Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
Миграционные потоки прекратить в действительности невозможно, так же, как и не представляется возможным непринудительными методами выселить большую часть мигрантов из страны. Выходит, что основная задача состоит в том, чтобы привлечь именно ту категорию мигрантов, которая действительно желает трудиться. Вести отбор мигрантов при их въезде в страну, используя критерии отбора, разрешая въезд одним и запрещая другим. Однако, есть проблема: не представляется возможным привлечь к отбору нелегальных мигрантов (теневые миграционные потоки). Исходя, из этого следует разобраться, в причинах нелегальной иммиграции. Во-первых, оформление всех необходимых документов, как для въезда, так и для принятия гражданства или становление на учет — это достаточно трудоёмкий и длительный процесс, требующий определенных финансов, которых, зачастую, у мигрантов нет. Во-вторых, нелегальные мигранты так же приезжают в страну для участия и формирования криминального бизнеса. При этом весьма значительным является их вклад в финансирование теневых и криминальных структур. В-третьих, коррупция и возможность для личного заработка со стороны национальных службы иммиграции, которые обычно создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел. В-четвертых, управление нелегальными потоками мигрантов выгодно отдельным людям, занимающимся их перевозкой и трудоустройством. Есть комплекс мер для решения данных проблем.
Государственный аппарат, контролирующий миграцию громоздок и неповоротлив, было бы рационально разрешить так называемую вербовку, т.е. разрешить предпринимателям, исходя из их производственных потребностей, легализовать мигрантов, широко используя при этом частных посредников. При этом создать определенный ценз для предпринимателей и разработать налоговые ставки на данный вид деятельности. Создать специальный государственный орган по контролю над мигрантами предпринимателями. Разрешить легализацию мигрантов отделам кадров предприятий. Данную процедуру можно совершать, если мигрант желает работать на той работе, где присутствует резкая нехватка рабочих (строители, дворники, грузчики, сварщики, каменщики, неквалифицированный труд и т.п.). Процесс легализации должен быть максимально быстр и незначительными с финансовыми растратами. Создание стимулов возврата на родину мигрантов, ранее выехавших за рубеж. Развитие международного сотрудничества в целях улучшения процесса привлечения и использования иностранной рабочей силы, так как проблемы противодействия нелегальной миграции имеют значимые региональные особенности. Жесткий контроль нелегальных мигрантов. Людей, не имеющих документов, закреплять за определёнными предпринимателями, в случае несоблюдения правил работы – принудительное выдворение из страны.
Следует отметить выгоду, которую получает не только экономика, но и государственный бюджет страны от импорта рабочей силы путем разрешения легализации мигрантов предпринимателями. Прежде всего, это налоги, гос. пошлины от фирм-посредников по трудоустройству.
3.2 Алгоритм определения потребности экономики в иностранных работниках
При принятии решения об объемах привлечения зарубежных трудовых мигрантов необходимо руководствоваться научно обоснованными расчетами оптимального количества иностранных работников для покрытия потребностей экономики в трудовых ресурсах с учетом существующих возможностей их удовлетворения за счет внутренних источников. С точки зрения автора, при определении потребности в зарубежных трудовых мигрантах необходимо, чтобы приоритетом было трудоустройство граждан РФ, поддержание баланса трудовых ресурсов по стране в целом и в отдельных регионах в частности. Указанные приоритеты обеспечат сокращение уровня безработицы, напряженности на рынке труда, а также повышение качества жизни населения. В соответствии с изложенным, предлагается алгоритм определения потребности экономики России и субъектов РФ в зарубежных трудовых мигрантах. Основные этапы алгоритма включают в себя: определение совокупной потребности экономики в квалифицированных кадрах. Она отражает объем и структуру трудовых ресурсов, необходимых для обеспечения функционирования экономики по выбранному сценарию социально-экономического развития, а также достижения социальных целей общества, включая воспроизводство рабочей силы в расширенных масштабах. Определение ежегодной дополнительной потребности экономики в квалифицированных кадрах. Согласно существующей методологии, дополнительная потребность экономики в трудовых ресурсах складывается из потребностей в компенсации ежегодного выбытия рабочей силы и в обеспечении кадрами новых производств с учетом темпов развития экономики, скорости обновления производственных фондов и внедрения новых технологий. Анализ существующих внутренних и внешних источников трудовых ресурсов для обеспечения потребности экономики в кадрах. Масштабы трудовой миграции должны определяться не только с учетом потребности в дополнительной рабочей силе, вызванной сокращением численности населения в трудоспособном возрасте и темпами развития экономики, но и с учетом имеющихся внутренних возможностей восполнения кадрового дефицита.
В рамках изучения существующих внутренних источников обеспечения дополнительной потребности экономики в кадрах анализируется динамика выпуска из системы профессионального образования, а также численности безработных и других категорий граждан. Определение степени обеспеченности региональной экономики в кадрах собственными источниками и выявление дефицита/профицита трудовых ресурсов каждого региона должно осуществляться в разрезе уровней профессионального образования и видов экономической деятельности, отражающих региональную специфику.
Анализ внешних источников трудовых ресурсов предполагает анализ процессов зарубежной трудовой миграции. Он включает как анализ численности и интенсивности миграционных потоков иностранных работников на территорию РФ и регионов, так и анализ воздействия иностранных работников на экономику принимающей территории с помощью разработанной системы показателей комплексной оценки влияния зарубежных трудовых мигрантов на социально-трудовую среду.
Если внутренние источники трудовых ресурсов обеспечивают потребности экономики в кадрах, т. е. на рынке труда наблюдается профицит кадров, то для достижения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда должны разрабатываться меры, направленные на сокращение объемов миграционных потоков, а также проводиться мероприятия социальной политики в целях сокращения численности трудовых ресурсов за счет граждан, получающих социальные выплаты, например пенсии, пособия по уходу за детьми и т.д. Таким образом, увеличение социальных выплат и/или продолжительности отпусков, например по уходу за ребенком и др., позволяет воздействовать на процесс высвобождения рабочих мест. Если на рынке труда наблюдается дефицит трудовых ресурсов, который вызван недостаточным количеством внутренних источников, то на следующем этапе алгоритма следует определить потребность экономики в зарубежных трудовых мигрантах.
Требуемое количество и структура зарубежной трудовой миграции должны определяться как разность между совокупной потребностью экономики в трудовых ресурсах и численностью российских работников в разрезе видов экономической деятельности и уровней образования.
Вследствие значительной дифференциации регионов по социально-экономическому развитию и интенсивности потоков иностранных работников для принятия управленческих решений по регулированию процессов зарубежной трудовой миграции требуется определить привлекательность региона для притока мигрантов. Этот анализ позволит дать ответ на вопрос о возможности привлечения зарубежных трудовых мигрантов. Степень потенциальной миграционной привлекательности определяется с использованием системы показателей социально-экономического развития регионов.
Привлечение и использование труда зарубежных мигрантов должно служить эффективным инструментом регулирования рынка труда, и миграционная политика должна своевременно реагировать на изменяющиеся потребности экономики. Для повышения сбалансированности между спросом и предложением трудовых ресурсов, исходя из потребностей развития экономики, может быть использован предложенный алгоритм, который позволяет определить необходимые масштабы привлечения и использования зарубежных трудовых мигрантов. Преимуществом предложенного алгоритма является учет интересов населения региона с целью повышения социальной стабильности.
Разработка управленческих мер в миграционных процессах
В регионах, являющихся привлекательными и нейтральными по привлекательности для зарубежных трудовых мигрантов, при разработке миграционной политики целесообразно принимать меры, направленные на усиление селективного отбора иностранных работников по профессионально-квалификационному составу. В непривлекательных же регионах особое внимание следует обратить на усиление стимулирования миграционных процессов, как внешних, так и внутренних, в том числе за счет предоставления дополнительных льгот, дотаций, субсидий и т. д. для трудовых мигрантов. Проведенное исследование процессов зарубежной трудовой миграции на основе разработанного алгоритма с использованием предлагаемого инструментария показало, что ежегодная дополнительная потребность в квалифицированных кадрах могла быть полностью удовлетворена исключительно за счет выпускников дневного отделения системы профессионального образования, при условии соответствия профессионально-квалификационной структуры выпускников потребностям экономики. Однако при учете имеющегося безработного населения дополнительная потребность на рынке труда могла быть удовлетворена без привлечения дополнительных источников трудовых ресурсов, в том числе зарубежных трудовых мигрантов. Без учета структурных диспропорций по уровням профессионального образования потребность в квалифицированных кадрах могла быть полностью обеспечена за счет выпускников системы профессионального образования. Процессы зарубежной трудовой миграции оказывают существенное влияние на рынок труда регионов. В настоящее время появились проблемы, связанные с притоком излишних низкоквалифицированных зарубежных рабочих кадров. Таким образом, с одной стороны, иностранные работники способны компенсировать сокращение трудовых ресурсов, вызванное демографическим кризисом, и обеспечить покрытие потребности в кадрах при недостаточном количестве внутренних источников. В условиях глобализации, расширения международных экономических связей и интернационализации производства инновационное развитие экономики требует увеличения интенсивности процессов международной трудовой миграции. С другой стороны, расширение масштабов зарубежной трудовой миграции увеличивает напряженность на рынке труда. Привлечение иностранных работников должно рассматриваться в качестве инструмента регулирования рынка труда. Следовательно, миграционная политика должна своевременно реагировать на изменяющиеся потребности экономики. Предлагаемый автором алгоритм определения масштабов привлечения и использования зарубежных трудовых мигрантов может быть использован при принятии управленческих решений для оптимизации параметров рынка труда и регулирования миграционных процессов, для повышения сбалансированности между спросом и предложением трудовых ресурсов на текущий и перспективный периоды, исходя из прогнозных значений потребности развития экономики и изменений в численности постоянного населения. Этот алгоритм может быть использован органами исполнительной власти, миграционными службами в процессе установления квот и разработки программ по привлечению иностранных работников на национальном и региональном уровнях, а также при принятии управленческих решений по регулированию миграционных потоков в соответствии с потребностями экономики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты представляют собой методологическую основу принятия управленческих решений в области миграционной политики. Они могут использоваться при разработке миграционной политики, включены в общий курс социологии управления, менеджмента, выступать основой по подготовке спецкурсов по государственному и муниципальному управлению и разработке управленческих решений.
Заключение
Зарубежная и отечественная практика говорит о том, что миграционная политика должна находиться, прежде всего, под чутким контролем государства, и быть нацелена на то, чтобы воздействовать на численность, состав, направление движения, интеграцию трудовых мигрантов с учетом интересов страны и региона. Однако разрешить легализировать предпринимателям всех мигрантов без исключения, было бы нерационально, поэтому предлагается создать определенный ценз для человека, желающего въехать в страну. Иными словами, создать критерии условия отбора. Разрешить въезд в страну лишь тех, кто владеет языком той страны, в которую данный индивид перемещается, не имеет совершенных особо тяжких преступлений, что позволит ограничить формирование теневого и криминального бизнеса и участие в нем мигрантов, людей с развитым чувством толерантности и веротерпимости во избежание националистических конфликтов и войн, личностей дееспособных, способных к трудовой деятельности, имеющих медицинскую справку, полученную в своей стране, где подтверждается его физическое здоровье и отсутствие каких-либо инфекционных заболеваний, лиц, являющихся гражданами своей страны и документально подтверждающих этот факт. В ряде стран эмиграция позволяет исправить нарушение процессов воспроизводства рабочей силы. Применительно к рабочей силе расширенное воспроизводство даёт возможность как численного, так и качественного роста трудовых ресурсов. Это должно обеспечить гибкость, в которой нуждается рынок рабочей силы. Миграцию, как наиболее остро стоящую проблему двадцатого века нельзя остановить, её можно лишь решить путём обеспечения рационального сочетания административно-правовых, финансово-экономических и социально-психологических методов воздействия. Не запретить миграцию, а умело ей воспользоваться — вот главная задача, стоящая перед современными державами.