Файл: Оценка рисков финансово-кредитных институтов (Оценка рисков ОАО «Номос-Банк», как основа для эффективного управления ими).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение о предоставлении кредита потенциальному Заемщику - физическому лицу, принимается Кредитным комитетом Головного офиса, Малым Кредитным Комитетом, лицом уполномоченным принимать решения, кредитующего подразделения Головного Офиса, Филиала (Операционного офиса).

Отказ в предоставлении кредита физическому лицу может быть связан с наличием одной или нескольких причин:

  • наличие у Клиента отрицательной кредитной истории (невыполнение/частичное невыполнение Клиентом обязательств перед кредиторами по уплате основного долга, процентов, комиссий на момент выдачи кредита);
  • предоставление Клиентом недостоверной информации, оказывающей существенное влияние на адекватность его оценки Банком при проведении анализа;
  • у Клиента отсутствуют источники исполнения обязательств перед Банком;
  • предложение Клиентом неприемлемого, в соответствии с внутрибанковскими положениями по кредитованию, вида обеспечения.

Отметим, что наличие одной или нескольких причин из состава вышеперечисленных являются необходимым, но не достаточным условием для отказа в предоставлении кредита Клиенту. При принятии решения необходимо рассматривать возникновение тех или иных причин в совокупности и анализировать возможность нивелирования кредитных рисков в случае их возникновения.

Развитие. В рамках данного метода можно применять следующие технологии управления кредитными рисками:

  • поиск новых секторов кредитного рынка;
  • создание новых кредитных продуктов.

Стратегией развития Банка в условиях выхода на новые стратегически важные рынки предусмотрена разработка новых продуктовых линеек, позволяющих адекватно реагировать на изменения в банковской среде и повышать свой уровень конкурентопособности.

Перевод. Рассматриваемый метод, предполагает применение таких технологий управления кредитными рисками как:

  • страхование;
  • обеспечение;
  • рефинансирование/секьюритизация.

Страхование. В соответствии с внутрибанковскими положениями по кредитованию юридических лиц, субъектов малого бизнеса и физических лиц и программами кредитования, при оформлении имущества в качестве залога обязательным условием (если иное не предусмотрено решением Кредитным комитетом Головного офиса или МКК Головного офиса) является его страхование в уполномоченной страховой компании с указанием Банка в качестве выгоприобретателя по страховому полису (договору страхования). Кроме этого, Положением по кредитованию физических лиц по ряду кредитных договоров (в частности при ипотечном кредитовании и, в некоторых случаях, по автокредитованию) предусмотрено обязательное страхование жизни Заемщика.


Дополнительно, исходя из рекомендаций Банка России и в соответствии с внутрибанковскими положениями по кредитованию, может быть предусмотрено страхование иных видов рисков.

Обеспечение структура залогов в динамике. Внутрибанковскими Положениями по кредитованию юридических лиц, субъектов малого бизнеса и физических лиц может быть предусмотрена возможность оформления в качестве обеспечения обязательств Заемщика:

  • товаров в обороте;
  • основных средств;
  • движимого/недвижимого имущества;
  • ценных бумаг;
  • прав требования на строящуюся недвижимость;
  • банковской гарантии;
  • поручительства юридического или/и физического лица;
  • гарантийный депозит/вклад;
  • иных видов обеспечения, предусмотренные законодательством.

Виды обеспечения, являющиеся неприемлемыми для Банка, приведены в соответствующих внутрибанковских положениях по кредитованию юридических лиц, субъектов малого бизнеса и физических лиц.

Кроме этого, в ряде случаев, обговоренных внутрибанковскими положениями по кредитованию юридических лиц, субъектов малого бизнеса и физических лиц, предусмотрена возможность предоставления недообеспеченных кредитов и кредитов с открытым риском (бланковых).

Рефинансирование/Секьюритизация. В настоящее время Банк осуществляет сделки только по рефинансированию ипотечных активов.

Порядок осуществления сделок по ипотечному рефинансированию в Банке, регламентирован:

  • Соглашением о сотрудничестве, заключенным между Банком и Агентством, согласно которому Банк может совершать сделки по рефинансированию кредитов в пользу регионального оператора АИЖК. Согласно условиям Соглашения Банк не осуществляет дальнейшего сопровождения проданных кредитных договоров и не совершает обратного выкупа дефолтных закладных. Схема сделок по рефинансированию ипотечных кредитов регион. Оператору АИЖК представлены на рис. 3.2;
  • Договором о сотрудничестве, заключенным между Банком и Фондом, в соответствии с которым, а также согласно условиям дополнительно-заключенного Договора об оказании услуг по сопровождению Кредитных договоров, Банк осуществляет:
    • сбор и аккумулирование денежных средств, направляемых в счет погашения обязательств Заемщиков по Кредитным договорам;
    • перечисление аккумулированных денежных средств Фонду;
    • контроль за исполнением Заемщиками всех принятых на себя обязательств по Кредитным договорам.

Кроме этого, Договором о сотрудничестве с Фондом и Договором обратного выкупа предусмотрен обратный выкуп дефолтных закладных, что является приемлемым для Банка только в рамках соглашения с Фондом.


Брокерский Центр

Агентства

Потенциальный Заемщик

1. Взаимодействие относительно сбора документов на предоставление ипотечного кредита

2. - Сообщение основных параметров сделки, необходимых для выдачи Банком ипотечного кредита;

- Направление в Банк письма, содержащего согласие на рефинансирование выдаваемого кредита

3. Выдача ипотечного кредита

4. Предоставление полного пакета документов по клиенту в течение 3 рабочих дней после выдачи Банком кредита

МКК Банка

5. После проверки УКП и ДКИ полного пакета документов по Заемщику, проведения КЭ УКП кредитного анализа, составления профессионального суждения, выносится вопрос на МКК о согласии/не согласии Банка на рефинансирование кредита в РО АИЖК

6. В случае вынесения МКК Банка положительного решения о рефинансировании, осуществляется продажа долга и передача полного пакета документов по Заемщику в соответствии с условиями Соглашения с Агентством и в рамках ежемесячного графика поставки закладных

БАНК

Срок исполнения в течение 7 рабочих дней со дня выдачи кредита

7. Уведомление Заемщика о рефинансировании его долга в пользу РО АИЖК

Региональный оператор АИЖК (РО АИЖК)

Рисунок 3.2. Схема рефинансирования ипотечных кредитов в Брокерском Центре

Решение о заключении Соглашений о сотрудничестве по рефинансированию с Фондами, Агентствами и иными организациями, занимающимися рефинансированием и секьюритизацией, принимается на КК Головного офиса.

В рамках рассматриваемого метода управления кредитными рисками, в соответствии со Стратегией развития Банка и рекомендациями Банка России, могут быть использованы иные технологии управления (включая секьюритизацию), порядок применения которых будет регламентирован соответствующими внутрибанковскими положениями.

Снижение возможного ущерба. В настоящее время данная цель может быть достигнута посредством использования такой технологии как лимитирование. Лимитирование, как метод управления кредитным риском, состоит в установлении лимитов кредитования - предельно-допустимого значения величины:

  • кредитных вложений в рамках каждого из сегментов кредитования («Корпоративный бизнес», «Малый бизнес», «Розничные кредиты»), различных кредитных продуктов, в разрезе Головного офиса, Филиалов (Операционных офисов);
  • ссудной задолженности на инсайдеров;
  • лимита кредитования на одного Заемщика (группу связанных заёмщиков) в разрезе Головного офиса, Филиалов (Операционных офисов);
  • лимита собственного кредитования для Уполномоченных лиц Банка, Филиалов, (Операционных офисов);
  • Лимитов на векселя сторонних эмитентов.

Детально порядок принятия и корректировки лимитов, а также методика расчёта лимитов представлены в Положении о системе лимитирования. В целом, построение системы лимитирования является одним из наиболее эффективных инструментов управления рисками и напрямую связано со Стратегией развития Банка, разработкой новой продуктовой линейки, снижением рисков по различным операциями и достижением определенного уровня доходности по каждому из сегментов кредитования.

В рамках действующей системы осуществляются другие мероприятия, направленные на снижение кредитных рисков, такие как: регламентирование операций, диверсификация кредитных вложений. Система управления кредитными рисками Банка непрерывно совершенствуется. При усовершенствовании системы управления кредитными рисками Банку следует придерживаться следующих целей:

  • Идентификация и прогнозирование уровня кредитного риска с целью принятия адекватных мер для его минимизации;
  • Качественная и количественная оценка риска;
  • Создание системы управление кредитными рисками, позволяющей контролировать уровень кредитных рисков, принимаемых на себя Банком.

В целях надлежащего управления кредитным риском Банком разработаны собственные методики оценки кредитного риска по сделкам с различным типом заемщиков.

Принятые в Банке методики оценки кредитного риска по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, определенные в соответствии с требованиями Положением ЦБР от 26 марта 2013 г. N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» регламентируют принципы классификации ссуды по категориям качества и содержат:

  • детализированные процедуры оценки качества ссуд и формирования резерва;
  • порядок оценки ссуд, в том числе критерии оценки ссуд, порядок документального оформления и подтверждения оценки ссуд;
  • описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной оценки;
  • порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;
  • порядок и периодичность определения справедливой стоимости залога, то есть такой его цены, по которой залогодатель, в случае, если бы он являлся продавцом имущества, предоставленного в залог, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы его продать, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости указанного имущества и не обязанный его приобрести, согласен был бы его приобрести в разумно короткий срок, не превышающий 180 календарных дней (далее - справедливая стоимость залога);
  • порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;
  • порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;
  • порядок и периодичность формирования (регулирования) резерва.
  • процедуры принятия и исполнения решений по списанию с баланса кредитной организации нереальных для взыскания ссуд, то есть ссуд, в отношении которых кредитной организацией предприняты все необходимые и достаточные юридические и фактические действия по их взысканию, а также по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде (реализация залога, обращение требования к гаранту (поручителю), и проведение дальнейших действий по взысканию ссуды, либо по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, юридически невозможно и (или) когда предполагаемые издержки кредитной организации будут выше получаемого результата, включая указания на документы и (или) акты уполномоченных государственных органов, необходимые и достаточные для принятия решения о списании ссуды с баланса кредитной организации.

Заключение

Кредитная организация отражает во внутренних документах:
систему оценки риска по ссудам, позволяющую классифицировать ссуды по категориям качества, предусмотренным настоящим Положением, в том числе содержащую более детализированные процедуры оценки качества ссуд и формирования резерва, чем это предусмотрено настоящим Положением; описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной оценки;

В системе управления риском выделяются методы управления и оценки как отдельно взятой ссуды, так и кредитного портфеля в целом.

В составе элементов системы внутреннего контроля ОАО «Номос-Банк» выделены следующие:

1) цель системы: обеспечение финансовой устойчивости и конкурентоспособности кредитной органи­зации на финансовом рынке;

2) объект системы внутреннего контроля - «стержневой», базовый элемент, ради которого формиру­ется данная система и посредством появления которого возможен вообще внутренний контроль в кредитной организации;

3) субъект системы - участник системы внутреннего контроля, выполняющий контрольную функцию - «организующий» элемент;

4) механизм системы - «образующий» элемент системы, посредством которого обеспечивается непосредственное проведение внутреннего контроля.

В заключение отметим несколько рекомендаций топ-менеджерам банков:

1) вопросы защиты информации должны стать неотъемлемой частью разработки любого бизнес-процесса в банке;

2) сотрудники подразделений риск-менеджмента и СВК должны быть подготовлены не только как специалисты в областях контроля и управления, но и как специалисты в области защиты информации;

3) в подразделениях риск-менеджмента и службы внутреннего контроля должны быть разработаны методики анализа рисков, связанных с недостатками в обеспечении защиты информации;

4) обеспечение защиты информации должно носить комплексный и непрерывный характер, в связи с этим сотрудники подразделений риск-менеджмента и СВК должны проходить регулярную переподготовку по вопросам защиты информации, а их методики анализа рисков постоянно совершенствоваться.