Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности (1.Задачи оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельной специфической задачей оперативно-розыскной деятельности является розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, след­ствия и суда. Такой розыск направлен на установление места нахождения конкретных скрывающихся лиц: лица, в отношении которого в определен­ном уголовно-процессуальным законом порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого; подсудимого, в отношении которого должно состояться или осуществляться судебное разбирательство; лица, в отношении которого судом вынесен обвинительный приговор, не всту­пивший в законную силу.

В первых двух случаях скрывающиеся лица остаются участниками уголовно-процессуальной деятельности, поэтому при их розыске должно быть взаимодействие с органами дознания, следователем, прокурором или судом, Розыск обвиняемого возложен на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, также уголовно-процессуальным законом (ст. 196 УПК РФ). Следует уточнить, что розыск прежде всего направляется на установление обвиняемого, известного органам предварительного расследования. Установление же лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, является задачей предварительного следствия, а не розыска (ст. ст. 2, 3, 143 и 144 УПК РФ).

Задачу розыска скрывшегося обвиняемого ставит перед органом, осу­ществляющим оперативно-розыскную деятельность, следователь или лицо, проводящее дознание (по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно). Розыск может иметь место параллельно с расследованием уголовного дела или одновременно с при­нятием решения о приостановлении предварительного следствия.

Прежде чем объявлять розыск обвиняемого, следователь должен убе­диться в том, что он действительно скрылся от следствия, а не умер, не на­ходится в больнице, не арестован по другому уголовному делу, с ним не произошел несчастный случай.

До объявления розыска следователь должен также собрать максималь­ный объем сведений о личности обвиняемого, которые необходимы для проведения эффективного розыска. Эти сведения отражаются им в справке о личности обвиняемого. К ним относятся: фамилия, имя, отчество, время и место рождения, национальность, образование, семейное положение; на­личие родственников и их адреса; профессия, специальность; последнее место жительства и работы; отношение к воинской обязанности; сведения о судимости; наличие особых примет, черт характера, привычек, состояние здоровья, возможные хронические заболевания; обстоятельства побега из-под стражи, личные и иные связи; другие сведения, способствующие розыску. К справке прилагаются фотокарточка, а если она отсутствует, — подробное описание внешности разыскиваемого обвиняемого.


Правовым основанием для формулирования следователем задачи ро­зыска обвиняемого служит его постановление о привлечении лица в ка­честве обвиняемого. Правовым же основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на осуществление розыска обви­няемого, служит постановление следователя об объявлении розыска. В нем излагаются обстоятельства расследуемого преступления, основания, по ко­торым объявляется розыск, указывается, кому поручается розыск, из­бранная в отношении обвиняемого мера пресечения и куда следует напра­вить его в случае обнаружения. Такое постановление вместе со справкой о личности разыскиваемого обвиняемого, его фотокарточкой или подроб­ным описанием внешности и постановлением об избрании меры пресече­ния, санкционированным прокурором, если мерой пресечения избирается арест, следователь направляет в соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

Если во время судебного разбирательства уголовного дела подсудимый скрылся, то суд выносит определение об объявлении его розыска (ч. 2 ст. 257 УПК РФ). Такое определение вместе с другими необходимыми документами также направляется в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. Последний обязан принять все предусмотренные законом меры к розыску скрывшегося подсудимого.

Предусмотренный в п. 2 ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» перечень объектов, подлежащих ро­зыску в связи с производством по уголовному делу, нельзя признать исчер­пывающим. К их числу могут быть также отнесены: потерпевшие; свидете­ли; трупы и их части; животные (как предмет преступного посягательства или орудие преступления); материальные предметы, могущие стать веще­ственными доказательствами (ст. 83 УПК РФ); транспортные сред­ства (как предмет преступного посягательства или орудие преступления).

Известно, что цель розыскной деятельности состоит в обнаружении уже установленных, т.е. известных, лиц, предметов и других объектов. По­этому, если речь идет о розыске потерпевших и свидетелей, то в распоря­жении субъектов розыска должны быть данные, позволяющие индивидуа­лизировать личность разыскиваемых лиц и отождествлять их при обнаружении. Разыскиваемое лицо — это всегда конкретный человек.

Аналогичным образом следует характеризовать и материальные объ­екты розыска. Однако в отличие от живых лиц в отношении материальных предметов могут быть данные, указывающие лишь на их групповую при­надлежность. Причем объем группы, к которой относят те или иные мате­риальные предметы, может быть достаточно велик (например, группа «ценности», группа «тяжелые тупые предметы»). Но это не должно препят­ствовать их розыску. В таких случаях известность, установленность соот­ветствующих материальных предметов означает зафиксированную при­надлежность их к определенной группе.


Так, согласно ч. 4 ст. 127 УПК РФ, следователь по расследуемым им уголовным делам вправе давать органам дознания поручения и указа­ния о производстве розыскных действий. Последние служат правовым основанием для проведения оперативно-розыскной деятельности, направ­ленной на розыск потерпевших, свидетелей, трупов и их частей, матери­альных предметов, могущих стать вещественными доказательствами, и т. д. Это согласуется со ст. 7 Федерального закона, в соответствии с которой одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий является поручение следователя по уголовным делам, находящимся в его производстве.

Поручение следователя о производстве розыскных действий — это его предложение органу дознания разыскать то или иное лицо или материаль­ный предмет. Оно дается, как правило, в письменном виде через начальни­ка органа дознания и обязательно для исполнения. Следователь может дать поручение оперативным сотрудникам в устной форме (например, в случае совместного выезда на осмотр места происшествия).

Особую категорию лиц, подлежащих розыску, составляют лица, уклоняющиеся от уголовного наказания. К ним относятся осужденные, от­бывающие наказание по приговору суда в исправительно-трудовых учреж­дениях и совершившие из них побег, а также уклоняющиеся от отбывания наказания осужденные, которым разрешен краткосрочный выезд из мест лишения свободы.

Администрация исправительно-трудовых учреждений может ставить перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, задачу розыска конкретных осужденных в случае совершения ими побега из мест лишения свободы или с предписанного места жительства. При этом должны быть представлены соответствующие документы, необходимые для организации и проведения розыска. Органы, осуществляющие розыск осужденных, должны координировать оперативно-розыскную деятель­ность с соответствующими подразделениями МВД России, а также адми­нистрацией мест лишения свободы.

Розыск лиц, пропавших без вести (например, родственников), осу­ществляется по заявлениям граждан и администрации соответствующих учреждений не в связи с совершенным преступлением и без возбуждения уголовного дела. Мотивы заинтересованных лиц получить сведения о без вести пропавших гражданах состоят прежде всего в их желании удостове­риться в том, жив или мертв данный гражданин. Полученные в результате розыска без вести пропавшего гражданина сведения могут быть представ­лены в суд для установления в судебном порядке одного из двух пред­усмотренных Гражданским кодексом РФ юридических фактов: признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умер­шим. В случае установления судом одного из этих юридических фактов за­интересованные лица могут разрешать соответствующие вопросы, выте­кающие из гражданско-правовых отношений.


Для успешного поиска без вести пропавшего гражданина органу, осу­ществляющему оперативно-розыскную деятельность, важно получить от заинтересованного лица как можно больше сведений, характеризующих пропавшего без вести гражданина, а также об обстоятельствах, предше­ствовавших его исчезновению и последовавших за этим. Появляется необ­ходимость изучить и соответствующие документы, которые находятся прежде всего в государственных органах (учеты задержанных, доставлен­ных в медвытрезвители, приемники-распределители, лечебные учреждения, морги и т. п.), а иногда и соответствующие материальные предметы.

При осуществлении розыска без вести пропавших граждан существен­ное значение имеет учет разнообразия тех обстоятельств, в силу которых гражданин может оказаться без вести пропавшим. Ими могут быть: пре­ступления (убийство, доведение до самоубийства, похищение человека, оставление в опасности и др.); смерть от болезни, несчастного случая или

старости; исчезновение в результате стихийного бедствия или потери на местности (заблудился в лесу, горах, пещерах и т. п.); исчезновение в ре­зультате психического заболевания. Причинами без вести пропавших граждан могут быть также тайное лечение или вступление в брак, нежела­ние находиться вместе со своими близкими и т. п.

Наряду с этим Федеральный закон»Об оперативно-розыскной деятельности» формулирует ряд задач, не свя­занных непосредственно с уголовным процессом. Одна из них, достаточно глобальная, состоит в добывании информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологи­ческой безопасности Российской Федерации. Эта задача может решаться органами, осуществляющими оперативно-розыскную дея­тельность, лишь при условии, если имеется информация о возможном воз­никновении таких событий или действий и имеет пред­упредительный характер.

2 .Второстепенные задачи ОРД

Другие задачи, не связанные с уголовным процессом, вытекают из пп. 1—6 ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Их особенность заключается в том, что принятие на основании данных, полученных оперативно-розыскным путем, соответствующих решений затрагивает право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род дея­тельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции). Поэтому такие дан­ные должны быть всесторонне проверены, с тем чтобы в конечном итоге они были достоверными.


Эти задачи являются побочными, второстепенными по отношению к основным задачам оперативно-розыскной деятельности. Они могут ре­шаться лишь по инициативе соответствующих должностных лиц, а не ор­ганов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Оперативно-розыскная тактика направлена на решение актуальных задач борьбы с преступностью, в первую очередь с ее организованными формами.

К таким задачам можно отнести:

-изучение практики организации преступных групп. В частности, как и кем, подыскиваются члены этого формирования, как распределяются между ними роли, функции, как оформляется членство в группах (устное или письменное закрепление в форме клятвы, договора), как организуется единая психологическая установка членов сообщества на совершение преступления;

-получение сведений о том, как финансируется преступная труппа;

-определение способов разработки общей стратегии и тактики деятельности как одной отдельно взятой организованной преступной группы, так и совокупности подобных групп на определенной территории или в криминальной отрасли (распространение наркотиков, оружия, проституции и т.п.);

-изучение практики отдачи указаний о совершении преступлений и форм отчета исполнителей. Как правило, лидер, организатор преступной деятельности в группе, имеющей трехзвенную систему, лично не отдает указаний. Эту функцию выполняет так называемый " изолирующий слой ", состоящий из лично преданных лидеру членов группы, не участвующих в непосредственных преступных акциях;

-изучение способов дальнейшего пополнения организованной преступной группы новыми членами. Это могут быть мероприятия в уголовной среде, в спортивных секциях, в расформируемых войсковых частях, в молодежной среде. Как известно, представители именно этих категорий в основном пополняют число " боевиков ". Кроме того, лидеры преступной деятельности нередко организуют целые школы " боевиков ", легендируют их существование под военно-патриотические, спортивные центры и обучают профессиональной преступной деятельности;

-определение того, какова схема воспроизводства преступной деятельности. В частности, отыскание форм и способов легализации преступных доходов. Лишение организованной преступности финансовой поддержки — одна из важнейших задач, стоящих перед правоохранительными органами в целом.

Решение перечисленного комплекса задач позволит активизировать борьбу с лидерами (организаторами) преступной деятельности в регионе. Эти задачи ранее перед оперативными подразделениями также ставились и касались изучения деятельности какой-либо одной конкретной группы, что явилось одной из причин явного провала в изобличении лидеров (организаторов) преступной деятельности. Так, в ряде регионов России в 1997 году к уголовной ответственности не привлечено ни одного лидера организованной преступности.