Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий ( 1 Теоретические основы распределения и использования прибыли).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы распределения и использования прибыли
1.1 Понятие прибыль, классификация и особенности ее формирования
1.2 Назначение, задачи, основные методы анализа прибыли организации
Глава 2 Анализ распределения и использования прибыли на примере ПАО «Газпром нефть»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Анализ формирования прибыли ПАО «Газпром нефть»
2.3 Мероприятия по распределению прибыли ПАО «Газпром нефть»
Введение
Источником экономического развития предприятия, а также важнейшим показателем эффективности его работы является прибыль. Она не только обеспечивает увеличению собственного капитала и его рыночной стоимости, но и имеет важное значение, которое выражается в удовлетворении интересов собственника имущества, а также социальных и материальных потребностей персонала.
В прибыльной работе субъектов хозяйствования заинтересованы также акционеры, получающие более высокие дивиденды и государство, имеющее постоянные поступления налогов и сборов в республиканский и местный бюджеты.
В условиях современного развития инновационно-технологического процесса прибыль играет важную роль в инвестирование в производство, что влияет на повышение конкурентоспособности предприятия и способствует его экономическому росту.
Целью курсовой работы является изучение распределения и использование прибыли как источник экономического роста предприятий. В процессе достижения поставленной цели, нами были определены основные задачи:
- рассмотреть сущность понятия «прибыль»;
- определить особенности ее формирования и классификацию;
- исследовать методику анализа прибыли и нормативно-правовую базу;
- рассмотреть характеристику ПАО «Газпром нефть»;
- провести анализ распределения и использования прибыли в ПАО «Газпром нефть».
Объектом нашего исследования является ПАО «Газпром нефть».
Предметом данной работы является экономическая категория «прибыль».
Информационными источниками для написания курсовой работы служили научная, методическая, учебная литература, материалы периодических изданий и специализированных интернет-сайтов согласно темы исследования, финансовая отчетность и другая документация ПАО «Газпром нефть», что позволила изучить особенности данной темы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы распределения и использования прибыли
1.1 Понятие прибыль, классификация и особенности ее формирования
В современных условиях развития экономики сущность прибыли рассматривается с разных позиций, так как именно прибыль считается важнейшим показателем эффективности финансовой деятельности предприятия, а одна из основных целей развития какого-либо предприятия или организации - ее максимизация.
На сегодня существует много разных дискуссионных мнений относительно сущности понятия «прибыль» и при этом каждый автор, экономист или исследователь убежден в верности своего подхода к ее определению. Особенно много подходов можно отметить в экономической теории, которая стала фундаментом развития всей экономической науки.
В контексте интересов пользователей финансовой отчетности прибыль рассматривается как обобщающий показатель финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности, что можно определить путем вычитания из суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности, суммы расходов, произведенных в связи с ее осуществлением.
Особенно широкое распространение приобрел функциональных подход к определению понятия «прибыль».
Основу развитию функционального подхода положил известный американский экономист П. Самуэльсон [15], который определял прибыль как:
- безусловный доход от факторов производства;
- вознаграждение за предпринимательскую деятельность,
- технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности;
- монополистический доход в определенных рыночных ситуациях;
- этическую категорию.
Не менее интересным стал для экономической науки подход к определению понятия «прибыль» с позиции ее происхождения, сторониками которого стали представители немецкой экономической школы (Ф.Хайек, Д.Сахал). Прибыль они рассматривают как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе. При этом также они пытаются ввести понятие «неожиданной» прибыли, сущность которой состоит в получении ее при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах. Также такая прибыль должна быть признана органом государственной власти или соответствующим законодательством.
Западные аналитики часто называют показатель прибыль «проформа» как EBBS (earning before bad stuff) — прибыль без учета «плохих статей». Часто показатель прибыль «по стандартам» значительно хуже, чем показатель прибыль «проформа». Поэтому именно прибыль «проформа» финансовыми менеджерами часто используется при работе с инвесторами.
В сфере функционирования инвестиционных банков, разного рода аналитических агентств и информационных баз (Bloomberg, Thomson Reuters) чаще всего выделяют показатель «аналитическая прибыль».
Не менее интересным является понимание прибыли с точки зрения предпринимательского подхода, согласно которому прибыль - обобщенный показатель, что позволяет оценить риск своих вложений потенциальным инвесторам. При этом расчета прибыли согласно данного подхода имеет вариантов, что ориентирован на рыночную оценку. Так, например, предпринимательский подход может рассматривать прибыль как прирост капитала собственников путем определения разницы между чистыми активами организации на конец и начало отчетного периода в рыночной оценке. Отметим, что такой метод применим только для организаций, чьи ценные бумаги обращаются на рынке, или при составлении фиктивного ликвидационного баланса [16]
В современном экономическом учении прибыль рассматривает как доход, что получен в результате эффективного использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Но даже в таком в одних случаях прибыль рассматривается больше как плату за услуги предпринимательской деятельности, в других – как плату за новаторство и талант в управлении фирмой, в-третьих, – как плату за риск и т.д. Однако все эти понятия объединяет одно то, что они выражают вознаграждение предпринимателю за его умение соединять факторы производства и эффективно их использовать.
Если бухгалтерская прибыль определяется как совокупный доход минус явные издержки, то экономическая прибыль представляет собой разность между совокупным доходом фирмы и всеми ее издержками, которые возникают из-за утраченных возможностей осуществлять иное альтернативное решение (неявные) и. другими словами, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных затрат.
овременных экономистов если предприятие получило в результате осуществления своей деятельности прибыль, то это свидетельствует об эффективном использовании ресурсов на предприятии. Факт наличия прибыли у предприятия является в первую очередь также критерием его успеха, а также стимулом для привлечения дополнительных ресурсов.
Под общим понятием «прибыль» понимаются различные её виды, классифицируемые по соответствующим признакам (табл. 1).
Таблица 1
Классификация прибыли предприятия [17]
№ |
Признаки классификации прибыли |
Виды прибыли |
1 |
Источники формирования прибыли, используемые в её учёте |
1.1. Прибыль от реализации продукции, товаров 1.2. Прибыль от реализации имущества 1.3. Прибыль от прочих операций |
2 |
Источники формирования прибыли по основным видам деятельности |
2.1. Прибыль от основной (торговой) деятельности 2.2. Прибыль от инвестиционной деятельности 2.3. Прибыль от финансовой деятельности |
3 |
Характер отражения в учёте |
3.1. Бухгалтерская прибыль 3.2. Экономическая прибыль |
4 |
Состав формирующих элементов |
4.1. Маржинальная прибыль 4.2. Валовая прибыль 4.3. Чистая прибыль |
5 |
Характер налогообложения |
5.1. Налогооблагаемая прибыль 5.2. Не облагаемая налогами |
6 |
Характер инфляционной очистки |
6.1. Прибыль номинальная 6.2. Прибыль реальная |
7 |
Достаточность уровня формирования |
7.1. Низкая прибыль 7.2. Нормальная прибыль 7.3. Высокая прибыль |
8 |
Рассматриваемый период формирования |
8.1. Прибыль предшествующего периода 8.2. Прибыль отчётного периода 8.3. Планируемая прибыль |
9 |
Характер использования |
9.1. Капитализируемая прибыль 9.2. Потреблённая прибыль |
10 |
Значение итогового результата хозяйствования |
10.1. Положительная прибыль 10.2. Отрицательная прибыль (убыток) |
Воронина В. С. предлагает так классифицировать прибыль (приложение 1), а также считает, что классификация видов прибыли в целом основана на многовариантности классификационных признаков и экономического содержания.
Прибыль как экономическая категория и показатель деятельности организации имеет характерные особенности/
Таким образом, можно сделать ввод, что прибыль играет важную роль в осуществлении не только деятельности предприятиями, но и способствует развитию экономики страны в целом.
Факторы, влияющие на величину прибыли делят на две основные группы:
Внутренние факторы оказывают влияние на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.
Среди внутренних факторов можно выделить:
- уровень хозяйствования;
- компетентность руководства и менеджеров;
- конкурентоспособность продукции;
- уровень организации производства и труда; производительность труда;
- состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, однако могут оказывать значительное влияние на величину прибыли. При этом стоит отметить, что производственные факторы внешнего характера в первую очередь характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов, тогда как внепроизводственные факторы связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта [10].
На величину валовой прибыли влияют факторы, которые зависят и не зависят от деятельности предприятия.
Важнейшими факторами, зависящими от деятельности предприятия, являются:
— объем и структура реализуемой продукции;
— себестоимость реализуемой продукции, на которую, в свою очередь, влияют использование материальных, трудовых и производственных ресурсов и фондов.
— величина и структура оборотных и основных средств, имущества предприятий.
К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся
— цены на поставляемые материальные ресурсы и оказываемые услуги;
— цены на реализуемую продукцию;
— природные факторы;
— транспортные и технические условия перевозки продукции;
— платежеспособность покупателей продукции и услуг;
— наличие развитого фондового рынка.
Ориентируясь на сущность понятия «прибыль» можно также отметить, что с точки зрения макроэкономического значения, именно она обеспечивает потребности государства в целом. Так как каждое отдельное предприятие в общем осуществляет свою деятельность с целью получения прибыли, мы должны рассмотреть и немного другие факторы, влияющие на ее формирование. Так, современная экономическая теория рассматривает прибыль предприятия как валовый доход, который формируется под влиянием факторов, что зависят и не зависят от деятельности самого предприятия.
Каждый руководитель может влиять на уровень прибыли, которое может приносить его предприятие путем организации процесса производства, реализации, а также формирование действенной системы управления на всех уровнях организационной структуры.
Наиболее влияющими факторами, которые могут способствовать росту прибыли предприятия являются в первую очередь рост объема производимых продукции, товаров или услуг в соответствии с договорными условиями, снижение их себестоимости, а также повышение качеств ассортимента, что в целом обеспечивается также за счет эффективного использования производственных фондов, а также рост производительности труда.
Говоря об макроэкономическом влиянии на формирование прибыли, следует также учитывать саму политику государства относительно вида деятельности, который предприятие осуществляет. При этом особенное влияние на прибыль могут оказывать регулируемые государственные цены на реализуемую предприятием продукции, уровень налогов и платежей, что взымаются в бюджеты разных уровней, уровень спроса на продукцию, а также количество потенциальных и не потенциальных конкурентов в сфере деятельности предприятия по производству и/или реализации продукции (товаров, услуг).
Таким образом, можно сделать вывод, перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, находясь при этом между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
1.2 Назначение, задачи, основные методы анализа прибыли организации
В современных условиях важнейшей задачей торговых организаций является получение прибыли в объеме, достаточном для дальнейшего развития, решения производственных и социальных задач. Решение этой задачи возможно при условии эффективного управления процессом формирования прибыли. Механизм управления прибылью включает следующие элементы:
1) учет и экономический анализ прибыли и рентабельности;
2) экономически обоснованное прогнозирование и планирование прибыли и других финансовых показателей;
3) разработку конкретных мероприятий по достижению целевого объема прибыли;
4) организацию действенного контроля за выполнением разработанных мер и принятие соответствующих управленческих решений в зависимости от изменяющейся хозяйственной ситуации.