Файл: Профессиональная мотивация учащегося (Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального мотивации учения в старшем школьном возрасте).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Психологические особенности мотивации учащегося
Глава 2 Организация и методы исследования
2.1 Характеристика выборки, организация исследования
2.2 Диагностический инструментарий исследования
2.3 Методы статистического анализа эмпирических данных.
Глава 3 Обсуждение результатов
3.2 Сравнительный анализ показателей мотивации учения старшеклассников городской и сельской школы
Введение
Профессиональная деятельность имеет особое место в жизни человека, и занимает большую часть жизненного пути. Выбор профессиональной деятельности становиться значимым на завершающем этапе школьного обучения.
На сегодняшний день имеется множество проблем касательно профессионального самоопределения в юношеском возрасте: недостаточная информированность о мире профессий; отсутствие в школах профориентационных программ, позволяющих понять себя, свои склонности, свои достоинства и недостатки; манипуляция выбора родителями и обществом и т.д., но главной проблемой остаётся вопрос об условиях и факторах влияющих на успешность этого процесса.
Проблема изучения профессионального самоопределения и мотивации учения широко представлена в зарубежной и отечественной психологии, но остаётся недостаточно изученной, на наш взгляд, область влияние регионального фактора и мотивации учения на профессиональное самоопределения старшеклассников.
Актуальность исследования профессиональной мотивации учения старшеклассников в школе обусловлена тем, что есть множество вопросов касательно того, каким будет уровень образования и профессиональной подготовки молодого поколения.
В связи с жизненной важностью проблема учебно-профессионального выбора и подготовки школьников к осуществлению этого выбора привлекла внимание многих ученых.
Психолого-педагогические основы профессионального самоопределения и профориентационной деятельности раскрываются в работах Л.И.Божович, Э.Ф.Зеера, Е.А.Климова, И.С.Кона, Н.С.Пряжникова, Л. М. Митиной, Е.А Климова, В.И. Жуковской.
Несмотря на существование многочисленных теоретических и практических разработок в области профессионального самоопределения и профориентации, многими авторами отмечается недостаточная подготовленность выпускников школы к сознательному выбору профессии. Более того, в последнее время наблюдается обострение проблемы профессионального самоопределения (Д. И. Фельдштейн, Н.С.Пряжников, Х. Ремшмидт, Е.А. Климов, И. А Зимняя, М.Р. Гинзбург и др.)
Цель исследования: определить особенности профессиональной мотивации учения старшеклассников школы.
В качестве объекта исследования выступает профессиональная мотивация учения старшеклассников.
Предмет исследования – особенности профессиональной мотивации учения старшеклассников городской и сельской школы.
Задачи:
1. выявить особенности профессионального самоопределения старшеклассников
школы;
2. выявить особенности мотивации учения старшеклассников городской и сельской школы;
3. Выявить особенность взаимосвязей профессиональной мотивации учения у старшеклассников городской и сельской школы.
Методы исследования и анализа данных.
Для исследования были использованы следующие методики:
1. Углубленный анализ личности (по Йовайши).
2. Опросник профессиональных предпочтений (типология Дж. Голланда).
3.Методика изучения мотивации обучения старшеклассников (для учащихся 9-11 классов).
Практическая значимость исследования состоит в том, что использование данных методик позволяет сделать вывод о влиянии регионального фактора на профессиональное самоопределение и мотивацию учения старшеклассников. Данные нашего исследования могут быть использованы психологами в разработке профориентационных программ и учителями в работе по программе профориентационного самоопределения.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального мотивации учения в старшем школьном возрасте
1.1 Феномен профессионального самоопределения старших школьников как предмет психологического исследования
В отечественной психологии существует два подхода к пониманию самоопределения. В рамках первого подхода самоопределение понимается как естественный процесс, возникающий в старшем подростковом и младшем юношеском возрастах, и выступает как личное новообразование старшего 7 школьного возраста. В данном случае речь идёт о личном самоопределении (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, И. С Кон, В Ф. Савин, М.М. Бахтин, А. В. Мудрик). Второй подход рассматривает процесс самоопределения как искусственно организованный. В рамках данного подхода рассматривается профессиональное самоопределение в юношеском возрасте (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, А. К. Макарова, М. Р. Гинзбург). Самоопределение – это процесс построения идеального образа жизни и планирования будущего. Определение рода занятий, стиля жизни, круга общения и уровня доходов. Самоопределение может быть личностное и профессиональное.
Под личностным самоопределением мы понимаем – процесс понимания себя, определения своей индивидуальности, особенностей, способностей, стремлений, своего места в обществе, а профессиональное самоопределение – процесс определения трудовой деятельности. Самоопределение можно рассматривать с разных позиций. Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих. Жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме. Личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельностного своеобразия человека. (Климов 2004) Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства. Пряжников говорит об опасности изощренной манипуляции, основанной на «лучших» конформистских традициях, когда с помощью искусных средств массовой информации и так называемого общественного мнения формируется основа для профессионального и личностного выбора конкретного человека, что подрывает самую суть самоопределения.
Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде «разумной и неманипулятивной корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подростка самой способности осознанно и самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы и при необходимости своевременно корректировать их». (Дубровина1995) Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.
В рамках К. А. Абульхановой-Славской профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением. По её мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии. (Зеер 2005).
Эта идея поддерживается исследованиями Л. М. Митиной: «…развитие личности (её интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор развития той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности». (Волкова 2000) Жизненный план — широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т. д.).
У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного. (Ходенко 2013) О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Л. С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Основой для планирования субъектом собственного будущего является существующая в обществе модель «типичного жизненного пути» члена данного общества. (Абульханова-Славская 1991) Эти ориентиры не всегда известны современным старшеклассникам, кроме того, сами эти ориентиры в последние десятилетия подверглись существенному пересмотру.
Подрастающее поколение зачастую предоставлено само себе, вынуждено самостоятельно разрабатывать жизненные цели и находить способы их выполнения. В результате многие аспекты своей будущей жизни юноши и девушки воспринимают как проблемные. П.Г.Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность. В западной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности. Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления, хотя переопределение идентичности может происходить также в другие периоды жизни. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует ответить на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?». В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности, т.е. объединить различные свойства, связанные с семейными, тендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность (какая я дочь и внучка, спортсменка и студентка, будущий врач и будущая жена), противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими. Эриксон считал, что кризис идентичности включает ряд противостояний:
- временная перспектива или расплывчатое чувство времени;
- уверенность в себе или застенчивость;
- экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли;
- ученичество или паралич трудовой деятельности;
- сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;
-отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета.
В последние десятилетия усиливается интерес к целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, намечается тенденция исследования её интегративного развития, принимающая во внимание согласованное системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий.
Самоопределение в них представляется как определённый этап развития личности человека, начинающийся в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда уже накоплен известный опыт, позволяющий осуществлять продуманный и обоснованный выбор. Несмотря на то, что многих старшеклассников ещё волнуют проблемы обретения самостоятельности, унаследованные от подросткового этапа, перед ними возникает задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает не столько автономию от влияния развивающих сред на личностное самоопределение старшеклассников, сколько чёткую ориентировку в определении своего места во взрослом мире. (Акатов 2009) Необходимым условием успешного самоопределения является осознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь.
Но этим актом процесс профессионального самоопределения не заканчивается. В. Т. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова отмечают, что «выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития». (Борисова, Гуревич 1999)
В общем, можно утверждать, что профессиональное самоопределение это процесс определения человеком своего места в профессиональном обществе, выбор предпочитаемой сферы деятельности с учётом своих сильных и слабых сторон.
1.2 Психологические особенности мотивации учащегося
Мотив - это побуждение субъекта к действию или деятельности, связанное с достижением поставленной цели, возникшей на основе определенных его потребностей. Иными словами, мотив - то, что побуждает на деятельность человека, ради чего она совершается.