация по миграции и другие.

Глава 3. Прогнозы и перспективы в управлении миграционными процессами

3.1 Оценка эффективности управления миграционными потоками

Несмотря на то, что интенсивность миграционных потоков сокращается, на сегодняшний день проживает большое количество мигрантов. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения результатов миграционных процессов и решения вопросов таких как, трудоустройство мигрантов и управление их трудовым потенциалом.

Миграционный поток породил в общественном сознании и органах государственного и муниципального управления по преимуществу негативные оценки относительно от роли беженцев и их места. Положение беженцев рассматривается в качестве тяжелой обузы и источником дополнительных трудностей. Если рассмотреть не только сиюминутные трудности, а поток беженцев в более широком аспекте на перспективу, то этот процесс может иметь не только негативные последствия.

Беженцы должны рассматриваться как дополнительный резерв трудовых ресурсов. Главный потенциал культурного и интеллектуального развития страны, которая приняла этих беженцев. Об этом свидетельствует иммиграционный опыт таких развитых стран, как соединённые штаты Америки и Германия.