Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана ( ПОНЯТИЕ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ И ЕГО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 11
ВВЕДЕНИЕ
Специализированное производство и использование особого рода информации о круге реализуемых товаров, работ, услуг и их производителях, предназначенной для потребительского сообщества, является одним из важнейших направлений в деятельности хозяйствующих субъектов, особенно в условиях рыночной экономики.
Указанное направление деятельности хозяйствующих субъектов нуждается в отвечающих его специфике специальных средствах и правовых механизмах их применения, способных обеспечить интересы всех участников рыночного процесса, включая государство, предпринимателей и потребителей продукции.
Роль таких средств выполняет исторически сложившаяся группа объектов промышленной собственности, получившая название средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Эта группа состоит из двух родственных по выполняемым функциям подгрупп - подгруппы средств индивидуализации продукции и подгруппы средств индивидуализации участников гражданского оборота.
Эти подгруппы характеризуются особым набором конкретных средств индивидуализации, играющих специфическую роль в общественных отношениях, складывающихся в связи с применением к индивидуализируемому объекту.
Подгруппа средств индивидуализации продукции включает в себя товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, указания происхождения товаров.
Подгруппа средств индивидуализации участников гражданского оборота состоит из таких средств индивидуализации, как фирменные наименования и коммерческие обозначения.
Практической основой работы явилось действующее гражданское законодательство Российской Федерации, в частности часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правоприменительная практика, в частности, Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» и другие.
Целью настоящего исследования является научно-теоретический анализ понятия «фирменное наименование» и его гражданско-правовая охрана.
Цель исследования конкретизируется в следующих основных задачах:
- рассмотрение понятия и структуры фирменного наименования;
- анализ функций фирменного наименования;
- исследование субъектов фирменного наименования;
- изучение требований к фирменному наименованию и его гражданско-правовая охрана.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с использованием фирменного наименования юридическими лицами и ИП.
Предмет исследования составляет фирменное наименования организации и его гражданско-правовая охрана.
Структура работы определяется логикой построения научного исследования, его целями и задачами. Курсовая работа включает в себя введение; одну главу, подразделённую на параграфы; заключение, список нормативно-правовых актов и использованной научной литературы.
В первом параграфе рассмотрено понятие, структура и функции фирменного наименования. Основными являются второго и третьего параграфа являются субъекты фирменного наименования, требования предъявляемые к нему и гражданско-правовая охрана фирменного наименования.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ И ЕГО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА
Понятие, структура и функции фирменного наименования
С принятием части четвертой ГК РФ комплексное правовое регулирование получили ряд институтов и объектов, ранее не имевших достаточной законодательной базы. К числу таких объектов относится фирменное наименование[1].
ГК РФ предусматривает, что каждое юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Наименование юридического лица должно быть представлено в его учредительных документах. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, обязано иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию определяются названным Кодексом и другими законами.
Права на фирменное наименование устанавливаются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ (пункты 1, 3, 4 статьи 54 ГК РФ).
К сожалению, как и ранее действующее законодательство, часть четвертая ГК РФ не дает легального определения фирменного наименования, однако точно указывает значение и содержание фирменного наименования[2].
Так, пункт 1 статьи 1473 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) при государственной регистрации юридического лица.
Следует обратить внимание, что к фирменным наименованиям в смысле положений ГК РФ не относятся наименования объединений юридических лиц, не приобретающих статуса юридических лиц. Данное разъяснение содержится в пункте 58.2 Постановления № 5/29.
К функциям фирменного наименования относят:
1) отличительную - именно фирменные наименования позволяют различать субъектов права между собой;
2) информационную - по фирменному наименованию окружающие лица могут составить представление об основных признаках данной организации;
3) репутационную - фирменное наименование составляет гудвилл компании, в совокупности с другими нематериальными активами создает имидж компании, в соответствии с которым контрагенты принимают решение о заключении с ней договоров[3].
Действующее гражданское законодательство разрешает создавать коммерческие организации (юридические лица) в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий (пункт 2 статьи 50 ГК РФ), характеризует юридическое лицо как организацию, имеющую в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающую по своим обязательствам этим имуществом, приобретающую и осуществляющую имущественные, личные неимущественные права, способную нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1 статьи 48 ГК РФ).
Структурно фирменное наименование включает два компонента.
В силу пункта 2 статьи 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Такая формулировка предполагает наличие механизма регулирования процедуры регистрации фирменных наименований и включения их в ЕГРЮЛ, а также возможность изменения фирменных наименований, не соответствующих положениям приведенной нормы[4].
Согласно статье 14 Федерального закона от 18.12.2006 года № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 ГК РФ (в том числе пункта 2 статьи 1474), подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 года изменении учредительных документов юридических лиц[5].
В силу пункта 3 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или, соответственно, в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица (пункты 1 - 3 статьи 1473 ГК РФ).
Содержание фирменного наименования - это совокупность тех элементов (словесных, буквенных, цифровых), из которых оно состоит, которые включает в себя[6].
Традиционно вслед за В.В. Розенбергом в структуре фирмы выделяют корпус (основную часть) и добавления (необходимую часть). Корпус фирмы содержит указание на организационно-правовую форму, а в требуемых законом случаях - на вид деятельности организации. Добавления представляют собой те индивидуализирующие словесные обозначения, которые необходимы для отличия одних юридических лиц от других с помощью собственного имени, фантазийного слова и аббревиатуры.
Собственно наименование юридического лица и является средством индивидуализации, позволяющим отличать данное юридическое лицо от других участников рынка. В качестве такого наименования могут быть использованы различные слова или словосочетания, например, «Магнолия», «Нева», «Русский стандарт», «Южная звезда». Именно последняя отличительная часть фирменного наименования несет в себе основную индивидуализирующую функцию.
Статья 54 ГК РФ разделяет понятия «наименование юридического лица» (пункт 1) и «фирменное наименование юридического лица» (пункт 4). При этом фирменное наименование юридического лица является составной частью его полного наименования; наименование состоит из указания на организационно-правовую форму и фирменного наименования лица[7].
Однако идея статьи 54 ГК РФ о разграничении наименования юридического лица и фирменного наименования не была воплощена в нормах ГК РФ, посвященных отдельным видам коммерческих организаций.
В частности, в соответствии с пунктом 3 статьи 69 ГК РФ фирменное наименование полного хозяйственного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество».
Субъекты фирменного наименования
Анализ статей ГК РФ позволяет отнести к субъектам права на фирменные наименования следующие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями: полное товарищество; товарищества на вере; общество с ограниченной ответственностью; акционерное общество; производственный кооператив; государственное и муниципальное унитарное предприятие[8].
Согласно пункту 3 статьи 69 ГК РФ фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество».
В соответствии с пунктом 4 статьи 82 ГК РФ фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».